Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личность педагога и педагогические способности




Образованию, как и всем сферам работы с человеком, нужны таланты. Они были нужны во все времена, но как никогда остро эта потребность обнаружилась в последние годы, в период интен­сивного обновления отечественного образования. Талантливую, творческую, увлеченную, активную личность может взрастить толь­ко талантливый же и увлеченный педагог. Самые передовые тео­рии, оригинальные новации, современные системы и техноло­гии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решаю­щую роль в этом играет личность педагога. Именно через нее во многом преломляется воздействие мировой культуры и потенци­ала окружающей среды на растущего человека. Слова К. Д. Ушин-ского: «В воспитании все должно основываться на личности вос­питателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и про­граммы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспи­тания...»1 не утратили свою актуальность и сегодня.

Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них фак­торов определяют серьезные требования к эрудиции, общей куль­туре, творческим возможностям, профессиональной этике работ­ников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их подготовки.

В образовательных учреждениях всегда были творческие, ищу­щие, беспокойные люди, подлинные энтузиасты, подвижники воспитания, но они, к сожалению, не всегда получали необходи­мую поддержку, не всегда делали погоду в коллективах. Страна долгие годы строила «единую», а по существу, единообразную школу, втиснутую в рамки официальных программ и директив, где творчески настроенному работнику становилось тесно в жест-

ких методических путах, и он покидал школу. Теперь условия для творчества куда благоприятнее, но низкая оплата труда и отсут­ствие жилья, к сожалению, очень мешают привлечению творчес­ких специалистов. Профессия педагога, став массовой (а это од­новременно и хорошо, и очень опасно: возникают издержки мас­совой культуры), в силу многих объективных и субъективных при­чин сильно потеряла в престижности.

Высокая степень ответственности и интенсивности труда учи­теля и воспитателя, с одной стороны, невысокие оплаты и соци­альный статус — с другой, естественно, затруднили комплекто­вание образовательной сферы талантливыми кадрами.

Теперь, в условиях обновления общества, когда свежий ветер перемен ворвался в коридоры и классы, когда образование, как и все общество, перестраивается на основах гуманизма, демократи­зации, гласности, когда образовательные учреждения получили значительную степень свободы, право на эксперимент, оказалось, что им не хватает не только денег, помещений, оборудования, внимания со стороны общества и государства, но и талантливых людей. Это, пожалуй, самый нетерпимый дефицит, одна из са­мых назревших наших общественных бед, пагубные последствия которой нами еще не осознаны.

Опасно отдавать ребенка безликому воспитателю, который не пробудит, а значит, загубит его способности. Наше будущее не будет надежно обеспечено, если общество не сумеет энергично превратить образовательное учреждение из заформализованной структуры в творческую лабораторию. К счастью, такое преобра­зование уже активно происходит, но это еще более усиливает по­требность в талантливых педагогах.

Ясно, что переломить кадровую ситуацию сразу практически невозможно. А ждать нельзя. Где же выход?

Надеяться на то, что нам удастся быстро привлечь в педагоги­ческую сферу массу где-то и кем-то взращенных талантливых лю­дей, обеспечить их профессиональную подготовку, явно нереаль­но. Нужно развивать способности тех специалистов, которые ра­ботают сейчас. Нужно также отбирать в педагогические учебные заведения способную молодежь и развивать ее возможности в пе­риод обучения в колледже или в вузе, готовить кадры по новым специальностям.

В свое время А. С. Макаренко выступал против разговоров о педагогической талантливости. Он ратовал за педагогическое мас­терство, которым может и должен овладеть каждый педагог, если он не лентяй1.

Давно подвергаются критике способы отбора молодежи для пе­дагогической и социальной работы. Вряд ли оправданы укоренив-

  

 1 Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1950. — Т. 2. — С. 63—64.

1 См.: Макаренко А. С. Пед. соч. — М., 1984. — Т. 4. — С. 171, 236.

  

 178

179

 шиеся установки, на основе которых строятся учебные планы и система подготовки в училище, колледже, педвузе, университете.

При отборе в учебные заведения психолого-педагогического профиля стоит сделать основным критерием не оценку по пред­метам на вступительных экзаменах, а гуманистическую направ­ленность и одаренность и поэтому ориентироваться при приеме, скажем, на «мотивационный балл», выводимый на основе харак­теристик прошлой деятельности, результатов тестирования и твор­ческих проб.

Не отказываясь от ориентировки на подготовку в педвузе учи­теля-предметника узкого профиля (преимущественно для стар­ших классов), стоит готовить, например, практического психо­лога, одновременно владеющего иностранным языком, или со­циального педагога, способного работать с детьми и со взрослы­ми, возрождать общинные традиции, реабилитировать трудновос­питуемых, а также преподавать историю или географию.

Есть основания, пусть сначала в порядке эксперимента, поста­вить в центр подготовки будущего педагога общекультурное раз­витие и стимулирование развития творческих способностей. Это требует изменения учебного плана и форм работы, развертыва­ния творческих мастерских ученых, психологов, педагогов-нова­торов. По способам организации такая подготовка может напоми­нать подготовку творческих деятелей в консерваториях.

Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, раз­витого воображения, умения прогнозировать и др.

Для творческой деятельности весьма существенны и выделяе­мые многими исследователями (Ф. И. Гоноблин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. А. Крутецкий, А. И. Щербаков и др.) специ­фические педагогические способности и качества личности: пе­дагогическая наблюдательность, распределенное внимание, уме­ние передавать другим накопленные знания, способность понять и принять воспитанника, педагогическая эмпатия, умение про­ектировать развитие личности ребенка и подростка, педагогиче­ский такт и др.

В личности педагога-воспитателя общие и специфические чер­ты неразрывно слиты. Всю совокупность черт, характеризующих творческую личность, можно условно свести к четырем интег­ральным характеристикам: направленности, эрудиции, способ­ностям и умениям, чертам характера.

Рассмотрим кратко эти характеристики.

Наверное, исходным, отправным и во многом определяющим пунктом творчества выступает направленность, нацеленность пе-

дагога на развитие другого человека, желание помочь его становле­нию, стремление к поиску лучших решений в этой области.

Направленность личности педагога, как нам представляется, определяется прежде всего гуманистическими нравственными иде­алами. Преданность гуманистическим идеалам, вера в человека, понимание его роли в развитии мира и его самоценности — осно­ва таких определяющих качеств, как умение чутко улавливать тре­бования времени, понять, а насколько возможно, и предвидеть социальный заказ, искать и находить эффективные пути и сред­ства решения задач, встающих перед школой и образованием в целом, что прежде всего выражается в стремлении к всесторонне­му и гармоничному развитию каждого воспитанника, в отноше­нии к личности растущего человека как к высшей общественной ценности.

Творческой личности педагога присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического тру­да — воспитания человека, нацеленности на оптимальные резуль­таты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка или подростка, вера в его возможно­сти. Педагогическая увлеченность, а порой даже одержимость — одна из важнейших предпосылок педагогического творчества.

Все это прекрасно, скажет читатель, но как воспитать эту жажду творчества, как вызвать увлеченность? Единый рецепт тут вряд ли можно предложить, но живой пример педагогов-новаторов, ув­леченность и профессионализм педагогов-наставников, показ ва­риативности решения проблем, размышления и реальные пробы, поощрения успехов, пусть самых малых, — эти и другие приемы в деятельности руководителей, педагогов, психологов, коллег-на­ставников могут создать тот микроклимат, в котором пробивают­ся и набирают силу ростки увлеченности, крепнет ориентация на поиск.

Хорошо известно значение глубокой и разносторонней эруди­рованности педагога, его общей культуры, начитанности, широ­ты интересов. Для людей творческого склада ума материал из сфер, казалось бы, далеких от их профессиональной деятельности, не­редко служит источником оригинальных идей и нестандартных решений.

Образный мир искусства, живые впечатления от наблюдений и встреч с людьми, фантастические возможности современной теле- и видеотехники — все, что пропускает через себя педагог, становится источником развития его воображения, конструктив­ной мысли, эмоциональной сферы, превращается в строитель­ный материал для будущих уроков, встреч, собеседований, про­ектов. Вот почему развитие творческих качеств личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно попол-

  

 180

181

 няемого и углубляющегося. Читать и думать о прочитанном, смот­реть кинофильмы и спектакли, посещать картинные галереи, уви­деть собственными глазами памятные исторические места, встре­чаться с самыми различными людьми — без этого педагогу очень трудно «найти себя» в творческой деятельности.

Очень часто обсуждение вопроса об одаренности и талантли­вости педагога сводится к проблеме развития педагогических спо­собностей.Это важная составляющая личности педагога.

Педагогическим способностям уделено немало внимания в пси­хологической и педагогической литературе. Вообще под способ­ностями понимают такие индивидуально-психологические свой­ства личности, благодаря которым обеспечивается успешное вы­полнение какой-либо деятельности и достижение высоких резуль­татов при меньших затратах труда, а также успешное овладение определенной деятельностью.

Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие ее особенностям требования к личности педагога и к его профессио­нальным качествам. Мера соответствия личностных и профессио­нальных качеств человека требованиям педагогической деятель­ности определяет его педагогические способности.

Имеется ряд подходов к выделению и классификации педаго­гических способностей. Например, в работах Н. В. Кузьминой вы­делены перцептивно-рефлексивные способности, которые явля­ются основой педагогической интуиции, и группа проективных способностей, куда входят гностические, проектировочные, кон­структивные, коммуникативные и организационные педагогиче­ские способности.

Ниже приведем перечень основных педагогических способно­стей с их краткой содержательной характеристикой, соответству­ющий предложенному В. А. Крутецким обобщенному варианту их выделения1.

Дидактические способности проявляются: 1) в возможности доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, в уме­нии соответствующим образом трансформировать, самому пере­рабатывать учебный материал; 2) в наличии установки на учет психологических особенностей обучающихся, уровня их подго­товки и возможностей в самостоятельном выполнении задания; 3) в умении организовать урок, подготовить учащихся к воспри­ятию учебного материала, мобилизовать внимание и создать бла­гоприятный эмоциональный настрой; 4) в умении перестраиваться по ходу урока в зависимости от складывающихся обстоятельств и, главное, особенностей усвоения учащимися текущего учебного материала.

' См.: Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. — С. 238-246.

182

Академические способности связаны с наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к кото­рой относится преподаваемый учебный предмет, с компетентно­стью в этой области, с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.

Перцептивные способности — это способность педагога про­никать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность воспитателя, которая позволяет ему понимать личность учащихся и малейшие изменения их состояния по незначитель­ным внешним проявлениям в поведении и реагировании.

Речевые способности проявляются в умении учителя четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь учителя должна быть обращена к учащимся, способствовать активизированию их мысли и внима­ния, быть живой, образной, интонационно яркой и выразитель­ной и т. д.

Организаторские способности — это способность педагога орга­низовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу: планировать ее, корректировать, контролировать, а также выработать у себя «чувство времени».

Авторитарные способности — это возможность педагога ока­зать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащих­ся, завоевать авторитет, суметь передать воспитанникам свою убеж­денность в чем-либо.

Коммуникативные способности — это способности педагога в организации общения с детьми, умение найти правильный под­ход и установить целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт.

Педагогическое воображение выражается в способности предви­деть последствия своих действий, в проектировании и прогнози­ровании развития личности учащихся, в педагогическом опти­мизме воспитателя, в его вере в человека.

Исследованием вопросов педагогических способностей зани­мались также Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, И. В. Страхов. Их подход в основном учтен В. А. Крутецким в приведенной выше классификации. Можно еще отметить, что И. В. Страхов уделял особое внимание педагогическому такту и считал педагогический такт особой педагогической способностью.

Успешное выполнение педагогической деятельности, как и любого вида человеческой деятельности, может быть обеспечено не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, ан­самблем.

Творческий процесс, как и любая деятельность, требует опре­деленных умений и навыков.Собственно, способности и формиру­ются, и проявляются в процессе деятельности, для продуктивно-

183

 го выполнения которой необходимы соответствующие умения. По­этому процесс развития способностей всегда связан с приобрете­нием умений и навыков. Педагогическую деятельность чаще всего рассматривают как решение бесчисленного ряда педагогических задач (Г. А. Балл, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.). Следовательно, педагогические умения можно рассмотреть как умения решать разнообразные педагогические задачи.

Решая эти задачи, педагог ищет и прогнозирует будущее, при­кидывает варианты, раскрывает проекцию изучаемого или пред­стоящей деятельности на личность воспитанника. В одних случаях поиск может быть сведен к перебору уже известных вариантов и их приспособлению к условиям ситуации. Тогда творческий эле­мент в поиске не столь значителен. В других случаях известные подходы не дают оптимальных решений (проблемная педагоги­ческая ситуация). Тогда возникает потребность в подлинно твор­ческом поиске. В обоих случаях педагог использует и развивает обще­педагогические умения, выделенные Н. В. Кузьминой, А. К. Мар­ковой и рядом других исследователей. Напомним кратко их содер­жание.

Конструктивные и близкие к ним прогностические и проекти­ровочные умения объединяют умения отбирать учебно-воспита­тельный материал и проектировать его в соответствии с конкрет­ными целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов.

Коммуникативные умения служат установлению правильных взаимоотношений с воспитанниками, обеспечивают комфорт­ность и эффективность педагогического общения, 9ткрывают воз­можности для взаимопонимания и сотрудничества учителя и уче­ника.

Гностические умения помогают использовать литературу, изу­чать опыт передовиков и анализировать свой собственный опыт.

Организовать подопечных на различные виды деятельности, направить их активность в соответствии с целями и задачами обу­чения и воспитания позволяют организаторские умения. Они вклю­чают умение поставить цели деятельности, довести их до обучаю­щихся (воспитанников) или побудить их выдвинуть цели, содей­ствовать распределению ролей, стимулировать, контролировать и корректировать деятельность.

Выделяют также прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога-вос­питателя, а также с требованиями профессиональной работы (пе­дагогическая графика, пение, владение техническими средства­ми, хореография и др.).

Важны для педагогического анализа и коррекции также реф­лексивные умения — способность видеть себя со стороны, анали-

зировать и оценивать свою работу, выявлять и исправлять ошиб­ки, осознавать и закреплять успехи.

Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А. К. Марковой. Она выделяет десять групп педагогиче­ских умений: 1) умения, связанные с формулированием и по­становкой педагогических задач, их конкретизацией и предвиде­нием результатов их решения; 2) умение работать с содержани­ем материала и его интерпретировать, осуществлять межпред­метные связи, учитывать возможности и возможные затрудне­ния учащихся; 3) владение психолого-педагогическими знания­ми и их практическое применение; 4) знание приемов поста­новки и решения коммуникативных задач; 5) владение приема­ми достижения продуктивности общения (средствами общения, приемами риторики и т.д.); 6) реализация и развитие педагоги­ческих способностей, создание и упрочнение позитивной Я-кон-цепции; 7) осознание перспективы своего профессионального роста; 8) умение охарактеризовать полученные учащимся знания, определять обучаемость, стимулировать стремление к самообра­зованию и самообучению; 9) умение оценивать воспитанность школьников; 10) умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм'.

Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть также комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений. Это умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, т. е. видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных позна­вательных задачах, выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий; умение пользоваться ана­логией и переносом, комбинировать новые сочетания известных элементов, искать альтернативу напрашивающемуся решению и др.

Все, кто так или иначе приобщен к творчеству, знают, на­сколько нелегок этот труд. Он требует полной самоотдачи, на­стойчивости, он сопряжен с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной, творческой деятельно­сти педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера,как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, тру­долюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последова­тельность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают каче­ства личности, необходимые исследователю.

1 См.: Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 18—71.

  

 184

185

 Вопросы и задания

1. Почему А.С.Макаренко выступал против разговоров о педагоги­
ческом таланте, а предпочитал вести речь о мастерстве? Согласны ли вы
с ним?

2. Что входит в понятие «педагогическая сверхзадача»?

3. Назовите и раскройте содержание основных педагогических спо­
собностей. Найдите связь между ними.

4. Обязательно ли педагог-исследователь должен быть творческой ин­
дивидуальностью? Не мешает ли она объективности, поиску истины?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...