Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 38. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРАКТИКУМ ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060108 «ФАРМАЦИЯ»

ЧАСТЬ II

 

Белгород-2008 г

 


Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по фармакологии. Часть II. / Кочкаров В.И., Даниленко Л.М., Кузьмичева О.А. — Белгород: БелГУ 2008. — 48 с.

 

 

В настоящее пособие (часть II) включены 13 тем практических занятий для студентов 4-го курса фармацевтического факультета. В методических указаниях по каждому занятию сформулирована цель самоподготовки, указан исходный уровень знаний, необходимый для подготовки к занятию, перечислены препараты, обязательные для изучения. В плане проведения практического занятия указаны задания, которые предстоит выполнить на занятии и обязательные для выписывания на занятии рецепты. В пособии к каждому занятию имеется приложение, в котором приведены вопросы для самоконтроля.

 

 

Рецензенты:

зав. каф. фармакологии ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Росздрава д. м. н., профессор, Покровский М. В.;

зав. каф. биохимии и фармакологии БелГУ д.б.н., профессор,  Шапошников А.А.;

 




СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 37. Средства, влияющие на функции органов дыхания………………4

Занятие 38. Средства, влияющие на функции органов пищеварения…………7

Занятие 39. Антикоагулянты, фибринолитические средства, антиагреганты. Гемостатические средства………………………………………..….11

Занятие 40. Итоговое занятие по темам: «Лекарственные средства,

влияющие на функции органов дыхания, пищеварения. Антикоагулянты, фибринолитические средства, антиагреганты. Гемостатические средства»…………………..……………………..15

Занятие 41. Антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, монобактамы, карбапенемы, макролиды)…………………………………………..16

Занятие 42. Антибиотики (тетрациклины, левомицетины, аминогликозиды, циклические полипептиды, линкомицины, антибиотики разных групп)…………………………………………………………………20

Занятие 43. Сульфаниламидные препараты. Производные 5-нитрофурана,    4-аминохинолина, 8-оксихинолина, хиноксалина. Хинолоны, фторхинолоны………………………………………………………..24

Занятие 44. Противотуберкулезные, противосифилитические, противовирусные средства……..…………………………………...21

Занятие 45. Противопротозойные, противомикозные, противоглистные средства……… ……………………………………………………...28

Занятие 46. Итоговое занятие по разделу: «Противомикробные, противопаразитарные и противовирусные средства»……..……...27

Занятие 47. Антибластомные средства………………………………………...38

Занятие 48. Средства влияющие на иммунные процессы…………………….42

Занятие 49. Принципы распознавания и терапии острых отравлений. Антидоты. Плазмозамещающие растворы и средства для парентерального питания……………..…………………………….44

 



Занятие 37. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Мотивация цели самоподготовки.В последнее время число хронических заболеваний органов дыхания возрастает, и в первую очередь повышается заболеваемость бронхитом (до 1,5% от всех заболеваний), а бронхиальной астмой страдает более 1% населения. Средства, влияющие на функции органов дыхания, используются для фармакотерапии указанных заболеваний, а также с целью стимуляции дыхательного центра при асфиксиях. Фармакотерапия отека легких осуществляется путем применения средств различных фармакологических групп, влияющих на патогенетические механизмы развития этого патологического состояния. Провизор должен знать фармакологическую характеристику средств, влияющих на органы дыхания, показания к применению, особенности действия отдельных препаратов. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты данных групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.

Исходный уровень знаний

Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса патологии — понятие о бронхиальной астме и отеке легких; из предыдущих занятий по фармакологии — фармакологическую характеристику М-холиноблокаторов, адреномиметиков, Н-холиномиметиков, ганглиоблокаторов, наркотических анальгетиков, аналептиков, нейролептиков, спирта этилового, противокашлевых и отхаркивающих средств, глюкокортикостероидов.

Препараты для изучения в процессе самоподготовки Адреналина гидрохлорид, изадрин, орципреналин, сальбутамол, эфедрина гидрохлорид, беродуал, атропина сульфат, метацин, ипратропиум-бромид, зилеутон, зафирлукаст, монтелукаст, кодеин, кодеина фосфат, глауцина гидрохлорид, тусупрекс, либексин, мукалтин, калия йодид, натрия гидрокарбонат, терпингидрат, настой травы термопсиса, настой корня алтея, трипсин кристаллический, ацетилцистеин, амброксол, бромгексин, бемегрид, лобелина гидрохлорид, этимизол, кордиамин, кофеин, бутамирата цитрат, тровентол, антифомсилан, эуфиллин, фуросемид, этанол, строфантин, коргликон, маннит, кромолин-натрий, кетотифен, димедрол, преднизолон, беклометазона дипропионат.

Цель самоподготовки:

А - уяснить и запомнить:

—классификацию средств, влияющих на функции органов дыхания;

—классификацию стимуляторов дыхания по механизму действия;

—показания к применению стимуляторов дыхания,

—классификацию противокашлевых средств по механизму действия;

—фармакологическую характеристику наркотических и ненаркотических противокашлевых средств, показания к применению:

—классификацию отхаркивающих средств;

—механизм действия отхаркивающих средств, показания к применению;

—классификацию бронхолитических средств (адреномиметики, М-холиноблокаторы, миолитики, угнетающие высвобождение гистамина из тучных клеток, глюкокортикостероиды), механизм их лечебного действия;

—основные принципы фармакотерапии отека легких.

Б - Уметь выписать в рецептах: кофеин-бензоат натрия, кордиамин, либексин, настой травы термопсиса, бромгексин, изадрин, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, бутамирата цитрат, эуфиллин, сальбутамол, кетотифен, беклометазона дипропионат, преднизолон, этимизол, кодеина фосфат, бемегрид,

В - Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С.257-273.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

Контроль исходного уровня знаний.

Самостоятельная работа.

Задание 1. Представить классификацию стимуляторов дыхания по механизму действия.

Задание 2.Представить классификацию противокашлевых средств по механизму действия.

Задание 3. Представить классификацию бронхолитических средств по механизму действия.

Задание 4.Указать механизм действия при отеке легких следующих лекарственных средств: кислорода, спирта этилового, антифомсилана, эуфиллина, преднизолона, гидрокортизона, морфина гидрохлорида, промедола, фентанила, галоперидола, дроперидола, бензогексония, пентамина, гигрония, натрия нитропруссида, нитроглицерина, фуросемида, этакриновой кислоты, маннита, мочевины, димедрола, супрастина, дипразина, строфантина К, коргликона (заполнить таблицу):

Препарат Механизм действия

Задание5. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: кофеин-бензоат натрия в ампулах, кордиамин в ампулах, этимизол в ампулах, бемегрид в ампулах, кодеина фосфат в таблетках, либексин в таблетках, зилеутон в таблетках, зафирлукаст в таблетках, бромгексин в драже, настой травы термопсиса, изадрин в таблетках, адреналина гидрохлорид в ампулах, эфедрина гидрохлорид в ампулах, кетотифен в капсулах, атропина сульфат в ампулах, эуфиллин в ампулах, сальбутамол для ингаляций, беклометазона дипропионат для ингаляций, бутамирата цитрат в драже, преднизолон в таблетках.

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Перечислите основные фармакологические группы средств, влияющих на функции дыхания.

Укажите по-латыни прямые стимуляторы дыхательного центра.

Укажите по-латыни рефлекторные стимуляторы дыхательного центра.

Укажите по-латыни стимуляторы дыхательного центра смешанного действия.

Укажите показания к применению стимуляторов дыхания.

Укажите по-латыни противокашлевые средства центрального действия.

Укажите по-латыни противокашлевые средства периферического действия.

Укажите механизм противокашлевого действия либексина.

Укажите механизм противокашлевого действия кодеина и глауцина.

10.Перечислите фармакологические эффекты бутамирата цитрата.

11.Укажите побочные эффекты противокашлевых средств центрального действия из группы опия.

12.Укажите отличия ненаркотических противокашлевых средств от наркотических.

13.Укажите по-латыни отхаркивающие средства прямого типа действия.

14.Укажите механизм отхаркивающего действия ацетилцистеина и амброксола.

15.Укажите механизм отхаркивающего действия препаратов рефлекторного действия.

16.Укажите механизм отхаркивающего действия калия йодида и натрия гидрокарбоната.

17.Укажите по-латыни препараты-муколитики.

18.Укажите механизм отхаркивающего действия бромгексина и трипсина.

19.Укажите по-латыни бронхорасширяющие препараты из группы адреномиметиков, механизм бронхорасширяющего эффекта.

20.Укажите по-латыни адреномиметики, избирательно возбуждающие (β -адренорецепторы.

21.кажите по-латыни бронхолитики из группы М-холиноблокаторов.

22.Укажите механизм бронхолитического действии М-холиноблокаторов.

23.Укажите по-латыни бронхолитики миотропного действия.

24.Укажите основные механизмы бронхолитического действия миолитиков.

25.Укажите основные механизмы бронхолитического действия зилеутона и зафирлукаста.

26.Укажите основные группы средств (кроме бронхолитиков), используемые в терапии бронхиальной астмы.

27.Укажите препараты, препятствующие высвобождению бронхоспазмогенных веществ.

28.Перечислите основные принципы фармакотерапии отека легких.

29.Перечислите пеногасители, применяемые вместе с ингаляцией кислорода для восстановления нормальной проходимости дыхательных путей при отеке легких.

30.Перечислите препараты, снижающие повышенную возбудимость дыхательного центра.

31.Перечислите наркотические анальгетики и нейролептики, применяемые при отеке легких для снижения гидростатического давления в легочных сосудах и венозного притока к сердцу.

32.Перечислите ганглиоблокаторы и вазодилататоры, применяемые при отеке легких на фоне артериальной гипертензии для снижения гидростатического давления в легочных сосудах и венозного притока к сердцу.

33.Перечислите диуретики, применяемые при отеке легких для снижения объема циркулирующей крови и дегидратации легких.

34.Перечислите антигистаминные и глкюкокортикостероидные препараты, применяемые при отеке легких для уменьшения проницаемости альвеолярно-капиллярных мембран.

35.Перечислите препараты сердечных гликозидов, применяемые при отеке легких для повышения сократимости миокарда.

Занятие 38. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Мотивация цели самоподготовки.Болезни органов пищеварения занимают второе место по распространению после сердечно-сосудистых заболеваний. Среди них одно из первых мест по сложности решения вопросов фармакотерапии принадлежит язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Актуальной также являются проблемы лечения заболеваний печени, желчевыводящих путей, кишечника, поджелудочной железы. Провизор должен знать принципы действия и применения лекарственных средств, влияющих на функции органов пищеварения, их механизм действия, общую характеристику наиболее типичных эффектов, особенности действия отдельных препаратов, показания к их применению. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты данных групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.

Исходный уровень знаний.Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса нормальной физиологии —физиологию процессов пищеварения; из курса биохимии —роль пищеварительных ферментов в процессах пищеваре­ния; из курса патологии — этиопатогенез и механизмы возникновения заболеваний органов пищеварения; из предыдущих занятий по фармакологии — фармакологическую характеристику вяжущих средств, М-холиномиметиков и антихолинэстеразных средств, М-холиноблокаторов, нейролептиков.

Препараты для изучения в процессе самоподготовки.Настойка полыни, инсулин, фенфлурамин, дезопимон, мазиндол, фепранон, пепсин, кислота хлористоводородная разведенная, магния окись, алюминия гидроокись, алмагель, маалокс, фосфалюгель, натрия гидрокарбонат, кальция карбонат, циметидин, ранитидин, фамотидин, сукральфат, де-нол, карбеноксолон, мизопростол, омепразол, пирензепин, эглонил, апоморфина гидрохлорид, меди сульфат, цинка сульфат, дипразин, этаперазин, тиэтилперазин, метоклопрамид, домперидон, трописетрон, хенодиол, холензим, оксафенамид, «Аллохол», холасас, папаверина гид­рохлорид, но-шпа, магния сульфат, панкреатин, панзинорм форте, фестал, контрикал, натрия сульфат, масло касторовое, фенолфталеин, изафенин, энзистал, мезим форте, порошок корня ревеня, порошок листьев сенны, экстракт крушины, масло вазелиновое, атропина сульфат, прозерин.

Цель самоподготовки

А - уяснить и запомнить:

классификацию средств, влияющих на аппетит, механизм их действия, показания к применению;

классификацию средств, применяемых при нарушении функции желез желудка, механизм их действия, показания к применению;

сравнительную характеристику антацидных средств по быстроте,силе и длительности нейтрализующего действия, постепени их всасываемости и способности вызывать запоры или оказывать послабляющий эффект, показания к применению;

классификацию рвотных средств по механизму действия, показания к применению;

механизм противорвотного действия дипразина, тиэтилперазина, метоклопрамида, домперидона, трописетрона, Показания к применению;

классификацию желчегонных средств, механизм их действия, показания к применению;

механизм действия панкреатина, панзинорма и контрикала при нарушении функции поджелудочной железы, показания к применению;

классификацию слабительных средств по источнику получения, механизм действия солевых, растительных, синтетических слабительных средств, масла касторового и масла вазелинового, показания к применению;

механизм действия антихолинэстеразных средств и М-холиноблокаторов на моторику кишечника, показания к применению.

Б - Уметь выписать в рецептах: дезопимон, магния окись, ранитидин, фамотидин, фенолфталеин, масло касторовое, магния сульфат, панкреатин, панзинорм форте, энзистал, контрикал, апоморфина гидрохлорид, тиэтиллеразин, метоклопрамид, оксафенамид.

В - Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С.350-377.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III.Самостоятельная работа.

Задание 1. Составить краткую характеристику настойки полыни, моно-суинсулина, дезопимона, пепсина, кислоты хлористоводород­ной разведенной, натрия гидрокарбоната, магния окиси, альмагеля, циметидина, фамотидина, пользуясь критериями: 1) вид действия; 2) механизм действия; 3) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Вид действия Механизм действия Показания к применению

Задание 2. Составить краткую характеристику апоморфина гидрохлорида, меди сульфата, хенодиола, дипразина, холензима, метоклопрамида, оксафенамида, панкреатина, панзинорм форте, контрикала, пользуясь следующими критериями: 1) вид действия; 2) механизм действия; 3) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Вид действия Механизм действия Показания к применению

Задание 3.Составить краткую характеристику магния сульфата, порошка листьев сенны, касторового масла, изафенина, атропина сульфата, прозерина, масла вазелинового пользуясь следующими критериями: 1) вид действия; 2) механизм действия; 3) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Вид действия Механизм действия Показания к применению

Задание 4. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: дезопимон в таблетках, магния окись в порошках, ранитидин в таблетках, фамотидин в таблетках, фенолфталеин в таблетках, масло касторовое в капсулах, магния сульфат в порошках, панкреатин в таблетках, панзинорм форте в таблетках, энзистал в таблетках, контрикал в ампулах, апоморфина гидрохлорид в ампулах, тиэтилперазин вдраже, метоклопрамид в таблетках, оксафенамид в таблетках.

IV. Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите по-латыни горечь, применяемую при пониженном аппетите, механизм действия.

2. Укажите механизм стимуляции аппетита инсулином.

3. Укажите по-латыни анорексигенные средства.

4. Укажите механизм действия средств, угнетающих аппетит, показания к применению.

5. Укажите основные побочные эффекты анорексигенных средств.

6. Укажите группы холинергических средств, угнетающих секрецию слюнных желез, показания к применению.

7. Перечислите средства, усиливающие секрецию желез желудка.

8. Перечислите по-латыни препараты заместительной терапии при недостаточности желез желудка.

9. Перечислите группы средств, понижающие секрецию желез желудка

Перечислите по-латыни антацидные препараты неорганического происхождения.

Укажите компоненты комбинированного препарата «Алмагель», обуславливающие антацидное, желчегонное и слабительное действие препарата.

Укажите по-латыни препараты, угнетающие секрецию желудочного сока за счет блокады Н2-гистаминорецепторов стенки желудка.

Укажите фармакологические отличия фамотидина от циметидина и ранитидина.

Перечислите по-латыни невсасывающиеся антациды.

Укажите легко всасывающийся антацид, изменения кислотно-щелочного равновесия, вызываемые им.

Укажите по-латыни антацидные средства, вызывающие запоры и антацидные средства, оказьвающие слабительное действие.

Укажите механизм действия антацидных средств при повышенной секреции желудочного сока.

Перечислите основные показания к применению антацидных средств.

Укажите особенности фармакодинамики эглонила, лежащие в основе его применения при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Укажите основные патогенетические механизмы рвоты.

Перечислите основные факторы, вызывающие рефлекторное возбуждение рвотного центра.

Укажите по-латыни рвотное средство центрального действия.

Перечислите по-латыни рвотное средство периферического действия.

Укажите основной механизм развития рвоты при действии апоморфина гидрохлорида, показания к применению.

Перечислите по-латыни М-холиноблокаторы, наиболее часто используемые в качестве противорвотных средств.

Перечислите по-латыни антигистаминные препараты, наиболее часто используемые в качестве противорвотных средств.

Перечислите по-латыни нейролептические средства, наиболее часто используемые в качестве противорвотных средств.

Укажите компоненты механизма противорвотного действия М-холиноблокаторов, показания к применению.

Укажите компоненты механизма противорвотного действия антигистаминных препаратов.

Укажите механизм противорвотного действия дипразина, показания к применению.

Укажите механизм противорвотного действия трописетрона, особенности его применения.

Укажите механизм противорвотного действия метоклопрамида, особенности его фармакодинамики, показания к применению.

Укажите механизм противорвотного действия домперидона, особенности его фармакодинамики, показания к применению.

Укажите.механизм противорвотного действия тиэтилперазина.

Укажите группы препаратов, стирлулирующих образование желчи.

Укажите по-латыни препараты, содержащие желчь.

Укажите по-латыни холелитолитические средства.

Укажите по-латыни желчегонные средства растительного происхождения.

Укажите по-латыни синтетический желчегонный препарат.

Укажите по-латыни основные средства, способствующие выделению желчи.

Перечислите основнью показания к применению желчегонных средств.

Укажите по-латыни средства, используемые при недостаточности функции поджелудочной железы.

Укажите состав паизинорма форте, особенности лекарственной формы, фармакодинамики, показания к применению.

Укажите состав мезим форте и энзистала, показания к их применению.

Укажите по-латыни препарат, угнетающий процессы активации трипсиногена в поджелудочной железе.

Укажите показания к применению контрикала.

Укажите по-латыни слабительные из группы неорганических средств.

Перечислите группы слабительных средств органической природы, отличающиеся по источникам получения.

Укажите по-латыни основные растения, из которых получают слабительные средства.

Укажите по-латыни синтетические слабительные средства органической природы.

Укажите группы слабительных средств, химически раздражающих рецепторы слизистой кишечника,

Укажите по-латыни слабительные средства, затрудняющие всасывание жидкости в кишечнике.

Укажите по-латыни вещества, механически облегчающие продвижение каловых масс.

Укажите основные показания к применению солевых слабительных.

Укажите основные компоненты механизма действия касторового масла, показания к применению.

Укажите локализацию эффекта слабительных средств растительного происхождения.

Укажите основные показания к применению слабительных средств, содержащих антрагликозиды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...