Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комплексный подход к оценке результатов образования




Комплексность в оценке образовательных достижений проявляется в нескольких аспектах: функциональном, организационном и инструментальном.

Функциональная комплексность проявляется в обеспечении оптимального сочетания всех функций педагогического контроля и оценки: информационной, диагностической, мотивационной, воспитательной.

Комплексный подход к организации оценки образовательных достижений учитывает необходимость создания основ для оптимального функционирования внешней и внутренней оценки и совместного использования их результатов при принятии решений разного уровня, например, аттестации учащихся или аттестации образовательных учреждений. При этом, согласно международной практике, под внешней понимается независимая от школы и учителя оценка учебных достижений учащихся, которая чаще всего осуществляется по результатам мониторинга или государственных экзаменов. Под внутренней понимается главным образом оценка учебных достижений, осуществляемая учителем в процессе обучения.

Различие этих видов контроля и оценки состоит в том, что внутренний контроль зачастую ориентирован на промежуточные результаты обучения, когда требования стандартов не выступают во всей их полноте и определенности. Это касается и тематического контроля, оценивающего овладение учащимися темой или разделом курса, уже изученного полностью: в процессе работы над другими темами учащийся, как правило, возвращается к изученному.

Внешний контроль и оценка ориентированы в большинстве случаев на итоговые и конечные результаты обучения, когда проверяемый материал и основные умения уже должны быть освоены учащимися.

Общим в этих двух видах контроля и оценки могут быть организационные меры по обеспечению их объективности и применение единой системы инструментария, использование которого позволяет обеспечить оценку различных сторон образовательных достижений учащихся.

Ориентация внешней и внутренней оценки на требования стандартов к результатам образования поможет преодолеть существующий в практике школы разрыв между ними, объединить их, представив как составляющие одной системы оценки результатов образования.

Комплексный подход по отношению к инструментарию предполагает разработку системы инструментария, использование которого позволит обеспечить оценку различных сторон образовательных достижений учащихся, но при этом обеспечить возможность интеграции результатов оценки в единые показатели.

Оценка индивидуального прогресса

Для повышения эффективности оценки образовательных достижений, стимулирующей развитие учащихся, обеспечивающей индивидуализацию учебного процесса, а также объективную оценку деятельности учителей и образовательных учреждений, необходимо создание системы оценки образовательных достижений учащихся, учитывающей динамику их развития. Она должна включать создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, начиная со стартовой диагностики и находя продолжение в определении индивидуального прогресса учащихся.

Оценка метапредметных умений

Введение в стандартах второго поколения метапредметных результатов образования (инструментальных ресурсов личности) – освоенных учащимися на базе одного или нескольких, или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках обучения, так и в реальных жизненных ситуациях, требует создания особой системы их оценивания.

В настоящее время не разработаны достаточно четкие требования к этой области образовательных результатов, что затрудняет разработку методики их объективной оценки. Анализ зарубежного опыта показывает, что одной из сторон оценивания результатов обучения становится оценка не изолированных умений по отдельным предметам, а оценка умений интегративного и междисциплинарного характера. Наряду с этим всё больше внимания проявляется к оценке результатов метапознания: общеучебных умений, умений целеполагания, поисковой деятельности и самоконтроля.

Методологической основой разработки требований к метапредметным результатам и системы их оценки должны стать компетентностный подход к результатам образования. Он предполагает выявление межпредметных связей, ориентацию на высокую познавательную самостоятельность школьников.

Важной проблемой для разработчиков в этом случае станет проблема взаимосвязи отдельных разновидностей учебной деятельности, которые подлежат выявлению и оценке, в частности, взаимосвязи общих учебных умений и деятельности с конкретным учебным материалом по каждому учебному предмету. Общеучебные умения способствуют интенсивному развитию теоретического мышления: овладению содержательными абстракциями, обобщением, анализом, планированием, рефлексией и др. Проверка учебной подготовки учащихся фактически выявляет их способность строить интеллектуальные действия с учебным материалом. При таком подходе предметные знания и умения, которые являются обязательными результатами обучения, из цели достижения образовательного стандарта превращаются в средства развития универсальных учебных действий. Как указывают психологи, они включают в себя интеллектуальную, коммуникативную и проектно-исследовательскую разновидности учебной деятельности. При проверке и оценке учебной подготовки школьников обычно выделяют уровни, связанные с их познавательной самостоятельностью. Определяя принципы, которые могут быть положены в основу оценки достижения метапредметных требований стандарта, авторы предполагают, что в рамках предметной деятельности могут быть выявлены и общеучебные умения, а также уровни познавательной самостоятельности.

    Оценка сформированности метапредметных умений у каждого ученика, как основы для продолжения его образования, должна служить основой для диагностики его образовательных достижений. По мере разработки системы оценки метапредметных умений (инструментария и процедур) возможно включение ее в мониторинговые исследования качества образования и аттестационные процедуры (аттестацию учащихся, педагогических кадров и образовательных учреждений).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...