Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лабораторная работа № 2 Изучение различных методов запоминания стихов




Цель исследования: изучение эффективности различных мето­дов запоминания стихов.

Предварительная подготовка: студенты находят различные спо­собы, приемы выучивания стихотворений (анализируют психо­лого-педагогическую литературу, беседуют с учителями литера­туры, вспоминают собственный опыт).

Задача: сравнить эффективность методов запоминания стихо­творений: метода многократных повторений и метода смыслового анализа текста с повтором рифмованных слов.

Гипотеза (возможный вариант): если производить осмыслен­ное запоминание текста с опорой на многократное повторение рифмованных слов, то эффективность запоминания будет выше, чем в случае механического повторения всего текста.

Материал: два стихотворения одного автора с равным числом строк.

Инструкция экспериментатора: «Работаем с первым стихотво­рением. Используется метод механического повторения текста. Читается сначала весь текст. Затем каждое четверостишие читает­ся три раза с попытками устного воспроизведения. Еще раз зачи­тывается весь текст. С текстами работаете самостоятельно».

128

Время работы ограничено и зависит от объема стихотворения, ггем воспроизводится текст в протоколе № 1. Далее выдается текст второго стихотворения. Текст прочитывается. Производится смысловой анализ каждого четверостишия и стихотворения в це­лом. Выписываются и заучиваются рифмованные слова. Читается каждое стихотворение с попытками устного воспроизведения. Чи­тается весь текст. Затем текст воспроизводится в протоколе № 2. Время работы с текстами должно быть одинаковым.

Задание студентам. Определить методику сравнения степени эффективности воспроизведения текстов.

Возможный вариант: определить число правильно воспроизве­денных строк, вычислить их процентную долю от общего объема текста. И сравнить две процентные доли, используя статистичес­кий ф* — критерий Фишера.

Заметим, что в данном исследовании гипотеза индивидуали­зирована, т. е. может быть принята или отвергнута конкретным студентом, выполнявшим работу в роли испытуемого. Можно вы­числить общегрупповые проценты и экстраполировать выводы на группу. Индивидуальные результаты в данной работе будут раз­личными, все будет зависеть от психологических особенностей конкретного студента, особенностей его памяти, умения анали­зировать текст, видеть его логику и т. д.

Одним из мощных и широко применяемых в психолого-педаго­гическом исследовании статистических методов является корреляци­онный анализ. Метод корреляционного анализа мы рассматриваем в связи с тем, что он позволяет определять связи между явлениями, а следовательно, позволяет устанавливать психолого-педагогические закономерности на основе статистического подхода. Мера связи (кор­реляции) позволяет ответить на вопрос, как сильно между собой связаны два признака одной и той же группы. Под корреляционной связью понимают согласованные (сопряженные) изменения двух или более признаков. Количественная величина степени согласования признаков называется коэффициентом корреляции.

Рассмотрим примеры исследовательских психолого-педагоги­ческих задач, решение которых требует использования средств корреляционного анализа.

1. Определение для конкретной группы учащихся степени свя­
зи между оценками, полученными в процессе обучения, и уров­
нем умственного развития. Понятно, что нулевая или отрицатель­
ная связь будет свидетельствовать о том, что система оценивания
учебной деятельности учащихся не опирается на факторы разви­
тия ученика и вообще является тормозом умственного развития.

2. Определение степени связи между тревожностью ребенка и
Уровнем проявления творческих способностей. Возможно предпо­
ложение, что подавление развития творческих способностей при­
ведет к повышению уровня тревожности ребенка.

-654

129

3.  Определение связи между стилем педагогической деятельности
учителя и формирующимися личностными качествами учащихся.

4. Определение связи между объемом учебной нагрузки по раз­
личным учебным предметам и утомляемостью учащихся.

Подробное описание методик расчета коэффициентов корре­ляции приводится в упомянутой выше работе Дж. Гласса и Дж. Стенли. В практике можно использовать корреляционный ана­лиз и не вникая в математические тонкости. Для этого используют компьютерные программы Excel и Statistica.











Вопросы и задания

1. По результатам изучения приведенной в тексте лабораторной рабо­
ты № 2 сформулируйте психолого-педагогические рекомендации уча­
щимся основной школы о том, как запоминать стихи.

2. Проанализируйте задачи с использованием корреляционного анализа
и выполните следующие задания по каждой из приведенных ниже задач:

а)   определить цель исследования;

б)   определить объект, предметы исследования;

в)   сформулировать задачи исследования;

г)   сформулировать гипотезу (гипотезы) исследования;

д)   определить статистический метод анализа;

е) выбрать математические средства анализа (коэффициенты, кри­
терии и др.);

ж)  решить задачи с помощью компьютерной программы;

з) дать интерпретацию результатов вычислений и ответить на вопро­
сы, поставленные перед исследователем.

Задача № 1. Исследователям необходимо получить ответы на следую­щие вопросы:

1. Какой тип мотивации является более успешной предпосылкой раз­
вития способностей к содержательному обобщению?

2. В какой степени различия в типах мотивации влияют на формиро­
вание эмпирического и теоретического мышления?

Для этого у учащихся начальной школы исследовался тип мотивации учебной деятельности, характеризующийся преобладанием внутренних или внешних мотивов учения, которые устанавливались по методике неоконченных предложений. Эти же учащиеся выполняли тест прогрес­сивных матриц Равена (проверялся уровень эмпирического обобщения) и грамматическое задание, предусматривающее перевод слова из незна­комого языка на основе анализа его морфосемантической структуры, заданной через перевод других слов того же языка (проверялся уровень содержательного обобщения). Результаты даны в таблице:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
X, 1 0 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 0 0 1
£ 8 8 6 4 6 7 7 9 7 9 7 5 6 5 9 8
Z 8 6 3 7 6 6 8 9 4 6 7 8 7 5 3 7

X/ — тип мотивации (1 — внутренняя, 0 — внешняя);

У/ — уровень эмпирического обобщения (в стэнах Кэттелла);

Z/ — уровень содержательного обобщения (в стэнах Кэттелла).

Для выполнения этой работы можно использовать компьютерные про­граммы. Решение данной задачи предполагает использование корреля­ционного анализа, выбор конкретной расчетной методики которого за­висит от типа шкал, в которых представлены числовые данные (дихото­мическая шкала, ранговая шкала, интервальная шкала). Ниже приводят­ся задачи, предполагающие использование различных конкретных мето­дик. Во всех этих задачах студентам может быть дано задание, как и в предыдущем случае.

Задача № 2.

Известно, что часть учащихся после 9-го класса уходит из школы (ученики поступают в техникумы, гимназии и лицеи при вузах и т.д.). Администрация школы, изучая данную проблему, решила выяснить, существует ли численное различие между девушками и юношами, стре­мящимися покинуть школу после 9-го класса. Опрос 16 учащихся дал следующие результаты:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
х. м ж ж ж м м ж м м ж ж м м м ж ж
у. н н д д д н н д н д н д н н д д

Xj — пол учащегося (м — мужской, ж — женский); Y, — стремление уйти из школы (д — да, н — нет). Проинтерпретируйте результаты исследования.

Задача № 3.

В ходе экспериментального исследования оценивались два признака. Первый — личностная рефлексия учащихся начальной школы по мето­дике «Неоконченные предложения». Высказывания детей позволили четко разделить их на 2 группы, различающиеся тем, в чем дети видят причи­ны своих успехов и неудач: одни осознают себя в качестве ответственных субъектов (1 — по признаку X,), другие возлагают ответственность за происходящее с ними на других людей или обстоятельства (0 — по при­знаку yj). Второй признак — сплоченность ученического коллектива, при определении которого учитывалось количество положительных и отри­цательных взаимных выборов (признак Y/, для каждого ученика указыва­лась алгебраическая сумма положительных и отрицательных взаимных выборов). Данные в таблице:

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

X.

£

1

3

1 0 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0
4 2 -2 1 -1 2 4 5 4 __  ^ 6 1 3 2

Опишите характер влияния личностной рефлексии на сплоченность Ученического коллектива.

131

 Задача № 4.

В таблице приведены данные: среднее время, затрачиваемое учащим­ся на выполнение домашнего задания по математике, результаты вы­полнения математического теста, результаты выполнения интеллекту­ального теста.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
х. 60 35 90 95 80 40 50 30 50 60 45 80 95 25 70
X 15 14 13 18 20 12 11 14 15 18 14 13 12 11 16
5 19 23 24 16 26 21 22 16 18 21 20 23 16 14 24

А} — время (в минутах);

Y-, — уровень выполнения математического теста (в баллах);

Zj — уровень выполнения интеллектуального теста (в баллах).

Для данной группы учащихся с помощью корреляционного анализа определите, что больше влияет на результаты обучения по математике: интеллектуальные способности ученика или время, затрачиваемое на подготовку по математике.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...