Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 48. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИММУННЫЕ ПРОЦЕССЫ




Мотивация цели самоподготовки.  Средства, стимулирующие (нормализующие) иммунные реакции, используются врачами различных специальностей в комплексной терапии иммунодефицитных состояний различного генеза (ВИЧ-инфекция, лучевая болезнь, в результате длительного лечения гормональными препаратами, антибиотиками, цитостатиками, после лучевой терапии, при злокачественных новообразованиях, острых и хронических инфекциях, после тяжелых истощающих заболеваний и др.). Иммунодепрессивные средства применяются в случаях иммунологической несовместимости пересаженных органов и тканей для профилактики их отторжения. Они являются эффективными при аутоиммунных заболеваниях (ревматизм, системная красная волчанка, аутоиммунный гломерулонефрит, коллагенозы, неспецифический язвенный колит и др.). Это и обуславливает необходимость знаний фармакологических свойств иммуноторопных средств для провизоров.

Исходный уровень знаний.Для изучения материала необходимо знать из курсов микробиологии и патологической физиологии: понятие о клеточном и гуморальном иммунитете, основных иммунных и различных патологических состояниях, при которых могут быть использованы иммуностимулирующие и иммунодепрессивные средства.

Препараты для изучения:тималин, тактивин, тимоптин, вилозен, миелопид, тимоген, пентоксил, натрия нуклеинат, левамизол, продигиозан, пирогенал, полудан, дибазол, интерферон, азатиоприн, батриден, циклоспорин, кризанол, ауранофин, меркаптопурин, циклофосфан, интерлейкин-2, хингамин.

Цель самоподготовки

А - Уяснить и запомнить

—классификация иммуностимуляторов (запомнить препараты)

—классификация интерферонов (запомнить препараты)

—механизмы иммуностимулирующего действия отдельных групп стимуляторов иммунитета, фармакологические эффекты.

—показания и противопоказания к применению иммуностимуляторов, побочные эффекты отдельных препаратов.

—классификация средств, подавляющих иммуногенез

—механизм иммуносупрессивного действия препаратов отдельных групп.

—показания к применению иммуносупрессоров с учетом специфики назначения отдельных препаратов.

—Побочные эффекты иммуносупрессоров.

Уметь выписать в рецептахс указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): тималин, тактивин, интерфероны, дибазол, левамизол, азатиоприн, преднизолон, настойку женьшеня, циклоспорин, инфликсимаб симулект, муромонаб-CD3, антилимфоцитарный иммуноглобулин.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 524-536.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1.Дать краткую характеристику препаратов: тималин, тактивин, левамизол, дибазол, миелопид, продигиозан, пирогенал, полудан, интерферон, азатиоприн, циклоспорин, преднизолон в виде таблицы:

Препараты Форма выпуска, дозы Механизм действия Показания к применению

Задание 3.Представить полную классификацию иммунотропных средств.

1. Классификация иммуностимуляторов (препараты).

Задание 4. Дать фармакологическую характеристику препаратов разных групп (тималин, тактивин, вилозен, миелопид, продигиозан, левамизол, дибазол, полудан, интерферон); механизмы действия, эффекты.

4. Выписать в рецептах:

1.Гормональный препарат для терапии аутоиммунных заболеваний;

2.Иммунодепрессант из группы цитостатиков;

3.Средство для подавления реакции отторжения трансплантата;

4.Эндогенный иммуностимулятор;

5.Средство, повышающее фагоцитарную активность лейкоцитов;

6.Стимулятор пролиферации Т-лимфоцитов, производное имидазола;

7.Иммуностимулятор, обладающий антигельминтной активностью;

8.Иммуностимулятор для профилактики гриппа;

 

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.  Укажите центральные и периферические органы иммунной системы

2. Укажите классификацию иммунотропных средств

3. Дайте определение иммуномодуляторам и иммунокорректорам.

4. Перечислите препараты относящиеся к иммуномодуляторам и иммунокорректорам.

5. Дайте определение иммуностимуляторам.

6. Перечислите препараты, относящиеся к иммуностимуляторам.

7. Дайте определение иммунодепрессантам.

8. Перечислите препараты, относящиеся к иммунодепрессантам.

9. Укажите классификацию препаратов интерферона.

10.Укажите лекарственные формы препаратов интерферона.

11.Укажите препараты альфа-интерферона.

12.Укажите лекарственные формы человеческого лейкоцитарного интерферона.

13.Укажите препараты бета-интерферона

14.Укажите препараты гамма-интерферона.

15.Укажите спектр антивирусной активности различных препаратов интерферона.

16.Иммуноглобулины, определение, строение.

17.Укажите свойства разных классовантител в иммуноглобулинах.

18.Перечислите препараты относящиеся к иммунодепрессантам.

19.Укажите механизмы действия препаратов иммунодепрессантов (антиметаболитов, глюкокортикоидов, антилимфоцитарного иммуноглобулина, муромонаба, симулекта, инфликсимаба.

 

Занятие 49. ПРИНЦИПЫ РАСПОЗНАВАНИЯ И ТЕРАПИИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ. АНТИДОТЫ. ПЛАЗМОЗАМЕЩАЮЩИЕ РАСТВОРЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Мотивация цели самоподготовки.В настоящее время в связи с интенсивным развитием химической промышленности общее количество химических веществ достигает 6 миллионов. Расширение производства и Потребления бытовых химических материалов и лекарственных средств приводит к контакту с ними значительного контингента населения, что имеет следствием увеличение числа острых отравлений. Наиболее часто отравления вызываются лекарственными средствами, затем средствами бытовой химии, ядами растений и животных. Плазмозамещающие средства и средства для парентерального питания находят широкое применение в медицине для лечения многих патологических состояний, плазмозамещающие средства, в частности, используются для проведения дезинтоксикационной терапии при острых отравлениях.

Исходный уровень знаний.Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса токсикологической химии — понятие о ядах, виды и причины отравлений; из курса общей фармакологии —особенности фармакокинетики веществ в зависимости от их химической структуры; из предыдущих занятий по фармакологии —симптомы отравления мускарином, антихолинэстеразными препаратами, атропином, снотворными средствами, морфином и меры помощи.

Препараты для изучения:Унитиол, натрия тиосульфат, уголь активированный, танин, тетацин-кальций, пентацин, динатриевая соль этилен-диаминтетраускусной кислоты, дефероксамин, пеницилламин, атропина сульфат, дипироксим, налоксон, налтрексон, бемегрид, кофеин-бензоат натрия, раствор гидролизина, аминокровин, полиамин, липофундин, полиглюкин, рондекс, гемодез, энтеродез, желатиноль, «дисоль», «трисоль».

Цель самоподготовки

А- Уяснить и запомнить

—классификацию острых отравлений по причине и месту возникновения;

—классификацию токсикологических веществ, отражающую их практическое применение;

виды токсического действия ядов, пути их поступления в организм;

—влияние индивидуальных особенностей организма на течение отравлений;

—токсикокинетические особенности пероральных, ингаляционных и перкутаннык отравлений;

—основные пути биотрансформации ядов в организме;

—общие принципы лечения острых отравлений;

—методы ускоренного выведения токсических веществ из организма, антидотной и симптоматической терапии;

—основные проявления острого отравления мускарином, антихолинэстеразными средствами, морфином, сердечными гликозидами, препаратами железа для парентерального применения, солями тяжелых металлов, этиловым спиртом, метиловым спиртом, дихлорэтаном, этиленгликолем, кислотами, щелочами, окисью углерода; антидоты, применяемые при этих отравлениях, механизм их лечебного действия;

—препараты дня парентерального питания, показания к их применению;

— плазмозамещающие растворы, показания к их применению.

Б - Уметь выписать в рецептах: унитиол, натрия тиосульфат, уголь активированный, танин, пентацин, динатриевую соль этилендиаминтетра-ускусной кислоты, дефероксамин, пеницилламин, атропина сульфат, дипироксим, иалоксон, бемегрид, кофеин-бензоат натрия.

Литература

1. Харкевич Д. А. Фармакология — М.:ГЕОТАР-МЕД Медицина, 2004. — С. 76-79.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Представить классификацию острых отравлений по причине и месту их возникновения.

Задание 2. Охарактеризовать отравления мускарином, антихолинэстеразными средствами, морфином, сердечными гликозидами, препаратами железа для парентерального применения, солями тяжелых металлов, этиловым спиртом, метиловым спиртом, дихлорэтаном, этиленгликолем, кислотами, щелочами, окисью углерода, пользуясь следующими критериями: 1) основные проявления отравления; 2) меры помощи (заполнить таблицу):

Токсический агент Основные проявления отравления Меры помощи

Задание 3. Составить краткую фармакологическую характеристику раствора гидролизина, аминокровина, полиамина, липофундина, полиглюкина, рондекса, гемодеза, энтеродеза, желатиноля, «дисоля», «трисоля», пользуясь критериями: 1) вид действия; 2) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Вид действия Показания к применению

Задание 4. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: унитиол в ампулах, уголь активированный в таблетках, танин в растворе, дефероксамин в ампулах, пеницилламин в капсулах, атропина сульфат в ампулах, дипироксим в ампулах, налоксон в ампулах, бемегрид в ампулах, кофеин-бензоат натрия в ампулах.

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.  Дайте классификацию острых отравлений по причине и месту их возникновения.

2. Дайте классификацию токсических веществ, отражающую их практическое применение.

3. Перечислите виды токсического действия ядов.

4. Перечислите пути поступления ядов в организм.

5. Дайте определение термина токсичность.

6. Поясните определение «минимальная токсическая доза».

7. Поясните определение «смертельная доза»,

8. Охарактеризуйте влияние индивидуальных особенностей организма на течение отравлений.

9. Укажите факторы, определяющие распределение ядов в организме.

10. Укажите токсикокинетические особенности пероральных отравлений.

11. Укажите токсикокинетические особенности перкутанных отравлений.

12. Укажите токсикокинетические особенности ингаляционных отравлений.

13. Укажите основные пути биотрансформации ядов в организме.

14. Охарактеризуйте понятие «летальный синтез», приведите примеры.

15. Укажите общие принципы лечения острых отравлений.

16. Перечислите методы ускоренного выведения токсических веществ из организма.

17. Укажите методы антидотной терапии.

18. Укажите методы симптоматической терапии.

19. Перечислите основные проявления острого отравления мускарином.

20. Укажите меры помощи при отравлении мускарином.

21. Перечислите основные проявления острого отравления антихолинэстеразными средствами.

22. Укажите меры помощи при отравлении антихолинэстеразными средствам, механизм лечебного действия назначаемых антидотов.

23. Перечислите основные проявления острого отравления атропином.

24. Укажите меры помощи при отравлении атропином.

25. Перечислите основные проявления острого отравления барбитуратами.

26. Укажите меры помощи при отравлении барбитуратами, механизм лечебного действия назначаемых средств.

27. Перечислите основные проявления острого отравления морфином.

28. Укажите меры помощи при отравлении морфином, механизм лечебного действия назначаемых средств.

29. Перечислите основные проявления острого отравления сердечными гликозидами.

30. Укажите меры помощи при отравлении сердечными гликозидами, механизм лечебного действия назначаемых средств.

31. Перечислите основные проявления острого отравления препаратами железа для парентерального применения.

32. Укажите меры помощи при отравлении препаратами железа для парентерального введения, механизм лечебного действия назначаемых средств.

33. Перечислите основные проявления острого отравления солями тяжелых металлов.

34. Укажите меры помощи при отравлении солями тяжелых металлов, механизм лечебного действия назначаемых средств.

35. Перечислите основные проявления острого отравления этиловым спиртом.

36. Укажите меры помощи при отравлении этиловым спиртом, механизм лечебного действия назначаемых средств.

37. Перечислите основные проявления острого отравления метиловым спиртом.

38. Укажите меры помощи при отравлении метиловым спиртом, механизм лечебного действия назначаемых средств.

39. Перечислите основные проявления острого отравления дихлорэтаном.

40. Укажите меры помощи при отравлении дихлорэтаном, механизм лечебного действия назначаемых средств.

41. Перечислите основные проявления отравления этиленгликолем.

42. Укажите меры помощи при отравлении этиленгликолем, механизм лечебного действия назначаемых средств.

43. Перечислите основные проявления острого отравления кислотами.

44. Укажите меры помощи при отравлении кислотами, механизм лечебного действия назначаемых средств.

45. Перечислите основные проявления острого отравления щелочами.

46. Укажите меры помощи при отравлении щелочами, механизм лечебного действия назначаемых средств.

47. Перечислите основные проявления острого отравления окисью углерода.

48. Укажите меры помощи при отравлении окисью углерода, механизм лечебного действия назначаемых средств.

49. Перечислите по-латыни препараты для парентерального питания.

50. Укажите показания к применению раствора гидролизина.

51. Укажите показания к применению аминокровина.

52. Укажите показания к применению полиамина.

53. Укажите показания к применению липофундина.

54. Перечислите по-латыни плазмозамещающие препараты.

55. Укажите показания к применению полиглюкина.

56. Укажите показания к. применению рондекса.

57. Укажите показания к применению энтеродеза.

58. Укажите показания к применению желатиноля.

59. Укажите состав препаратов «дисоль» и «трисоль», показания к применению.

Список литературы

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3.Р.Н.Аляутдин.Фармакология. Учебник. – М.:МИА, 2006

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В.,Фармакология – М.: Медицина, 2001

5.Гаевый М.Д., Петров В.И., Гаевая Л.М. Фармакология. Учебник. -М.:ИКЦ «МарТ», 2008.

6. Венгеровский А.И.. Лекции по фармакологии. Учебное пособие.-М. : ИФ «Физико-математическая литература», 2006.

7. Г.Л.Вышковский. Реестр лекарственных средств России.- М.: РЛС-2005.

8.В.И. Петров, М.Д. Гаевый, П.А. Галенко- Ярошевский.Основы фармакологии и фармакотерапии.Учебник. – М : ЗАО «Альянс-В», 2002.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...