Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дизайн в контексте философии и эстетики постмодернизма




 

Трикстерское проектирование по своей природе поливариантно, иронично, двусмысленно. Проект не столько отвечает функции, сколько вызывает обсуждение, провоцирует на действия. Трикстерское проектирование – особенность дизайна в эпоху постмодернизма.

Цитата в дизайне – создание новой формы с использованием старой, уже известной, либо включение в форму уже существующего компонента.

Интертекстуальность – это способность текста обладать вложенными текстами и смыслами, обрывками цитат, которые узнаются сознательно или бессознательно.

Пародийность – еще одно свойство культуры постмодерна, связана с образом мирного сосуществования стилей и идей, с комедийной игрой смыслами на бесконечном поле интертекстуальности».

В дизайне прием деконструкции позволяет выявить внутренние противоречия изделия или проекта, обнаружить стереотипы и скрытые цитаты.

 «Маска» в дизайн-образе – форма не выражает функцию, а отрывается от нее, выражает что-то другое, маскирует одно и обозначает другое. На основе маски в дизайне строится игровой принцип в проектировании, а  игра используется как методика формирования проекта.

Для художественного образа в постмодернизме характерны следующие свойства и признаки: метафоричность, цитатность, ироничность, полистилистичность, деконструктивность, этничность.

Постмодернизм – это полистилия, равенство всех стилей во всем их богатстве, своеобразное полифоническое звучание образов. Лабиринт, как «иррациональная серия неожиданностей» (Р. Арнхейм), не случайно является символом постмодернизма.

Проблемы и актуальные тенденции современного дизайна

 

Для понимания отдельных явлений в дизайне требуется философия экзистенционализма. Дизайн представляется средством «заколдовывания» материального мира. Процесс «заколдовывания» символичен и метафоричен.

Современный дизайн также мифопоэтичен, поскольку наблюдается возрождение мифологического мышления, особенно заметного в виртуальной реальности.

Для мифологического мышления характерна синкретичность как первоначальная целостность и диффузность как нераздельность понятий пространство-время, предмет-знак. В мифологическом мышлении пространство и время не равны понятиям рациональным. Мифологическое время субъективно, имеет характер субъективного переживания, эмоционально окрашено.

Современная культура трактуется как культура барочной технотеатрократии.

В современном дизайне отражаются глобальные проблемы современности: глобализации, стирания культурных различий, экологические проблемы, проблемы энергосбережения. Массовое производство и проектирование в системе глобализации приводит к созданию массовых объектов, лишенных отличий и функционирующих повсеместно. Глобализация приводит к формированию унифицированного проектирования и соответствующей методики, к производству массовой обезличенной продукции. Уникальное проектирование – это проект вещи в одном экземпляре, существующий только для одного потребителя.

Персонифицированное проектирование рассчитано для отдельных групп потребителей, связанных одними потребностями, социальным статусом, экономическими возможностями.

Для этно-дизайна характерно использование традиционных материалов и форм, присущих конкретному региону, культуре или нации. Этно-дизайн, являясь актуальным направлением дизайна и соответствуя региональному подходу в дизайне.

 5.3. Национальный дизайн. Специфика задач и приоритетные направления белорусского дизайна

 

Как отмечалось выше, одним из средств передачи национального  исторического колорита является методика ретроспективных стилизаций и региональный подход в проектировании.

Этапы становления и развития белорусского дизайна:

– протодизайн (1920-е годы);

– становление и профессионализация (1920-е – 1990-е гг.);

– современный дизайн (с 1990-х годов).

Протодизайн 1920-х годов проявляется в деятельности отдельных течений в искусстве и теорий нового искусства, концепции конструктивизма. Концепции протодизайна базировались на преобладании конструктивизма.

Создание профессиональной организации дизайнеров «Союз дизайнеров СССР» и его белорусского филиала «Союз дизайнеров БССР» в 1987 году.

С распадом СССР и всесоюзных организаций в независимой Беларуси бывший филиал союза дизайнеров стал общественным объединением «Белорусский союз дизайнеров». С 1991 года начинается новый этап самостоятельного белорусского дизайна.

Факторами, задающими актуальные направления дизайн-деятельности, в Республике Беларусь являются экономические и социальные процессы. Развитие рыночных отношений и частной собственности обусловило широкое распространение практики индивидуального подхода в проектировании и частного заказа.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Безмоздин, Л.Н. В мире дизайна / Л.Н. Безмоздин. – Ташкент: ФАН, 1990. – 356 с.

Глазычев, В. Л. О дизайне. Очерки по истории и практике дизайна на Западе/ В.Л. Глазычев. – 3 изд. – М.: Европа, 2006. – 320 с.

Грашин, А.А. Методология дизайн-проетирования элементов предметной среды / А.А. Грашин. – М.: Архитектура-С, 2004. – 232 с.

Медведев, В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.– / В.Ю. Медведев. – СПб.: СПГУТД, 2007. – 91 с.

Михайлов, С.М. Основы дизайна / С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева. – М.: Союз дизайнеров, 2002. – 240 с.

Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И.А. Розенсон. – СПб.: Питер, 2007. – 219 с.

Стрикелева, К.А. Дизайн: содержание деятельности и основные термины: учеб. пос. со словар. матер, в 2-х ч. / К.А. Стрикелева – Минск: БГАИ, 2004. Ч.1 – 120 с.,Ч. 2–120 с.

Библиотека дизайна. – Режим доступа: http://www.sreda.boom.ru. – Дата доступа: 18.06.2007.

Виктор Литвинов: все о дизайне. – Режим доступа: http://www.prdesign.ru. – Дата доступа: 18.06.2007.

Новости дизайна. – Режим доступа: http://www.designet.ru. – Дата доступа: 18.06.2007.

 

Дополнительная

Альтшулер, Ф. Алгоритм изобретения / Ф. Альтшулер. – М., 1972. –204 с.

Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – Благовещенск: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 1999. – 392 с.

Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р. Аронов // ВНИИТЭ. – М., 1992. – 122 с.

Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр: Пер.и сопр. статья С.Н. Зенкин. – М., 2001. – 340 с.

Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус. – М.: Искусство, 1971. – 286 с.

Джонс, Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс. – Пер с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. – М.: Мир, 1976. – 374 с.

Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: Imtrada, 2001. – 384 с.

Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. – Л.: Искусство, 1972. – 440 с.

Орлов, А.М. Виртуальная реальность / А.М. Орлов. – 2-е изд. – М., 1998. – 336 с.

Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. – Учеб. Пособие. – 3-е изд. пер. и доп. – М.: МЗ Пресс, 2005. – 368 с.

Тасалов, В.И. Прометей или Орфей. Искусство «технического» века / В.И. Тасалов. – М., 1967. – 372 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...