Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурно-исторический и системно-целостный подходы в дизайн-деятельности. Проблематизация в дизайне.




 

В дизайне выделяют два системных подхода в деятельности: культурно-исторический и системно-деятельностный.

Культурно-исторический подход заключается в использовании для построения дизайн-форм, связанных с культурными и историческими реалиями отдельно взятого региона.

Системно-целостный подход рассматривает объект проектирования как элемент сложной системы взаимодействия и взаимообусловленности между другими элементами, с их связями. Системно-целостный подход в дизайне понимается как системное проектирование целого.

В проектировании детерминирующие факторы задают свойства проектируемого объекта, его конструкцию, морфологическую сущность. Эти факторы сводятся в условия проектирования: социальные, географические, климатические, политические, этнографические, исторические и т.д.

 

Процесс проектирования рассматривается, с одной стороны, как процесс реального времени, а с другой – как процесс предвидимого времени. Процесс реального времени – это непосредственно процесс проектирования, начинающийся от постановки проектных задач и заканчивающийся комплексом проектной документации.

Пред-видимое время выражается в построении проектной ситуации как ответа на актуальные задачи в недалеком будущем. Проект как бы включает вложенные потенциальные свойства, обладающие способностью реализоваться и актуализироваться в момент реализации проекта.

 

Проблемаэто отчетливо ощущаемая точка неблагополучия, требующая разрешения ситуации со многими неизвестными. Проблемное полеэто общая проблематика, характерная для предмета или системы предметов. Проблемная ситуациясфера возникновения системного противоречия на основе определенных проектных задач. Проект является ответом на проблемную ситуацию.

Проектные задачиэто система сформулированных профессиональных задач, требующих своего воплощения в предмете проектирования.

На основе анализа проблемного поля и определения проблемной ситуации формируются проектные задачи.

Все существующие возможности делятся на абстрактные (возможно все), формальные (допустимо возможные) и реальные (действительно возможные).

Проектный образ – это идеальный объект или модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается материальный мир. Также проектный образ понимается как предметно выраженный смысл.

Дизайн-концепция – это общий замысел, основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

 

Теоретико-методологические принципы дизайна. Классификация типа и методов проектирования

 

В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов деятельности, ориентированной на производство: системности, научной обоснованности, коллегиальности, методической обусловленности и гуманистической направленности.

Принцип системностипредполагает учет при проектировании изделий – объектов дизайна их связей с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком.

Принцип научной обоснованностизаключается в необходимости следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна.

Принцип коллегиальностиподразумевает участие в проектировании объектов, в зависимости от специфики объекта и степени его сложности, постоянно или периодически, специалистов различного профиля.

Принцип методической обусловленностизаключается в соблюдении полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайна, результаты которого воплощаются в соответствующей форме.

Принцип гуманистической направленности означает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования.

Метод -это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы различаются по типологии аспектов формообразования и делятся на морфологические, технологические, функциональные и художественно-образные.

Морфологический метод проектирования позволяет раскрыть принципиальные возможности, которыми обладает материальная форма относитель­но задачи воплощения функции.

Метод технологического проектирования направлен на воплощение дизайн-образа в материальную форму и технологию.

Метод художественно-образного проектирования – выделение и применение в дизайне некоторых средств и приемов художественного освоения и моделирования объектов действительности.

Эмпирический метод – основан на опытном познании мира и заключается в освоении проектирования через опыт создания проекта и отслеживания его жизнеспособности в существующих условиях.

Алгоритмический метод заключается в построении процесса проектирования от начала до конца, с разбивкой его на части, уровни, этапы.

Эвристический метод – направлен на появление внезапных результатов исходя из приемов поиска нестандартных решений.

В дизайне разделяют следующие типы проектирования: оперативное, многолетнее и перспективное. Тип проектирования определяется в зависимости от проектной задачи и проблемного поля.

Оперативное проектирование – это проектирование, рассчитанное на безусловное воплощение «завтра» или в ближайшее время, поскольку определенная проблема существует уже сейчас.

Многолетнее проектирование рассчитано на долгосрочную реализацию в течение большого временного промежутка. Перспективное проектирование работает с гипотетическими проблемами, которые возможно возникнут в будущем, а масштаб проекта требует большого времени реализации либо новых технологий.

Тотальное проектирование связано с идеологиями и концепциями жизнестроительства, это концепции всеобъемлющей организации систем пространства.

Противоположностью тотальному проектированию является «включенное» проектирование. Включенное проектирование – впитывает критику со стороны экологии, антропоэкологии, учитывает сознательные и бессознательные ожидания средового субъекта.

Проектирование по специфике формообразования делится на аналоговое и инновационное. Аналоговое проектирование построено на использовании прототипа, аналога.

Инновационное –  предполагает внесение новизны в проект. Решения формируются путем проблематизации, происходит расширение смыслового контекста с включением новых организующих факторов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...