Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сочетание внешней и внутренней оценки при проведении аттестационных процедур




Система оценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование наряду с внутренней оценкойпедагога и школы системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке может различаться на разных возрастных этапах развития обучающихся. Так, при оценке результатов освоения начальной программы общего образования представляется целесообразным в рамках итоговой аттестации использовать в основном внутреннюю оценку, а внешнюю оценку применять в ходе мониторинговых исследований готовности первоклассников к обучению в начальной школе и готовности выпускников к продолжению образования в основной школе. При оценке же результатов освоения программы полного среднего образования в рамках итоговой аттестации целесообразно в основном опираться на внешнюю оценку и лишь частично – на внутреннюю оценку школы.

Обеспечение качества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя, так и внутренняя оценка должны строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения. Это достигается за счет выбора методов оценивания и необходимого инструментария. Таким образом, внутренняя оценка не может остаться произвольно формируемой школой. Посредством распространения общего для всей системы образования понимания содержания и критериальной базы внутренняя система оценивания, главным образом, и выполняет свою миссию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для государства, общества и личности результатов образования. Для формирования такого общего понимания целесообразно использовать процедуры аттестации образовательных учреждений, в ходе которых наряду с изучением и анализом показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения, проводится и валидизация системы внутренней оценки школы.

Основными процедурами, используемыми при валидизации, могут служить экспертиза соответствия рекомендуемой критериальной базы и критериальной базы, используемой учителем, а также оценка правильности ее использования в ходе внутреннего оценивания. По результатам аттестации школа и учителя получают рекомендации по разъяснению требований к результатам изучения данного предмета и по применению критериев оценивания. Такая процедура (модерация) позволит повысить объективность оценивания, способствует выработке общего понимания всеми учителями целей и особенностей изучения предмета, формированию общих подходов к системе оценивания образовательных результатов.

Поэтапная стратегия проверки выполнения обязательных требований стандарта

Требования к учащимся, соответствующие стандартам образования, разрабатываются на конец каждой из ступеней обучения: начальной (IV кл.); основной (IX кл.), полной средней школы (XI кл.). Значит ли это, что оценка достижения учащимся требований стандарта должна быть приурочена именно к этим ступеням обучения? Или она может быть рассредоточена по годам обучения или по важнейшим этапам изучения курсов и дисциплин? В ряде дисциплин может быть выделена еще одна дополнительная ступень, например, в русском (родном) языке - VII, в математике - VI, литературе - VII и VIII классы. Ответ на этот вопрос всецело зависит от того, какая функция будет придаваться такой оценке.

Если оценку будет проводить учитель с целью контроля достигнутых результатов в процессе обучения, то ее рассредоточение совершенно необходимо.

Если такая проверка приобретает государственное значение, то есть по ее результатам государственные органы будут судить о выполнении требований стандарта образования, то выбор срока ее проведения будет иметь принципиальный характер. Объективные и сравнимые сведения о достижении требований к освоению образовательных программ можно получить только по завершении каждой ступени обучения, для которых определены стандарты.

Проверка выполнения учащимися требований на государственном уровне осуществляется в ходе итоговой аттестации.

При обязательном проведении итогового контроля учебных достижений школа встретится, по крайней мере, с двумя трудностями. Одна из них - необходимость проводить проверку выполнения требований стандарта образования по многим учебным дисциплинам на одной и той же ступени обучения, например, в конце 9 класса, что вызовет организационные трудности. На этапе внедрения общеобразовательных стандартов в школу возможно проведение проверки их выполнения на основе принципа добровольности, по желанию учащихся, школ и регионов (в экспериментальном режиме) и лишь по некоторым дисциплинам, например, естественно-математического цикла. Другая трудность таких проверок - в необходимости охватить ими значительный по объему учебный материал (за весь курс обучения), найти немалое учебное время, нужное для их проведения, и тем самым увеличить учебную нагрузку школьников. Видимо, возможности преодолеть эту трудность должна быть предусмотрены в базисном учебном плане и содержании стандарта: его объем и уровень требований должны реально соотноситься с учебным временем и быть посильны для учащихся. Эта трудность может быть постепенно преодолена также только в практике обучения.

Ясно, что только практика обучения в течение ближайших лет покажет целесообразность и пути организации проверки и оценки выполнения требований образовательных стандартов на государственном уровне.

Так, проверка достижения учащимися обязательного уровня подготовки может проводиться по ряду предметов в контрольных испытаниях зачетного типа. На отдельных ступенях обучения и применительно к отдельным учебным предметам оценка достижения учащимися требований к результатам образования может осуществляться на основе оценки учебной деятельности в процессе обучения. Контроль исполнения требований к результатам образования, не поддающихся операциональной проверке, может осуществляться на основе экспертной оценки соответствующих программ при аттестации образовательных учреждений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...