Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 39. АНТИКОАГУЛЯНТЫ, ФИБРИНОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, АНТИАГРЕГАНТЫ, ГЕМОСТАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА




Мотивация цели самоподготовки.Согласно современным представлениям в механизме возникновения тромбозов, острых и хронических кровотечений важную роль играют изменения стенки сосудов, агрегационных свойств тромбоцитов, гемодинамики, активности факторов свертьвания крови, процессов фибринолиза. Эффективная профилактика и терапия тромбозов и геморрагии возможны лишь при направленном воздействии на различные стадии гемостаза. С этой целью используются антикоагулянты, антиагреганты, фибринолитические средства, препараты, повышающие свертывание крови, ингибиторы фибринолиза. Провизор должен знать механизм действия препаратов этих групп, общую характеристику наиболее типичных эффектов, особенности действия отдельных препаратов, показания к их применению, побочные эффекты. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты этих групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии —физиологические системы свертывания крови, факторы и фазы свертывания крови и фибринолиза, понятие об индукторах и ингибиторах процессов агрегации тромбоцитов; из курса патологии—патогенез процессов замедления и ускорения свертывания крови, понятие о тромбоэмболии; из предыдущих занятий по фармакологии—фармакологическую характеристику кислоты ацетилсалициловой, дипиридамола, карбокромена; из курса биохимии — влияние витаминов К, Р, С на свертывание крови и проницаемость сосудов.

Препараты для изучения. Гепарин, гепариновая мазь, дальтепарин, надропарин, натрия гидроцитрат, синкумар, неодикумарин, фенилин, варфарин, протамина сульфат, стрептокиназа, стрептодеказа, урокиназа, фибринолизин, дутеплаза, алтеплаза, викасол, кальция хлорид, целиаза, дазоксибен, тромбин, фибриноген, желпластан, кислота ацетилсалициловая, ламифибан, тиклопидин, дипиридамол, адроксон, серотонин, кислота аминокапроновая, амбен, контрикал, карбациклин.

Цель самоподготовки

А -  Уяснить и запомнить

классификацию антикоагулянтов по механизму действия и химическому строению;

источник получения гепарина, его химическое строение, спектр биологической активности;

механизм антикоагулянтного действия гепарина;

фармакокинетику гепарина, показания к его применению, меры помощи при передозировке;

источник получения, механизм действия антагониста гепарина —протамина сульфата;

—механизм антикоагулянтного действия натрия гидроцитрата;

химическое строение неодикумарина, синкумара, фенилина, механизм их антикоагулянтного действия;

влияние неодикумарина, синкумара, фенилина на свертьваемость и ломкость капилляров, тонус коронарных сосудов и гладкой мускулатуры внутренних органов, антиоксидантный статус организма,содержание холестерина и мочевой кислоты;

показания к применению неодикумарина, синкумара, фенилина, их побочные эффекты, меры помощи при передозировке;

механизм фибринолитического действия стрептокиназы, целиазы, показания к их применению;

механизм антиагрегантного действия кислоты ацетилсалициловой, дипиридамола, карбокромена, дазоксибена, показания к применению;

механизм гемостатического действия викасола, кальция хлорида, тромбина, фибриногена, губки коллагеновой, желпластана, адроксона, серотонина, показания к их применению;

механизм гемостатического действия кислоты аминокапроновой, амбена, контрикала, показания к их применению.

Б - Уметь выписать в рецептах: гепарин, неодикумарин, фенилин, протамина сульфат, стрептокиназу, кислоту ацетилсалициловую, дипиридамол, викасол, фибриноген, тромбин, контрикал.

Уметь исследовать рецептына препараты данной темы.

Литература

1.Харкевич Д. А. Фармакология — М.:ГЕОТАР-МЕД Медицина, 2004. — С. 399-415.

2.. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.                                                            

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Составить краткую фармакологическую характеристику гепарина, натрия гидроцитрата, неодикумарина, синкумара, фенилина, протамина сульфата, викасола, кислоты ацетилсалициловой, дипиридамола, пользуясь следующими критериями:

1) фармакологическая группа; 2) химическое строение; 3) механизм действия; 4) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Фармакологическая группа Химическое строение Механизм действия Показания к применению

Задание 2. Составить краткую фармакологическую характеристику стрептокиназы, урокиназы, фибринолизина, кислоты аминокапроновой, амбена, контрикала, пользуясь следующими критериями: 1) вид действия; 2) механизм действия; 3) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Вид действия Механизм действия Показания к применению

Задание 3. Охарактеризовать механизм антигеморрагического действия кальция хлорида, тромбина, фибриногена, желпластана, адроксона, серотонина (заполнить таблицу):

Препарат Механизм антигеморрагического действия

Задание 4. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: гепарин во флаконах, неодикумарин в таблетках, фенилин в таблетках, протамина сульфат в ампулах, стрептокиназу в ампулах, кислоту ацетилсалициловую в таблетках, дипиридамол в таблетках, викасол в ампулах, фибриноген во флаконах, тромбин во флаконах, контрикал во флаконах.

Задание 5. Исследовать предложенные рецепты и при необходимости внести соответствующие коррективы.

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Укажите основные фазы процесса свертывания крови.

2. Укажите основные механизмы образования активного комплекса тканевых и плазменных тромбопластинов.

3. Перечислите по-латыни препараты антикоагулянтов прямого быстрого действия.

4. Перечислите антикоагулянты-гепариноиды.

5. Перечислите по-латыни антикоагулянты непрямого длительного действия.

6. Перечислите по-латыни оксикумариновые антикоагулянты непрямого действия.

7. Перечислите по-латыни антикоагулянты непрямого длительного действия —производные фенилиндандиона.

8. Укажите механизм антикоагулянтного действия гепарина.

9. Укажите спектр биологической активности гепарина.

10.Укажите время наступления и длительность действия гепарина при внутривенном, внутримышечном и подкожном введении.

11.Укажите показания к применению гепарина, побочные эффекты.

12.Укажите по-латыни антагонист гепарина, механизм его действия, источник получения, показания к применению.

13.Укажите механизм действия непрямых антикоагулянтов.

14.Укажите фармакологические эффекты непрямых антйкоагулянтов.

15.Укажите показания к применению непрямых антикоагулянтов, побочные эффекты.

16.Укажите препараты, применяемые при геморрагиях, обусловленных передозировкой непрямых антикоагулянтов.

17.Укажите механизм антикоагулянтного действия натрия гидроцитрата, показания к применению.

18.Укажите основные этапы процесса фибринолиза, влияние на которые лежит в основе механизма действия фибринолитических средств и ингибиторов фибринолиза.

19.Укажите основные группы активаторов фибринолиза, отличающиеся по механизму действия.

20.Перечислите активаторы фибринолиза, прямо влияющие на отдельные звенья системы фибринолиза.

21.Укажите стимуляторы синтеза и освобождения из сосудов активаторов плазминогена.

22.Укажите источник получения стрептокиназы и целиазы, действующее начало, механизм фибринолитического действия.

23.Укажите механизм фибринолитического действия урокиназы и фибринолизина.

24.Укажите основные показания к применению тромболитических средств.

25.Укажите состав стрептодеказы, основные фармакологические свойства.

26.Укажите основные биогенные индукторы и ингибиторы процессов агрегации тромбоцитов.

27.Укажите биологическую роль тромбоксана А2 и простациклина.

28.Укажите механизм антиагрегационного действия аденозина и АТФ.

29.Укажите механизм антиагрегационного действия простациклина.

30.Укажите механизм антиагрегационного действия цАМФ.

31.Перечислите ингибиторы тромбоксансинтетазы из группы β-пиридин-производных.

32.Укажите по-латыни наиболее часто применяемое средство, обладающее аитиагрегантным действием, укажите механизм его действия.

33.Перечислите средства, обладающее антиагрегактным действием за счет стабилизации аденозина, цАМФ, укажите механизм их действия.

34.Укажите специфический ант иагрегант, угнетающий биосинтез тромбоксана А2 и усиливающий биосинтез простациклина.

35.Укажите механизм антиагрегационного действия дипиридамола.

36.Перечислите основные показания к применению антиагрегантов.

37.Перечислите по-латыни гемостатики из группы нормальных компонентов свертывающей системы крови.

38.Укажите по-латыни гемостатик, повышающий вязкость крови.

39.Укажите по-латыни препараты, уменьшающие проницаемость сосудистой стенки и эффективные при капиллярных кровотечениях.

40.Перечислите гемостатические средства для местного и резорбтивного применения.

41.Укажите механизм ингибирования фибринолиза контрикалом, кислотой аминокапроновой и амбеном.

42.Укажите основные показания к применению гемостатических и антифибринолитических средств.

Занятие 40. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМАМ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ. АНТИКОАГУЛЯНТЫ, ФИБРИНОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, АНТИАГРЕГАНТЫ, ГЕМОСТАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА»

Мотивация цели самоподготовки.Заключительное занятие по этому разделу частной фармакологии предусматривает контроль усвоения и умения обобщать материал тем, посвященных фармакологии средств, влияющих на функции пищеварения, дыхания, а также средствам влияющим на свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы организма.

Цель самоподготовки.Повторить и закрепить учебный материал следующих тем:

1. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания;

2. Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения;

3. Антикоагулянты, фибринолитические средства, антиагреганты, гемостатические средства.

Для достижения цели самоподготовки необходим следующий объем знаний:

—классификация лекарственных средств по различным признакам;

—локализация и механизм действия;

—основные фармакологические эффекты;

—фармакокинетические особенности препаратов;

—основные показания к применению, побочные эффекты;

—сравнительная характеристика препаратов;

—выписывание в рецептах препаратов по конкретным показаниям.

Литература

1 .Харкевич Д. А. Фармакология — М.:ГЕОТАР-МЕД Медицина, 2004. — С. 257-273, 350-377, 399-415.

2.. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя, ответы на вопросы.

II. Выполнение одного из вариантов компьютерного или анкетного тестирования.

III. Подведение итогов занятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...