Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязательность оценки достижения требований к результатам образования у каждого школьника




Как известно, образовательный стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образования по каждой его области, учебной дисциплине и курсу. Все, чем обязан овладеть учащийся на уровне планируемых стандартом требований к результатам образования, должно стать его личным достоянием, усвоено сознательно и прочно. В достижении таких результатов школе необходимо видеть основы выполнения государственной образовательной программы Российской Федерации, а каждому учащемуся - свой нравственный долг перед обществом и страной. Это позволит добиться внутри страны некоторого необходимого качества общеобразовательной подготовки выпускников школы, обеспечить эквивалентность образования школьников, обучавшихся в различных типах школ, по разным методикам и учебникам.

Поэтому первым шагом обновления системы оценки должна стать обязательность проверки и оценки овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифференциации и специализации. Это позволит получить информацию о ходе учебного процесса, без которой он ныне недостаточно эффективен. Данные об успешности (или не успешности) овладения этими знаниями и умениями позволят усилить обратную связь, будут способствовать их своевременной коррекции.

Информация о достижении учащимся обязательного уровня обученности даст возможность учителю дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс, определит выбор им методических путей обучения. Подтверждение этому являются итоги многолетнего эксперимента по "уровневой дифференциации", проводившегося в различных регионах страны.

Посильность системы оценки результатов образования

Обязательный характер проверки и оценки необходимого уровня обученности неразрывно связан и с другой ее особенностью, а именно - посильностью для большинства учащихся предлагаемой ему системы проверочных заданий.

Школьная педагогика в своем отношении к ребенку исходит из принципа доступности обучения, под которым понимается направленность процесса учения на уже достигнутый и на возможный, с учетом зоны ближайшего развития, уровень способностей, знаний и умений учащихся. Посильность выполняемой ими работы лишь один из моментов проявления принципа доступности. Посильность предполагает, что типы заданий, включенных в работу, известны учащимся, отработаны с ними, и - тем самым - вся проверочная работа ориентируется на уже достигнутое в учении. Выполняя такую работу, учащийся обретает уверенность в своих силах, осознает свои возможности в дальнейшем продвижении в учении, в углублении своих знаний и умений, в овладении повышенным уровнем учебной дисциплины или курса. Посильность проверочной работы обеспечивается включением в нее заданий, обязательных для выполнения, знакомых учащимся и многократно выполнявшихся ими.

Система посильных заданий – должна быть адекватна требованиям стандарта. Их выполнение должно свидетельствовать об овладении знаниями и умениями, достаточными для продолжения образования.

Это означает, что требования к уровню подготовки школьников могут быть представлены в нормативных документах только после их широкой экспериментальной проверки и выявления реального уровня, который достигается большинством учащихся. Нельзя вводить как обязательные требования, которые непосильны для значительной группы школьников. После экспериментальной проверки реального уровня достижения как отдельных требований, так и системы требований в целом можно будет установить измеряемые, достижимые большинством обязательные результаты. Эти обязательные результаты обучения и нужно положить в основу аттестации учащихся на отметку «удовлетворительно» на несколько лет. При постепенном повышении уровня обученности при соответствующей целенаправленной работе через 5 лет можно ввести как обязательные более высокие результаты.

Валидность системы оценки достижения требований к результатам образования

Разрабатываемая система оценки достижения требований к результатам образования должна включать различные формы и способы оценки, при использовании которых обеспечивается валидность (соответствие) измерителей и оценочных процедур принятой системе требований к освоению образовательных программ. Это означает полноту и адекватность проверки достижения принятых требований стандарта, что может быть реализовано в рамках комплексного подхода. В связи с этим важной методологической проблемой становится обеспечение оценки всех требований к результатам образования, заявленных в стандарте.

Измеряемость требований к результатам образования

Требования к результатам образования в стандартах сформулированы, как правило, в общем виде. Для измерения достижения большинства требований необходима их операционализация, т.е. конкретизация с ориентацией на «измеряемость». Процесс операционализации состоит в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения (создания измерителей, шкалы и критериев оценивания достижения требований, способа представления результатов и т.д.).

При этом необходимо учитывать, что работа над конкретизацией требований, т.е. их ориентация на “измеряемость”, может существенно повлиять на систему требований к уровню подготовки. В основном поддаются объективному измерению наиболее простые знания и умения воспроизводящего характера, поэтому в требованиях при их операционализации возрастает, как правило, репродуктивная часть. В связи с этим необходимо специально обращать внимание на соотношение репродуктивных и продуктивных требований к уровню подготовки школьников. В противном случае в учебном процессе может произойти переориентация на наиболее простые проверяемые элементы требований, и будет значительно уменьшено время на формирование важных, но объективно не проверяемых требований стандарта.

В разрабатываемых документах по учебным предметам целесообразно включить образцы измерителей достижения отдельных требований или планируемых результатов обучения. В идеале каждый измеритель должен сопровождаться статистическими данными о достижении требования, полученными на представительных выборках выпускников начальной, основной или средней школы России. Данная статистика необходима уже на этапе введения образовательных стандартов для определения нормы достижения требований к результатам освоения образовательных программ. Но поскольку эта работа требует значительных трудовых и материальных затрат, такое описание требований может дополнять стандарт по мере получения необходимых статистик.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 704.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...