Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление дизайна как нового вида проектной деятельности. Отношение дизайна и искусства




 

Возникновение декоративно-прикладного искусства, его обособления от производства в конце XIX века, движение за возрождение ремесел, деятельность В. Морриса, Раскина и пр. можно понимать предтечами дизайна.

С возникновением первых профессиональных школ дизайна в 20-е годы XX века (Баухауз) связано и возникновение понятий «дизайн» и «дизайнер».

В процессе развития декоративно-прикладного искусства XIX века происходил процесс параллельного становления дизайна. Тонкость пропорций, легкость, изящность, лаконичность – эти свойства пришли в материальный мир с искусством модерна.

Концепция модерна перешла в концепцию искусства ар-деко, где наблюдается декоративность, использование дорогих материалов, чувствуется тяготение к искусству Африки, Востока, элитарность и индивидуальность. В формах предметов ощущается вертикализм.

Полный отказ от декора наблюдается в художественной концепции конструктивизма, который был объявлен средством «обуздания хаоса действительности. В архитектуре конструктивизма функция обнажается и выражается максимально, а в дизайне проявляется в чистоте форм, выразительности конструкции. Конструктивизм в дизайне – 1920-е – начало 1930 годов.

Большее следование функциональности в проектировании породило направление функционализма. Первые принципы функционализма были определены в 20-е годы XX века, например, «то, что хорошо функционирует, так же хорошо выглядит» – архитектор Бруто Таут. Культ «эстетики машин» предполагал голую функциональную красоту форм необходимым и достаточным условием также и для архитектуры.

Важную роль в развитии концепций дизайна сыграли работы немецкого архитектора и теоретика архитектуры Г. Земпера. В своей работе «Стиль в технических и тектонических искусствах...» он сформулировал взаимосвязь между функцией и формой, между материалом и технологией производства.

В книге немецкого инженера Ф. Рело «О стиле в машиностроении» (1862), автор выступил за взаимодействие искусства и техники, за внедрение архитектурных стилей в машиностроение.

Американский архитектор Л. Салливан жестко и четко сформулировал положение, что форма отвечает функции вещи.

Идеи архитектора В. Гропиуса стали платформой для школы проектирования «Баухауз».

Со второй половины 60-х годов XX века начинается новый период дизайна, совпадающий с кризисом функционализма. Начался разворот к гуманизации дизайна и бунт против функционализма.

С 1970-х годов возникает экологический подход в дизайне, который со временем трансформировался в самостоятельное направление.

Попытки соотнести дизайн и искусство привели разных исследователей к трем условным формулам понимания этого отношения.

1. Дизайн – это часть (вид) искусства.

2. Дизайн – это не часть искусства, а специфический род деятельности.

3. Дизайн – это часть искусства, выделившаяся в процессе развития в особую деятельность. Это синтетическая формулировка, позволяющая снять противоречия первых двух и объединить общие свойства.

РАЗДЕЛ II. СПЕЦИФИКА ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИЗАЙНА

 

Определение дизайна и специфика дизайн-деятельности. Техническая эстетика. Эстетические концепции дизайна

 

Следует разделить понятия «дизайн» и «дизайн-деятельность». Дизайн-деятельность– это проектная деятельность, использующая для своего осуществления специфические средства дизайна, ей присуща проектная масштабность, которая не сводится к отдельным проектам и многовекторное развитие во времени. В дизайн-деятельности осуществляется синтез художественного, научного и инженерно-технического творчества.

Определение дизайна Т. Мальдонадо (1969 г.), считающееся классическим: дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя. Дизайн стремится охватить все стороны окружающей человека среды, на формирование которых оказывает влияние промышленное производство.

Определение дизайна изменяется по мере развития и расширения границ дизайн-деятельности. Дизайн – это деятельность организационная, а его содержание – выражение человека в материально-предметном мире.

Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера).

Техническая эстетика – научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Основные разделы технической эстетики – общая теория дизайна и теория художественного конструирования.

Теория композиции исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной, гармоничной формы. Основные категории композиции: объемно-пространственная структура, тектоника, пластика (пластичность), средства гармонизации (пропорции, ритм, контраст, нюанс).

Формообразование – это системный процесс создания новых визуальных форм и система знаний о закономерностях создания формы. Дизайн собственными методами создает и моделирует различные материальные формы, которые выражают функции и потребности человека.

Смыслообразование – смысловой аспект проектного образа.

Образотворчество как методика базируется на положении, что создается образ объекта, которому следует форма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...