Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм и творческая индивидуальность педагога
Итак, мы в общих чертах, в виде крупных «блоков», представили себе творческую личность педагога. Теперь необходимо определить, можно ли учить творчеству, и если можно, то как. Творчеству нельзя обучать в прямом смысле слова, как обучают математике, физике, языку или ремеслу. Но все данные науки и опыта свидетельствуют, что развивать творческие качества вообще и педагогические в частности можно через создание стимулирующих творчество условий и включение человека в ситуации, требующие новых, нетривиальных подходов. В механизмах творчества особую роль играет взаимодействие логических и интуитивных элементов деятельности. Мы пока сильно преувеличиваем значение логических элементов в ущерб интуитивным, гипертрофируем «знаниевое» и интеллектуалистическое начала в образовании. Но пока логический компонент, логическая составляющая педагогики далеки от совершенства. Удивительная вещь! Увлекательнейший процесс формирования личности, столь глубоко и вдохновляюще раскрытый, скажем, в сочинениях А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амо-нашвили, в пособиях по педагогике предстает не только скучным и пресным, но нередко и лишенным внутренней логики. Предстоит преобразовать педагогическое знание, выделить в нем инвариантное и вариативное, общее и специфическое, синтезировать дедуктивную систему изложения педагогической науки, выстроить логику использования средств, методов и приемов воспитания. И в то же время дать живое, а не «засушенное» изложение реальных процессов с их конфликтами, трудностями и находками. Для совершенствования педагогической логики очень полезными оказываются подходы и процедуры, обобщенные в теории оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник и др.), и, в частности, алгоритмы оптимального выбора целей, содержания, методов, форм обучения и воспитания, процедуры оптимизации структуры педагогического процесса. Однако даже самой совершенной логики в педагогическом деле недостаточно. В практической педагогической деятельности, особенно творческой, огромную роль играют такие интегративные личностные качества, как педагогическая интуиция, способность и готовность к импровизации, педагогический артистизм. Именно через них срабатывают на практике и знание теории (идей, законов, принципов, подходов и т.д.), и педагогические умения. Начнем с интуиции. При изучении опыта мастеров педагогического труда бросается в глаза такая черта их деятельности, как свернутость и непосредственность усмотрения педагогического решения. Никто из мастеров не применяет пошаговой, поэтапной методики постановки целей, отбора содержания, выбора форм и методов педагогического процесса, не использует в развернутом виде алгоритмы оптимального выбора. Этот факт нисколько не умаляет большой положительной роли теории и методики оптимизации учебно-воспитательного процесса, позволяющей разумно и экономно, применительно к конкретным условиям вести поиск оптимальных педагогических решений. Все дело в том, что у мастеров процедура решения оказывается свернутой, вырабатывается своеобразное педагогическое чутье, умение угадать, без рассуждений определить основное звено, главную цель, пути ее достижения. Интуиция мастера принципиально отличается от интуиции начинающего или просто неумелого педагога. И дело не только в умении быстро и точно найти верное решение, но и в возможности при необходимости его развернуть и обосновать, что проявляется более явственно не при проектировании и планировании определенного этапа педагогического процесса, а при анализе уже пройденных этапов работы и особенно в возражениях против необоснованной критики. Назрел вопрос о пересмотре отношения к интуиции, иной оценке ее роли в принятии педагогических решений. Между тем в педагогической литературе можно часто встретить призывы к учителю перейти от интуитивного подхода к научно обоснованному. Авторы пособий пытаются помочь в этом и дают полезную информацию. Противопоставление интуиции научному обоснованию опирается на представление об интуитивном подходе как о стихийном, случайном выборе, а научный подход понимается как предельно логичный, при котором четко осмыслено и обосновано каждое решение и действие. Такое представление не соответствует ни современному пониманию механизмов творческой деятельности и закономерностей мышления, ни фактическому положению дел. Педагог чаще всего работает в условиях неполной информации, многозначности и вариативности определяющих педагогическую ситуацию факторов, дефицита времени для принятия решений. Все это определяет необходимость изучения и использования интуитивного начала в работе педагога.
186 187 педагогического процесса и в процессе его проведения. Рождение идеи оригинального педагогического решения, разработка замысла, его инструментовка — основное содержание творческой деятельности педагога на этапе проектирования. В живом процессе общения, когда педагог живет, действует вместе со своими подопечными, находится еще один эпицентр творчества. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, необходимы энергия, терпение, изобретательность, а неожиданные изменения ситуации требуют особой быстроты реакции, находчивости, раскованности, артистизма, своего рода экспромтности решений. Добротное проектирование и планирование — предпосылка успеха, но добиваться его приходится каждый раз заново. Без выдумки и вдохновения, настойчивости и дерзания никакой проект не воплотится в живое дело. Способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции называют педагогической импровизацией. Импровизационный момент, сиюминутное творчество, рождающееся непосредственно во время общения со школьниками или взрослыми, есть способ воплощения задуманного, условие точности попадания в цель, «живинки» и непринужденности в общении. Это непосредственная, неспровоцированная, естественная, органически присущая преподаванию или воспитательной работе импровизация. Она придает общению живой непосредственный характер. Имеется и другой вид импровизации. Он связан с несовпадением запланированного и реального. Кто из педагогов не встречался с ситуацией, когда приходится на ходу изменять намеченный план действий в зависимости от ситуации, содержания полученных ответов, допущенных ошибок, эмоционального настроя класса и т. д.? Вот тогда и выручает импровизация, быстрое решение, экспромт. Импровизация не возникает из ничего. Удачная импровизация возможна только на хорошо подготовленной почве. Ведь недаром полушутя говорят, что лучшая импровизация — это заранее подготовленная импровизация. Опыт анализа типичных ситуаций, предвидения, основанного на знании законов и тенденций, на обоснованной гипотезе, — основа удачной импровизации. «Творчество, — подчеркивал В. А. Сухомлинский, — ни в коем случае не означает, что педагогический процесс — что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план»1. Сухомлинский Б. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. — М, 1981. — Т. 3. — С. 196. Как совпадение, так и несовпадение запланированного и реального — это пища для размышления, материал для совершенствования, для корректировки деятельности. Педагогическая импровизация, ее природа и виды пока еще очень слабо исследованы. Один из немногих исследователей педагогической импровизации В. А. Кан-Калик выделяет несколько вариантов ее возникновения в зависимости от источника1. Один из вариантов педагогической импровизации связан с тем, что в процессе творческого изложения материала, живого общения педагогу приходят в голову неожиданные решения, аналогии, сравнения, образы. Он усматривает такие зависимости в материале, такие особенности ситуации, которые ранее оставались для него скрытыми, не были им учтены. На этой основе он иногда на ходу совершает перекомпоновку материала, совершенствует структуру изложения и манеру общения. Источник этого вида импровизации связан с личностью педагога, его эрудицией, свободной ориентацией в изучаемых проблемах, гибкостью мышления, находчивостью. Другой вариант импровизации связан с самокритикой, идущей параллельно с самой деятельностью. Педагог как бы смотрит на себя, на ход и результаты деятельности со стороны, переживает эффект успеха или неуспеха, на ходу ищет возможности исправить недостатки, ликвидировать прорывы. Психологические механизмы педагогической импровизации связаны с интуицией, с взаимодействием сознательных и подсознательных механизмов творческой деятельности. Готовясь к уроку или встрече с воспитанниками, «перелопачивая» обширный материал в обстановке ограниченного времени, педагог нередко довольствуется теми решениями, которые он способен найти сразу. При этом, имея установку на поиск, его творческие механизмы продолжают действовать. На подсознательном уровне идут окрашенные сопровождающиеся мыслительные поиски. В процессе работы как бы неожиданно, в обстановке эмоционального подъема и мобилизованности механизмы творчества выдают решения. Возникает своеобразное педагогическое «озарение», являющееся на деле результатом большого творческого труда. Конечно, эти механизмы по-разному работают у различных педагогов. Одним импровизация дается легче, другим — труднее. Это связано со способностями, опытом, типом нервной системы, находчивостью педагога. Иногда спрашивают, имеет ли педагог право на импровизацию. 1 См.: Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. — С. 245—251; Кан-Калик В. А. и др. Педагогическая импровизация
И ПРПЯГПГМШ^-ь-ГЧ» лч-тг„..~.„ Т----------------- -"- '«•"
190 191 В свете изложенного можно ответить: педагог не только имеет право на импровизацию, он должен постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии «импровизационной готовности». Способами такой подготовки могут быть выполнение упражнений, рассчитанных на постепенно уменьшаемое, доводимое до секунд время и, разумеется, тренировка в практических ситуациях, требующих импровизации. И наконец, о педагогическом артистизме.Школа, конечно же, не театр. Вместе с тем и актер, и педагог работают в обстановке публичности, им нужно в чем-то убедить аудиторию, заразить и увлечь тех, с кем проводится работа. Артистизм — это умение педагога действовать выразительно, убедительно, уметь выразить в речи, в мимике и жесте, во всем своем облике отношения и оценки, если нужно, перевоплощаться, легко «входить в образ», быть внешне привлекательным, обладать «визуальностыо». Но артистизм не сводится к внешней выразительности и убедительности. Артистизм имеет внутреннюю основу, а именно: умение мыслить образами, ассоциативно, стремиться к красоте и истине, к нетрафаретным и изящным решениям; артистичного педагога отличает искренность, оригинальность мысли, открытость, глубокая эмоциональная погруженность в ситуацию, он обладает внутренней культурой, обаянием и силой притяжения (К. С. Станиславский). Учитель нередко выступает и в качестве сценариста педагогического действия, и в качестве его режиссера, и в качестве актера. Он обладает даже большей свободой, нежели актер, ибо он первичен в своих чувствах и делах, тогда как актер чаще всего вторичен, зависим от автора, режиссера (О. С. Булатова). В педагогическом «действе» нет зрителя, а есть участники, педагогу нельзя спрятаться за чужой маской, у него нет суфлера и режиссера. Он должен всегда быть интересным и не впадать в нарочитость, актерствование. Мы попытались, таким образом, выделить общие особенности деятельности и формирующиеся на ее основе черты личности педагогов творческого склада: творческая целеустремленность и неуспокоенность, гибкость мышления, инициативность, проблемное видение, развитая фантазия и интуиция, импровизационная готовность, развитый артистизм и др. Эти общие черты вбирает в себя понятие «творческий стиль деятельности». Для творческого стиля деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный и оригинальный способ решения поставленных задач, стремление и умение видеть и находить новое в привычных, казалось бы, ситуациях. Проявление творческого стиля деятельности бесконечно разнообразно, но для деятельности мастеров педагогического труда особенно характерны такие черты, как универсальность, целесообразность и самобытность. Творческий стиль деятельности универсален в том смысле, что охватывает все составляющие деятельности, все качества и стороны личности педагога, предполагает их гибкое использование в меняющихся условиях; целесообразен, так как включает нацеленность на решение главных задач наиболее рациональными путями; самобытен, ибо предполагает развитие и использование прежде всего наиболее сильных сторон личности педагога, его наиболее ярких способностей. Творческий стиль деятельности всегда предполагает особый почерк, индивидуальную неповторимость. Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности»1. Отечественные психологи (Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др.) доказали, что именно через индивидуальный стиль деятельности наиболее полно реализуются возможности человека. Индивидуальный стиль деятельности предполагает определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов. Но на деле талантливый педагог обретает свою индивидуальность не благодаря, а во многом вопреки принятой системе подготовки и переподготовки кадров. Эта система ориентирована пока на общие, усредненные, чаще всего обезличенные нормативы и требования. Чтобы перейти от общего к отдельному, от усредненного к индивидуальному, важно познать особенное, т. е. попытаться найти типологию индивидуальных стилей деятельности. Для этого, в свою очередь, важно выделить те факторы, показатели, от которых зависит индивидуальный стиль деятельности. Такая типология постепенно начинает разрабатываться. Исследована зависимость индивидуального стиля деятельности от типа нервной системы и темперамента2. Оказалось, что, несмотря на определенные профессиональные преимущества учителей, обладающих сильной и подвижной нервной системой (холериков и сангвиников), достаточно большими творческими возможностями располагают и учителя с сильной, но малоподвижной нервной системой (флегматики), и учителя со слабой нервной системой (меланхолики). Все дело в том, чтобы опереться на сильные и нейтрализовать слабые стороны каждого. Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и даже экспромтности решений. Они находчивы, экспрессивны, им 1 Теплое Б. М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных раз 2 См.: Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань, 193 присуща непосредственность и выразительность эмоциональных реакций. Педагоги, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, больше полагаются на предварительно подготовленные и тщательно взвешенные проекты и решения. Они действуют неторопливо, основательно, сдержаны в эмоциональных проявлениях, но зато берут спокойствием, надежностью, выдержанностью, постоянством и настойчивостью. Мастерами и творцами становятся также учителя и воспитатели, наделенные от природы слабым типом нервной системы. Их отличает особая вдумчивость, тонкое понимание ситуации, способность понять и откликнуться, сочувствовать, улавливать тонкие нюансы настроений и переживаний своих воспитанников. Благодаря опыту, постоянной работе над собой, отточенной технике всем педагогам в принципе доступны все виды необходимого поведения, но тем не менее индивидуальные различия определяют особый способ подготовки, своеобразие механизма и темпа принятия решений, да и их содержание. С этим обязательно нужно считаться, ни в коем случае не навязывая педагогу чуждый ему стиль поведения. По общей направленности, или, как говорят психологи, цен-трации, выделяются педагоги, направленные на себя, на свое Я (эгоцентристы), на сам педагогический процесс (технологи), на изучаемый материал (предметники), на личность детей (воспитатели). Встречается также преимущественная направленность на требования администрации, мнение коллег и родителей. А. Б. Орлов назвал эти варианты бюрократической, конформной и авторитарной центрацией1. Профессиональный почерк педагога во многом определяется доминирующей у него профессионально-педагогически значимой чертой характера. По мнению Э. Н. Костяшкина, в младших классах преобладают эмоциональный и организаторский типы, в средних — волевой, в старших — интеллектуальный. Интеллектуальный тип склонен к научной работе, прежде всего в области своего предмета. Нередко он вовлекает в нее и учащихся. Эрудиция, требовательность к себе и другим, самостоятельность оценок, независимость — эти черты привлекают к такому педагогу симпатии учеников. Волевой тип отличается четкостью и организованностью в работе, последовательностью требований, уверенностью, быстрым движением к цели, внушающим воздействием. Эмоциональный тип характеризуется высокой способностью чувствовать ребенка, сопереживать ему, он артистичен, выразителен. 1 См.: Орлов А. Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1989. - № 2. 194 Наиболее универсальным типом является организаторский. Такой педагог умеет организовать живое конкретное дело, ясно обозначить цель, вдохновить, вовремя помочь. Он отличается оптимизмом, энергией, педагогической зоркостью. Среди педагогов этого типа много руководителей школ, других образовательных учреждений, организаторов народного образования. Своеобразие педагога связано также с преобладанием в его мышлении логических или интуитивных компонентов, теоретической или сугубо практической направленности, инициативно-организаторской или исполнительской функции. Немаловажен также преобладающий стиль общения с воспитанниками: демократический, либеральный или авторитарный (последний у истинно творческих педагогов встречается редко). Изложенным выше мы, разумеется, не охватываем еще многих характеристик, определяющих типологию индивидуальных стилей педагогической деятельности. Система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований — все эти черты, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности. У творческих педагогов он бесконечно разнообразен. Как справедливо заметил директор московской школы № 109 Е.А. Ямбург, «трудно представить себе В. А. Сухомлинского, отдающего, подобно А. С. Макаренко, приказ об условном аресте за невытертую пыль на пианино в трогательный момент прощания с коммунарами (виновник с радостью выполнил приказ), а Антона Семеновича, рассказывающего детям сказки»1. Обнаружение ведущего фактора индивидуальности (или их характерных сочетаний) позволяет условно выделить несколько ведущих типов педагогов. Эрудит — педагогическое творчество у него — производное от глубокой культуры, гуманизма, энциклопедических знаний. Артист — импульсивный, экспрессивный, раскован в выражении эмоциональных состояний, легко и быстро перестраивается, находчив, удачно и свободно импровизирует. Коммуникатор — быстро устанавливает контакты, умеет расположить к себе, умело выходит на сотрудничество и сотворчество с детьми, родителями, должностными лицами. Организатор — видит перспективу (особенно ближнюю и среднюю), умеет просчитывать варианты, удачно распределяет обязанности, способен убедить, потребовать, добиться исполнения. Романтик -- педагог с большой фантазией, мастер инициатив, гипотез, проектов, привлекательных импровизаций. Не всегда последователен в осуществлении проектов. 1 Ямбург Е.А. Радостные годы ученичества // Известия. — 1983. — 7 июля. 195 Интуитивист — больше доверяет чувствам, чутью, интуиции, чем логическим доводам. Часто с ходу находит верное решение, но может и ошибаться. Рационалист — чаще нетороплив, несуетен, спокоен, действует уверенно и осмотрительно. Отдает предпочтение строго научным доказательствам. Опирается на заранее продуманные и просчитанные проекты. Живой педагог — не абстрактная схема и не идеальная модель. Если мы скажем, что кто-то из знакомых нам педагогов — «артист», придерживается демократического стиля общения, обладает преимущественно интуитивным мышлением, воспитательной центрацией и развитыми конструктивными способностями, то мы схематически очертим тип педагога, несколько приблизимся к его индивидуальности, но не ухватим ее целиком. Ведь у каждого педагога, особенно творчески направленного, эти и многие другие черты интегрируются, создавая его неповторимый индивидуальный облик, который невозможно заимствовать или тиражировать. Вопросы и задания 1. Что общего между педагогической интуицией и педагогической 2. При каких условиях интуитивные решения могут быть полезными и 3. Каковы условия полноценной педагогической импровизации? 4. Определите, пользуясь приведенными в главе показателями, к ка 5. Известный российский педагог В. Н. Сорока-Росинский выделил «Теоретисты», у которых теория, идея всегда преобладают в ущерб реальному миру вещей и практике. Они требовательны, умеют заразить своей убежденностью учащихся, особенно старших классов, но им порой не хватает такта, чувства меры, они плохо чувствуют учащихся. «Реалисты» — хорошо разбираются в мире вещей и людей, чувствуют настроение ребят, умеют жить их интересами. «Утилитаристы» — для них весь мир лишь материал, а учащиеся — объект для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплины. Такой учитель не брезгует любыми средствами, чтобы получить эффект. «Интуитивисты» — редки, их главное свойство — действовать по вдохновению, по наитию, но они очень зависимы от настроения. «Равнодушные» — безразлично относящиеся к детям. Как соотносится приведенная классификация с той, что содержится в тексте главы? ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Анкетирование— разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов. Антиципация(лат. anticipatio — предвосхищение) — предугадывание возможного будущего, ожидание его наступления. Апробация— установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее. Артефакт(лат. arte — искусственный, factus — сделанный) — искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт. Артистизм педагогический— свойство личности педагога, заключающееся в развитии образного мышления, выразительности поведения и речи, разумной экспрессии и привлекательности; позволяет осуществлять эмоционально насыщенное внушающее воздействие на аудиторию, учащихся, воспитанников. Беседа — исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Валидность (англ, valid — пригодный) — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу. Генетический метод— методологический принцип, требующий изучения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволяющий отследить их происхождение, этапы преобразования. Герменевтика(греч. hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий) — совокупность методов познания и объяснения явлений и процессов, в основе которых не рационально-логическое истолкование, а понимание, личностно-субъективное истолкование, вчувствование, обращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла. Гипотеза— научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения. Диагностика психолого-педагогическая— процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности 197 функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов. Достижений тесты— совокупность психологических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков. Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) —звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает студента к активной деятельности. Замысел— идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога). Зона ближайшего развития— уровень развития и подготовленности к деятельности, которой человек может овладеть и оказаться отзывчивым к внешней помощи. Понятие введено Л.С.Выготским. Идеализация— нереальная, мысленно воссозданная ситуация, дающая возможность создавать идеализированные, несуществующие объекты, оказывающиеся, однако, полезными для теоретического исследования. Идеал педагогический— предельная, реально недостижимая цель, обеспечивающая свободное и гармоническое развитие личности или преобразование системы, соответствующее представлениям о ее совершенстве и характеризующееся отсутствием недостатков, изъянов, рассогласований. Идея— мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала. Изучение продуктов деятельности— исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Импровизация— умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки. Индивидуальный стиль деятельности педагога —предпочитаемые педагогом приемы, манера обучения, способы разрешения конфликтов., определяющие самобытность его способов самовыражения и общения с окружающими. Инновации педагогические— распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений. Инсайт— озарение, догадка, внезапное нахождение решения проблемы, над которой долго думаешь в поисках решения. Интеллектуальные тесты— совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека. Интервью— разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента). Интерпретация(лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полученных результатов, объяснению причин и условий, их породивших. Интуиция— способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат предшествующего опыта. Комплексный педагогический эксперимент— систематическая исследовательская работа по проверке нововведений с точным фиксированием исходных и конечных результатов, варьированием фактов, влияющих на результат, намеренным созданием ситуаций развития. Концепция(лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска. Кризис образования— состояние разбалансированности, затрудненного функционирования, нарушения стабильности и нормального развития, составляющая кризиса социально-экономической структуры общества. Может быть переходным этапом к обновлению общества и образования. Критериально-ориентированные тесты— методики, определяющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками мыслительных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов заданий. Критерий— обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели. | Личностные тесты— совокупность психологических тестов, предназначенных для выявления свойств личности человека. Логика психолого-педагогического исследования —содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Методология— наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания. Моделирование(фр. Modele — образец) — процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа. Мониторинг(лат. monitor — предостерегающий) — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы. Наблюдательность— свойство личности, которое проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.
198 199 Наблюдение— исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его. Надежность теста— характеристика методики (теста), отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи данной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов. Новации педагогические— разработка таких прогрессивных образовательных систем, методик, технологий, образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены. Нововведения педагогические— введение в практику обучения и воспитания педагогических новаций их авторами или последователями. Норма теста— это средний показатель (усредненная оценка) выполнения данного теста большой совокупностью людей, принадлежащих к определенной культуре, с которым сравниваются показатели каждого испытуемого, полученные в результате выполнения данного теста. Тем самым устанавливается наличие пониженного или повышенного уровня развития изучаемого свойства. Нормативно-ориентированные тесты— методики, ориентированные на определение среднестатистических норм, соответствующих результатам большой совокупности людей, и их принятие в качестве критериев оценки и интерпретации результатов тестирования. Опрос— исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы. Опытная педагогическая работа— специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту. Оценивание— исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума. Педагог-мастер— педагог, достигший высокой степени компетентности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие результаты работы, зрелый и умелый педагог. Педагог-новатор— автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений. Передовой педагогический опыт— опыт, опирающийся на педагогические новации или инновации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий. Положительный педагогический опыт— опыт, позволяющий на основе традиционных подходов получить результаты, удовлетворяющие современным требованиям. Принципы методологические(лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения. Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ. Проективные тесты— совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на идее о механизмах проекции, т.е. осознанном и неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей. Проектирование педагогическое— разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий. Развитие— приобретение новых качеств, способ прогрессивного пре-обрадования человека или системы. Развитие личности— одна из ведущих целей образования, становление качеств личности на основе социализации и индивидуализации, на основе включения человека в активную деятельность и социальные отношения. Рефлексия— способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий. ^Способностей тесты— см. интеллектуальные тесты. Стратегия развития образования— общая руководящая линия, ориен-тиры и установки, направленные на достижение перспективных целей. Тест (англ, test) — стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам. Тестирование(метод тестов) — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий. Факт(лат./асгы/я) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана. Факторы риска в исследовании— возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать.
200 201 Формализация— такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования. Функционирование образовательных систем, учреждений —выполнение функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависимая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию. Цель в педагогическом исследовании— образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства. Эксперимент(лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека. Эксперимент генетико-моделирующий— см. эксперимент формирующий. Эксперимент естественный— разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление. Эксперимент лабораторный— разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных. Эксперимент формирующий— разновидность исследовательского метода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса. ЛИТЕРАТУРА Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. — Тюмень, 1997. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям: В 3 т. — М.; Воронеж, 1988. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. — Екатеринбург, 1993. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996. АнастазшА. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Кн. 1. Андреев В.Н. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань, 1988. .. Атаханов Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под ред. В.В.Давыдова. — М.; Рига, 2000. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982. Белкин А. С. Возрастная педагогика. — Екатеринбург, 1999. Берне />.,Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Избр. психол. исследования. — М., 1956. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. — Киев, 1986. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. — Киев, 1974. Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992. Гилъманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. — Тюмень, 1995. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ, под общ. ред. Ю. П.Адлера. — М., 1976. 'ГЬяубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М., 1989. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара, 2000. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2000. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960. Днепров С.А. Педагогическое сознание: Теории и технологии формирования у будущих учителей. — Екатеринбург, 1998. 203
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2000. Ерофеев А. К. ЭВМ в психодиагностике высшей школы. — М., 1987. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. — М., 1995. Загвязинский В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — Тюмень, 1993. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. — М., 1987. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. — М., 1991. Закирова А. Ф. Введение в педагогическую герменевтику. — Екатеринбург, 2000. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. — Грозный, 1976. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. — М., 1977. Кузьмина И. В. Профессионализм'деятельности преподавателя производственного обучения профессиям. — М., 1989. Кузьмина Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 1994. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. —Л., 1985. Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб., 1996. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М.; Воронеж, 1996. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург, 1999. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М., 1993. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. — Курск, 1998. Методология и методы социальной психологии. — М., 1977. Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискуно-ва, Г.В.Воробьева. — М., 1980. Методы психологических исследований / Под ред. В. И.Журавлева. — М., 1972. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В, Кузьминой. — Л., 1980. Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. — М., 1997. — Кн. 1. Общие основы психологии. Немое Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений-В 3 кн. - М., 1999. — Кн. 3. Психодиагностика. Новиков А. М. Как работать над диссертацией. — М., 1994. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М 1987. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна — Киев 1987. Педагогический поиск. — М., 1988. Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань, 1982. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий — М., 1981. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. — М., 1991. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуреви-ча и Е.М.Борисовой. — М., 1997. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983. РеанА.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., 1999. Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. — Ярославль, 1999. ~ Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб., 1996. - Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986. Сластенин В.А., Каширин В. П. Основы педагогики и психологии — М., 2001. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. — М., 1974. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1979. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973. Фомичева И. Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. — Тюмень, 1997. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. — М., 1992. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности — М., 1999. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. — М., 1991. Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М., 1979. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. — М., 1987. Ямбург Е.А. Школа для всех. — М., 1997.
204 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение........................................................................................................................ 3 |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 418. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |