Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка личностных результатов обучения




Личностные результаты обучения тесно связаны с учебной подготовкой школьников и включают ценностные ориентации и отношения, интерес и готовность к обучению, мотивации к обучению и др. Также, как и в случае с метапредметными результатами образования, приходится признать неразработанность достаточно четких требований к личностным результатам учащихся, что затрудняет построение методики объективной оценки личностных качеств. В то же время имеется достаточный опыт различных социологических опросов, позволяющих оценить состояние тех или иных аффективных результатов обучения той или иной совокупности учащихся.

Так, например, в рамках международных исследований качества образования (TIMSS-1995, 1999, 2003) с помощью анкетирования проводилась оценка личностных качеств учащихся, обеспечивающих успешность в обучении.

Вопросы анкеты была направлены на получение информации:

– о мотивации (интерес к предмету; удовольствие при его изучении; мнение ученика о достижении целей, которые он ставит, изучая предмет; отношение к своей школе; чувство принадлежности к школьному сообществу и др.);

– об уверенности в себе (уверенность в своих способностях к предмету, возможность преодолеть возникающие при этом трудности и др.);

– об эмоциональных факторах (тревожность при обучении и др.);

– о «стратегии» в изучении предмета (старается ли ученик в основном запоминать новый материал или связать его с тем, что он изучал ранее, владеет ли умениями самоконтроля в процессе изучения предмета и др.).

     Ответы учащихся на соответствующие вопросы анкеты позволили косвенным образом оценить, насколько они уверены в своих возможностях при изучении предмета и насколько эта уверенность связана с результатами их деятельности в выполнении тестов; насколько та или иная степень обладания теми или иными комбинациями выделенных личностных качеств определяет выбор эффективных стратегий в изучении.

Опыт проведенных исследований показывает, что изучение состояния личностных результатов обучения целесообразно организовать в рамках мониторинга образовательных достижений учащихся и использовать полученные выводы для оценки достижения требований программ на федеральном, региональном, муниципальном уровне образования или в рамках отдельного образовательного учреждения.

Организационные аспекты оценки освоения требований к результатам образования

Общие положения

Для получения более объективной и полной картины об освоении образовательных программ необходимо разработать такую систему контроля, распределенную по годам и включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса. Например, данная система могла бы включать стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в образовании, а также итоговую аттестацию. Дополнительно для выявления тенденций изменений в образовании должно быть предусмотрено проведение мониторинговых исследований по специальным направлениям.

На основании результатов оценки должны приниматься разного рода решения, например, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении и т.д.

Таким образом, реальные результаты общего образования должны выявляться путем проведения специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований, осуществления итоговой аттестации учащихся, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.

Например, итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования может включать:

  • Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием);
  • Представления выпускниками учреждений общего образования портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

По результатам итоговой аттестации учащиеся получают сертификат о завершении определенной ступени общего образования, в котором должен быть оценен уровень подготовки к продолжению образования в системе общего или профессионального образования и должны быть отражены достижения учащегося в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Для обеспечения получения надежной информации о результатах обучения должна быть разработана система доступа к информации об учащихся. Персональная информация должна выдаваться только на уровне образовательного учреждения при аттестации учащихся, а также для информирования учащихся, учителей и родителей учащихся об индивидуальном прогрессе для принятия решения о траектории обучения и ее коррекции. Для целей оценки качества образования и его мониторинга необходимо иметь агрегированную информацию по классам и образовательным учреждениям.

Оценка личностных аффективных результатов обучения (ценностных ориентаций, интереса и готовности к обучению, мотивации к обучению и др.) должна осуществляться только на уровне образовательного учреждения или в рамках мониторинговых исследований качества образования. На основе полученных данных не должны приниматься решения об аттестации учащихся, учителей или образовательных учреждений. На уровне образовательного учреждения данная информация может использоваться только для совершенствования процесса обучения. Информация, полученная в рамках мониторинговых исследований, должна служить основой для оценки состояния образовательной системы.

Доступ к информации о личностных результатах учащихся должен быть регламентирован. Достижение личностных результатов не должно стать одним из критериев для аттестации образовательных учреждений. В случае мониторинговых исследований персональная информация также является конфиденциальной, для анализа используются только агрегированные данные или данные, в которых персональная информация заменена на идентификаторы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 601.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...