Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОЛКОВАНИЕ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ




Интерпретация результатов исследования

Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомен­дациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы — к истолкованию, апробации, литературному оформле­нию результатов исследования. Рассмотрим виды и способы апро­бации, соотношение логики исследования и логики изложения, виды (жанры) изложения, некоторые вопросы стиля изложения результатов исследовательского поиска.

По ходу изложения процесса и процедур исследовательской работы мы уже неоднократно обращались к вопросу об интерпре­тации, истолковании ее результатов и связанной с этим деятель­ности. Попробуем подытожить сказанное, одновременно рассмот­рев интерпретацию результатов исследования в целом, т. е. итого­вую интерпретацию результатов.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы ко­торой могут соответствовать поставленным в исследовании зада­чам или представлениям о логичной структуре, отраженной в ло­гической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, рас­крывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке толкование, рас­крытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не-

163

 тривиального. Например, факт резкого снижения учебной успе­ваемости учащихся при переходе из начальной школы в основ­ную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предмет­ному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками на­чальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащих­ся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материа­лом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением резуль­татов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведе­ние следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и из­менения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам (см. главу III, раздел 3), а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мо-тивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции (см. главу III, раздел 2).

В задачи интерпретации входит выявление объективного зна­чения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективно­сти в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах ис­следования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов па­радоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой кон­цепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмот­ра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

Вопросы и задания

1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций
одного и того же педагогического факта?

2. Чем отличаются друг от друга логическая и художественно-образ­
ная интерпретация?

164

 

3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора (опы­
та, установок, предпочтений, склада мышления) интерпретатора на
результаты интерпретации.

4. По В. И.Далю («Толковый словарь живого великорусского языка»),
толковать — значит рассуждать, беседовать, советоваться, разбирать дело,
объяснять, давать толк (смысл), значение, выводить догадки и заклю­
чения.

Какие из этих определений больше подходят к интерпретации ре­зультатов педагогического поиска?








Апробация работы

Необходимый этап созревания работы — ее апробация. Надеж­ная апробация исследования — одно из условий его корректно­сти, состоятельности, истинности результатов, один из самых ре­альных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодо­леть личные пристрастия исследователей, вовремя скорректиро­вать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Слово «апробация» латинского происхождения и дословно оз­начает «одобрение, утверждение, установление качеств» (не пу­тать с опробованием, т. е. проверкой на практике). В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступа­ют отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы и ауди­тории.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, об­суждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апроба­ция выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссер­тации).

Существует и играет немаловажную роль и неофициальная ап­робация: беседы, споры со специалистами и коллегами.

Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сооб­щения, проекта, диссертации, но о процедуре литературного оформления речь пойдет чуть ниже.

Естественно, апробация включает осмысление и учет возника­ющих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументи­рованное обоснование или пересмотр ряда положений исследова­ния и способов доказательства, помогает либо утвердиться в при­знании истинности защищаемых положений, либо скорректиро­вать или пересмотреть их. Мы ведем речь, по существу, об итого-

165

 вой апробации исследования, хотя вообще-то очень полезна, не­редко просто необходима поэтапная апробация исходных поло­жений, гипотез, методики исследования, его промежуточных ре­зультатов.

Положительные отзывы, если они не носят комплиментар­ного характера, приносят удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но не менее полезны критические замечания, советы и предложения. Очень полезен глубокий анализ возникших воп­росов.

Есть основания утверждать, что полезны в конечном счете лю­бые возникшие в процессе представления работы вопросы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются. Среди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непонима­нием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, до­работке стиля, т. е. помогают сделать изложение более конкрет­ным и убедительным. Вопросы дополняющие представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т.д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнитель­ные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов. Вопросы корректирующие побуждают к уточ­нению, усиливают аргументацию, устраняют двусмысленность. Проблемные вопросы вскрывают проблемы, нацеливают на бо­лее глубокую интерпретацию, выводят на новые проблемы и за­дачи.

Следует порекомендовать очень внимательно и благожелатель­но принимать все оценки, советы, рекомендации и соратников, и оппонентов, в том числе и критические. Однако реализовать следует те из них, которые помогают углубить исследование, по­высить его корректность и доказательность, которые не противо­речат принятой концепции и не сделают работу эклектичной. Желание же угодить всем, отреагировать на каждое замечание может значительно ухудшить или даже разрушить изложение ре­зультатов.

Вопросы и задания

1. Чем апробация отличается от опробования?

2. Объясните, как следует относиться к критическим замечаниям, если
они противоречат принятой исследователем концепции (выберите от­
вет, который бы вас устроил):

а)  оставить без внимания;

б) обосновать возражения, доказав их несостоятельность;

в) попытаться выявить непосредственную причину возникновения
замечания, понять позицию оппонента.

166










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 556.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...