Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъект, предмет и объект в дизайн-проектировании




 

В дизайн-деятельности выделяют понятия субъекта, предмета и объекта проектирования. Субъект дизайна рассматривается двояко: 1) непосредственно дизайнер, тот, кто создает дизайн-проект; 2) потребитель, тот, кто потребляет проект, на кого ориентирован дизайн-продукт.

Предмет дизайна – непосредственно то, что является содержанием деятельности и оказывает воздействие на объект проектирования.

Объект дизайна – сфера существования субъекта, состоящая из вещей, систем вещей, среды, процессов и идей, которые могут быть преобразованы средствами дизайн-деятельности.

Комплексный объект дизайна – совокупность взаимосвязанных объектов, рассматриваемых как целостный объект, единая система.

Сферами дизайн-проектирования являются: индивидуально-личностная; профессиональная и общественная.

Индивидуально-личностная сфера – сфера, наиболее приближенная к человеку, его личной жизни. Профессиональная сфера – это сфера трудовой, профессиональной деятельности человека. Общественная сфера – это сфера объектов, функционирующих в общественной (социальной) среде, они могут функционировать для всех, либо ими пользуются многие люди по отдельности, но в одной общественной среде.

Продуктом дизайна являются, по утверждению В.И. Коломийца «эстетические ценности как проявление и деятельное выражение смысла социального бытия человека».

Вещь как культурный образец – это материализованный комплекс представлений о ее функции в социокультурной и художественно-эстетической проекции контекста общей культурной платформы.

Проблема личности в дизайне. Отношение «человек – дизайн»

 

Безусловное негативное воздействие на человека оказывает деперсонализированная продукция, продукция без адресата, без персоны. Эта продукция как бы лишена человеческого фактора, кажется отстраненной и образно безликой. Потребление такой деперсонализированной продукции вызывает процесс «размывания» личности.

Стремление к индивидуализму влечет разделение проектирования на массовое и элитное. Элитное проектирование ориентировано на отдельных личностей, оно отличается индивидуальным подходом, учетом желаний заказчика с высоким, уровнем доходов и высоким положением в обществе.

Массовое проектирование ориентируется на обобщенные по потребностям и интересам группы людей, имеет относительно невысокую стоимость и довольно усредненные образные характеристики.

Элитное проектирование – это индивидуальное проектирование, а массовое – это серийное, тиражное.

Трансформация объектов по потребительской функции называется персонализацией проектов. Прослеживается зависимость от характера среды потребителя, суммарных общих установок, которые называются культурой потребления или потребительской культурой.

Современное общество называется обществом потребления, когда потребление выводится в самоцель и становится самоценностью. Критики общества потребления называют этот процесс в культуре «консумерками души» и пророчат гибельные последствия такому обществу.

Функции дизайна

 

Выделяют следующие наиболее значимые функции дизайна: инструментальная, адаптивная, интегрирующая, коммуникативная, организационная, трансформационная, аксиологическая, маркетинговая, социальная, эстетическая, культурная, экологическая, художественная, гносеологическая, аккумулирующая, дифференцирующая и мифологическая.

Инструментальная функция – в дизайне проявляется путем организации вещей как инструментов, усиливающих результаты человеческого труда.

Адаптивная функция – функция адаптации, приспособления мира вещей к миру человека. Адаптивная функция и приспосабливает человека к среде жизнедеятельности, организует процесс деятельности человека в мире.

Интегрирующая функция – проявляется как форма объединения общества посредством создания максимально комфортной среды обитания.

Коммуникативная функция – средства дизайн-проектирования создают системы коммуникаций, организуя среду коммуникаций и процесс коммуникаций в среде.

Организационная функция – дизайн как деятельность, формирующая предметный и не-предметный мир, является организующей, так как организует непосредственно деятельность человека.

Трансформационная функция – проявляется в способности дизайна не только накапливать культурное содержание, но и трансформировать культуру и культурные смыслы, национальные традиции, переводя их на новые информационные и семантические уровни.

Аксиологическая функция –  отражение в форме вещей, создаваемых по проектам дизайнеров, их значения для субъекта ценностного отношения.

Маркетинговая функция – эта функция проявляется в экономической сфере, обеспечивает коммерческую основу дизайна, формирует потребности и продукцию, отвечающую этим потребностям, тем самым формируя рыночные отношения и коммерческую стоимость продукции.

Эстетическая функция – продукция дизайна имеет эстетическую ценность, а сам дизайн формирует системы эстетических ценностей и ценности вообще.

Экологическая функция дизайна– проявляется в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды и самих людей от последствий ее загрязнения.

Художественная функция дизайна– отражает сущность многих других функций дизайна как проявление содержательности художественного образа.

Гносеологическая функция – дизайн-деятельность понимается как деятельность познавательная и обусловливающая системы передачи опыта.

Аккумулирующая функция – дизайн способен поглощать в себя культурную информацию, накапливать ее, тем самым сохраняя для будущего и выражая в объектах проектирования.

Дифференцирующая функция – эта функция, противоположная интегрирующей функции, ее работа заключается в разделении общества по интересам, социальным ролям.

Мифологическая функция – средства дизайна способны формировать мифологическое сознание и мышление, а также адаптировать существующие явления и предметные формы, равно как и нематериальные образы для современного мифологического сознания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1523.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...