Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оформление результатов поиска




Но вот исследование в своей основной части завершено, про­шло апробацию. Теперь его результаты, а в определенной мере и I ход исследования должны быть обнародованы, без чего невоз­можно их широкое освоение, использование в науке и практике. Формы обнародования различны: публичные выступления, вы­ставки, показы, смотры, дискуссии, запись на видеопленку или в память ЭВМ и т. д. Тем не менее ведущую роль пока играет старый традиционный способ: литературное оформление результатов ис­следования и подготовка публикаций (методических пособий, ста­тей, книг). Говорят, что любое научное открытие рождается дваж­ды, и второе его рождение связано с умением доступно и ясно изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их те­оретическое и практическое значение. Не всегда это удается сде­лать авторам открытия, и тогда распространение новых научных идей и рекомендаций затягивается.

Сказанное относится не только к работам, содержащим от­крытия.

Вопрос об открытиях в педагогике и психологии вообще оста­ется спорным, хотя мы убеждены, что в этой сфере есть и откры­тия, и изобретения, и усовершенствования, причем они не менее общественно значимы, чем соответствующие феномены в других отраслях научного знания.

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив долж­ны стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяриза­торами своих идей и методов. Ведь иначе ценнейший опыт, ин­тереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Так, к сожалению, нередко и получает­ся. И тот счастливый факт, что С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. Ф. Ша­талов, В. А. Караковский не только провели новаторский поиск, но и сумели глубоко, доступно и увлекательно о нем рассказать, немало способствовал заметному влиянию их идей и методов на широкую практику обучения и воспитания.

Сказанное определяет важность литературного оформления проделанной поисковой работы для ее дальнейшей судьбы. Та­кое оформление обычно выступает как заключительный этап, венец исследовательского процесса. Он начинается тогда, когда исследование или его относительно самостоятельная часть за­вершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформ­ление работы связано с уточнением логики, обоснований, об-

167

 наружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отра­ботку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений ис­следования. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом доформировывается, шлифует­ся, оттачивается. Вот почему литературное оформление — это важная часть самого исследования. Авторам необходимо найти, а затем точно и доступно передать основные идеи, методы, выво­ды и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно раз­делить на содержательные — о чем следует рассказывать — и ме­тодические — как лучше это сделать.

Прежде всего расскажем об основных требованиях к содержа­нию излагаемого.

Концептуальная направленность определяется системой исход­ных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание воспитания как комплексного, интегративного явления, пред­полагающего мобилизацию всего арсенала средств и возможно­стей общества для формирования личности, не только адекват­ной его сегодняшним требованиям, но и опережающей его раз­витие. Это понимание целей воспитания как формирования лич­ности, способной к самореализации, самоутверждению, к пре­образованию самой себя и окружающей действительности, уме­ющей адаптироваться к изменяющейся ситуации и вырабатывать адекватную стратегию поведения. Это идея развития «открытой» школы (вариант: от сотрудничества с другими социальными ин­ститутами, через кооперацию с ними к интеграции этой школы в более широких социально-воспитательных комплексах под эги­дой местного самоуправления). Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции разных или даже противополож­ных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. Заслуживает внимания в этом плане позиция И. Г. Фомичевой, которая раскрыла полипарадиг-мальный (т. е. многоконцептуальный) характер методологичес­ких основ образования, в котором в разные исторические эпохи по-особому сочетались натурцентрические (в центре — объек­тивные закономерности мира, законы развития биологических оснований человека), теоцентрические (основы развития — выс­шая идея, дух, божество, стремление к совершенству), социо-центрические (в основе развития образования — общественные потребности и подготовка к служению им) и антропоцентри­ческие (в центре — человек, его потребности и интересы) под­ходы1. Но тогда для достижения концептуального единства сле-

дует ясно определить, какие подходы и концепции будут пари­тетны, будут взаимообогащать и дополнять друг друга (таковы, скажем, отношения социальных и индивидуальных факторов в воспитании), где следует определить приоритеты (приоритет гу­манистического подхода перед технологическим), как расставить акценты (для последнего периода характерны, например, акцент на творчество, самостоятельность и инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать по образцу)1.

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлений, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и пер­спектив развития. Скажем, за ростом преступности, отчужденно­сти молодежи от социальных ценностей можно обнаружить ост­рейший конфликт личного и социально-общественного, издерж­ки односторонней ориентации на коллектив или на собственную индивидуальность, недоучет потребностей подростков в самооп­ределении и общественном признании. За нежеланием части под­ростков продолжать обучение — игнорирование особенностей воз­раста, специфических интересов и устремлений, перегрузка учеб­ной работой.

Аспектная определенность предполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Так, подростковый клуб может рас­сматриваться как поле развития способностей, как фактор соци­ализации, как инструмент профилактики правонарушений и т. д. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть не­сколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом кон­кретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с ин­дивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это оп­ределяется пониманием сущности воспитания как единства про­цессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолиро­ванное от социальной среды рассмотрение любых объектов и свя­зей в нем неправомерно. Школа должна рассматриваться в связи с особенностями микрорайона, в связи с семьей, предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно сказать о под­ростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подрост­ков и молодежи и любых других образовательных объектах. Обяза­телен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее

  

 1 См.: Фомичева И. Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематиза­ции. — Тюмень, 1997.

168

1 См.: Амонашвили Ш.А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 11—16.

169

 индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов. Данное требование не является абсолютным, так как в пе­дагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.

Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому язы­ку, что имеет для научного изложения как положительные (увели­чиваются выразительные возможности языка), так и отрицатель­ные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности каждого по­нятия и к однозначности обозначающего это понятие термина. Под воспитанием полезно понимать, например, именно социальное формирование личности, а не специальную воспитательную рабо­ту, понятие «социальный педагог» включает не школьного класс­ного руководителя и не руководителя кружка, а воспитателя, ра­ботающего в специфических условиях открытой социальной среды.

Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подхо­ды. Быть может, это формы или организационные структуры, спо­собы адаптации уже найденных подходов в специфических усло­виях или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, про­анализировать ошибки.

Есть два способа выделения авторского начала, авторской по­зиции, собственных подходов и положений. Либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат авто­ру), либо указать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли: «как нам представляет­ся», «мы считаем», «как удалось установить» и т. п.).

Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны (например: человек — главное богатство и са­моцель развития общества; значительная роль среды в формиро­вании личности; суверенность личности; отношения как предмет педагогической деятельности и др.), и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспита­тельной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение или используемый набор средств — самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны варианты.

Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике недавно ушедших в прошлое и существующих систем и

170

структур, в разоблачении недостатков традиционных подходов. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опы­том или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не ; являются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержатель­ность и глубину изложения.

Теперь расскажем о требованиях к логике и методике изложе­ния.

Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть пу­тем последовательного описания, воспроизводящего весь ход ис­следования. Изложение подчиняется иным, нежели само иссле­дование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики исследования, но не воспро­изводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать заключительное сочинение (доклад, статью, отчет, дис­сертацию и т.п.), он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения. Поэтому по форме изло­жение отличается от исследования. «Исследование, — как писал К. Маркс, — должно детально освоиться с материалом, проана­лизировать различные формы его развития, проследить их внут­реннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, мо­жет быть надлежащим образом изображено действительное дви­жение»1.

В письме к Зигмунду Шотту К. Маркс пояснил: «Для себя я написал «Капитал» как раз в обратном порядке по сравнению с тем, как он предстает перед публикой»2. Не исключено, однако, изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от ре­зультатов, только она воспроизводится без деталей, без изменен­ных отступлений. В ней как бы высвечивается все самое существен­ное для понимания процесса и результатов поиска.

«В отличие от других архитекторов, — отмечал К. Маркс, — наука не только рисует воздушные замки, но и возводит отдель­ные жилые этажи здания, прежде чем заложить его фундамент»3. Это о процессе поиска.

В изложении же нередко предпочтительнее начинать с фунда­мента, с теоретических исходных положений (постулатов, ис­ходных единиц и т.д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а прежде всего на воспроизведе­ние истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов. Например, исследователь может не изла-

1             Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 21.

2             Там же. - Т. 34. - С. 238.

3             Там же.-Т. 13.-С. 43.

171

 гать последовательно свои поиски ьариамюъ лы, свой опыт совершенствования первоначально заданных вари­антов, а показать генезис идеи этого типа школы, причины ее утраты в период господства авторитарных концепций воспитания и возрождения в последнее десятилетие, а затем раскрыть наибо­лее рациональные и перспективные способы и формы воплоще­ния этой идеи, найденные в собственном поиске.

В принципе возможен еще один вариант изложения — от тео­ретически исходного положения. Скажем, от понятия цели и за­дачи в обучении, от идеи управленческого решения в управлен­ческой деятельности или от понятия воспитательного отношения в исследовании межличностных отношений в группах и коллек­тивах. Тогда от исходного понятия, как от зерна, «клеточки» вы­страивается вся система изложения. Например: если за исходное берется понятие «воспитательное отношение», то раскрывается его сущность, виды таких отношений в обучении, во внекласс­ной работе, роль педагога в их формировании и т. д.

Итак, возможны три основных методических варианта изло­жения:

1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного
поиска;

2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследо­
вания.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один вопрос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скрытая, завуалированная позиция авторов?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором по­зиция авторов, полученные ими решения раскрываются не сра­зу. Например, ставится проблема, излагаются варианты ее воз­можного решения, рассказывается о ходе поиска, удачах и поте­рях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив пробле­му, автор (авторский коллектив) воссоздает в общих чертах ре­альный процесс исследования и уже затем, в конце, делает вы­воды, предлагает решения. Такое изложение может быть инте­ресным, оно чем-то напоминает детектив, знакомясь с содержа­нием которого читатель может только гадать, что будет дальше. Однако этот жанр все же обрекает читателя на роль потребителя готового. Не зная позиции автора, его выводов, он не может проверять решение на прочность, аргументированно его поддер­жать или оспорить. Вот почему, на наш взгляд, при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно, единого стандарта в логике и способах изложения быть

убедительные, экономные и привлекательные способы изложе­ния результатов своих изысканий.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды из­ложения результатов исследования.

Научный отчет. Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания пред­посылок, задач, методики, содержания, хода и результатов по­исковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и про­блемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование ра­боты; методика исследования, ее основные этапы и их содержа­ние; характеристика полученных результатов; выводы и реко­мендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения — дело­вой, строгий.

Доклад или сообщение. Оформленное письменно, но предназна­ченное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются. Публикуются толь­ко тезисы — краткое изложение основных идей доклада или сооб­щения.

Статья. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, ана­лиз и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Рецензия — критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представ­ляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки об­суждаемых проблем.

Брошюра (до 4 печатных листов) и монография (4 и более пе­чатных листов) — более или менее подробное и последователь­ное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, вы­воды и рекомендации.

Методические рекомендации. Очень краткое изложение совре­менных научных данных и более развернутое — практических ре­комендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом исполь­зовании определенных методик и технологий.

Диссертация (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или

  

 172

173

 доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обосно­вание актуальности темы, ее связь с государственными, ведом­ственными, территориальными научными программами, харак­теристику проблемы, объекта и предмета исследования, форму­лировку гипотезы и выносимых на защиту положений, обоснова­ние и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также дать обоснование новизны основных выводов и их ценности для науки и практики. К сожалению, в педагоги­ческих диссертациях иногда полностью «испаряется» живой педа­гогический процесс, исчезает ребенок, человек, которого изуча­ют и воспитывают, и человек, который воспитывает. Остаются обобщенные данные, теоретические посылки, модели, принци­пы, схемы. Получается чисто абстрактная, «бездетная», «безлюд­ная» и «бесчеловечная» педагогика. В психолого-педагогической диссертации всегда должен быть описан и проанализирован жи­вой образовательный процесс, деятельность и развитие людей, его «населяющих».

Кандидатская диссертация должна представлять оригинальное исследование, содержащее новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Докторская — решение крупной научной пробле­мы или разработку нового научного направления. Максимальный объем кандидатской диссертации по гуманитарным наукам — 180— 190 страниц машинописного текста.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается авторефе­рат диссертации, содержащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1—2 печатных листа.

Любой вид более или менее развернутого изложения результа­тов работы содержит шесть основных частей: введение, теорети­ческое обоснование, описание опытно-экспериментальной рабо­ты и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и биб­лиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, гра­фики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и дру­гих источников по интересующей проблеме, изложение теорети­ческих концепций (философских, социологических, педагогичес­ких, психологических, медицинских), составляющих теоретичес­кий базис исследования, анализ существующей практики, а так­же историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излага-

174

ются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в тео­рию, практические советы и рекомендации, указываются веду­щие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носите­лях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения де­лаются для первоисточников, которые полезно приводить по пер­вому изданию; для других случаев исключения должны быть осо­бо обоснованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований — посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разде­лов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже если этого не делается, то для того, чтобы изложение было последовательным и логичным, намечаются рабочий план изло­жения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный ответ. В конце каждого раздела да­ется краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам), а давать новый уровень обобщения и конкре­тизации.

Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной линии изложения и не уходить от предмета исследования. Воз­можные отвлечения должны быть кратковременными и возвра­щать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справочные и информационные материалы лучше указать в приложении.

Несколько слов о самой технологии создания и совершенство­вания текста.

Существуют два основных метода написания текста: конструк­тивно-синтетический и критико-аналитический. Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального вари­анта. Когда накоплен материал для написания раздела или фраг-

175

 мента, продуманы его план, основные мысли, система доказа­тельств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения, его логики: важно, чтобы перо или компьютер­ный набор поспевали за мыслью, чтобы не упустить основного и не нарушить намеченной последовательности и системы. Это сво­его рода общий набросок, предварительная компоновка всего ма­териала. Вслед за этим применяется критико-аналитический ме­тод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образовании. Иными словами, убираются «строительные леса». На­конец, наступает этап авторского редактирования, когда идет ра­бота над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.

Очень полезно, если есть время, не спешить с окончательной отделкой, дать тексту «вылежаться», а после этого постараться взглянуть на него глазами постороннего. Многие рассуждения, отдельные фразы и слова покажутся неудачными, неточными и их можно будет улучшить или заменить. Многие отступления, ком­ментарии, описания деталей затрудняют понимание, делают ло­гику изложения излишне усложненной, поэтому важно соблюсти меру и оставить самое необходимое.

Стиль изложения научной работы может быть различным. Раз­личают стиль научный, отличающийся использованием специаль­ной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и заниматель­ность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктив­ность и конкретность установок с популярным раскрытием живо­го опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться вырази­тельности речевых средств (экспрессии).

Стиль написания работы в зависимости от жанра и содержания излагаемого, его актуальности может быть спокойным или поле­мически заостренным, предельно лаконичным или развернутым. Не следует забывать об авторской скромности: нужно отдать долж­ное предшественникам, учесть все положительное, сделанное ими, и в то же время трезво и достаточно скромно оценить свой вклад в науку и практику.

Мы полагаем, что творческое использование изложенных сове­тов и рекомендаций поможет полно и ясно изложить результаты проведенного исследования, способствуя тем самым признанию и распространению новых, более эффективных подходов и средств.

176



Вопросы и задания

1. Как требование аспектной частоты при изложении сочетается с
требованием разностороннего рассмотрения предмета?

2. Составьте план изложения темы (например, «Диагностика и про­
филактика трудновоспитуемое™»):

а)  на основе воспроизведения хода исследования;

б)  на основе изложения результатов и анализа способов их получения;

в)  на основе теоретического воссоздания предмета исследования.

3. Выразите одну и ту же мысль (например, об источниках подростко­
вой преступности или о необходимости дифференцированного и инди­
видуализированного подхода к учащимся), используя разные стили из­
ложения: научный, учебно-педагогический, популярный.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...