Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Открытость требований стандарта, содержания оценки и ее результатов




Для полноценной организации процесса обучения важна полная открытость для всех его участников, а также широкой общественности требований стандарта, системы измерителей и оценочных процедур, а также результатов учащихся.

Особую роль открытость требований стандарта и результатов их достижения имеет для учителей, учащихся и их родителей. Учителя призваны руководствоваться ими в организации процесса обучения, направляя его на достижение учащимися в соответствии с их возможностями различных уровней подготовки. Родителям важно понимать характер и уровень требований для того, чтобы с помощью учителей и школьных психологов осознанно выбирать индивидуальные траектории и стратегии развития своих детей, учитывая их интересы.

Ознакомление учащихся с требованиями стандарта, конечно, в меру понимания ими их сущности, необходимо до начала изучения темы и раздела курса и в ходе его изучения. При этом важно ознакомить их с требованиями разного уровня. Только таким путем можно делать школьника полноправным участником процесса обучения, заинтересованным в его результатах и личных учебных достижениях.

Убедившись в возможности овладеть учебной дисциплиной на уровне необходимой подготовки, поверив в себя, учащийся может воспользоваться правом испытать свои силы с помощью заданий повышенного уровня. Постоянное испытание своих познавательных возможностей пробуждает интерес к различным областям деятельности, помогает осознать свои интересы, предопределяет выбор будущего жизненного пути.

Уровневый подход в оценке результатов образования

Для оценки достижения требований к результатам образования (построения шкал оценивания и описания результатов) предлагается использовать уровневый подход к представлению результатов. Данный подход широко используется в школьной практике как в России, так и за рубежом. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной методологической задачей становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся.

При переходе на новую «уровневую» систему оценивания предстоит содержательно наполнить каждый уровень достижений, т.е. определить какие знания и умения могут продемонстрировать учащиеся, достигшие того или иного уровня. Большая работа в операционализации требований стандарта и выделении уровней освоения отдельных требований стандарта 2004 года проведена в рамках единого государственного экзамена. За уровень достижения отдельного требования к результатам образования следует принять уровень, достигаемый большинством учащихся. В данном случае появляется эталон, ориентированный на реальные достижения, который можно применять в рамках всех аттестационных процедур. Критерии достижения отдельных уровней требований стандарта определяются профессиональными организациями, разрабатывающими контрольные измерительные материалы для проведения педагогических измерений с учетом реальной школьной практики и принятой методологии оценки.

При разработке уровневой системы оценки освоения отдельных требований стандарта целесообразно использовать опыт, накопленный в процессе проведения единого государственного экзамена.

Обеспечение объективности оценки

Обязательность оценки достижения планируемых результатов у каждого учащегося, посильность ее для него, открытость ее материалов теряют всякий смысл, если не обеспечена ее объективность. Если проверялось не то, что изучалось, оценивалось не так, как предполагалось, проводилось иначе, чем планировалось.

Объективность оценки предполагает, во-первых, соответствие измерителей планируемым целям, в нашем случае - требованиям к результатам образования, т.е. валидность содержания проверочной работы. Во-вторых, объективность оценки невозможна, если не будет обеспечена однозначность оценки работы учащегося любым проверяющим. Выполнение этого условия во многом зависит от выбора формы и способа оценки. Проще всего однозначно оценить выполнение задания с выбором ответа или с альтернативными ответами разного типа (да – нет, согласен – не согласен и т.п.). Гораздо сложнее обеспечить выполнение этого требования при оценке заданий с развернутым ответом или устного ответа учащегося. В этом случае однозначность оценки ответов учащихся можно обеспечить с помощью использования специально разработанных критериев оценки выполнения подобных заданий. С опытом разработки таких критериев можно ознакомиться, например, на материалах единого государственного экзамена или международных сравнительных исследований качества общего образования, проводимых в России.

Наконец, объективность оценки подразумевает и соблюдение одинаковой процедуры ее проведения, предоставление учащимся равных условий в процессе испытаний (одинаковое время, отводимое на них, идентичный инструктаж испытуемых, полная самостоятельность при проведении работы и т.д.).

Обеспечение единых подходов к оценке выполнения работы учащимся и единых условий ее проведения и есть ее стандартизация, без чего проверка не сможет стать средством надежного измерения и объективного оценивания учебных достижений школьников.

Процесс стандартизации процедуры оценки достижения образовательных стандартов должен быть описан в методических рекомендациях. Обеспечение стандартизации процедуры оценки потребует разработки инструктивных материалов для организаторов оценочных процедур, учителей и учащихся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 682.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...