Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система отношений «человек – природа», «человек – цивилизация», «человек – культура» в контексте преобразующей деятельности дизайна




И.М. Коновалов

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ДИЗАЙНА

Методическое пособие

для студентов специальности:

1-19 01 01 «Дизайн»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пособие подготовлено для изучения предмета «Теория и методология дизайна», которая является фундаментальной дисциплиной в процессе подготовки специалистов в области дизайна. Логика и структура изложения материала основывается на изложении положений дизайн-деятельности от философской базы дизайна методик проведения проектных анализов и исследований. В материалах дисциплины дается ознакомление как с историческими системами представления о дизайне, так и с современными методиками и взглядами на дизайн и техническую эстетику.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Законы диалектики и философская база дизайна

 

Философское учение, базирующееся на принципах рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии, единстве и противоположности называется диалектикой.

Первый закон диалектики – это закон перехода количества в качество. Увеличение количества ведет к изменению качества, причем это изменение имеет характер скачка. Качество – это неразрывно связанная с существованием предмета целостная внутренняя совокупность его отличительных свойств. Количество – это характеристики предмета по внешним для нее и тождественным с другими предметами параметрами. «Качество» и «количество» противоположные категории, отношение их единства называется «категорией меры». Мера определяет пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества, границы изменения количественной определенности предмета, в которых он остается самим собой.

Второй закон диалектики – это закон борьбы и единства противоположностей. Противоречие – это единство взаимоисключающих друг друга противоположностей.

Третий закон диалектики – это закон отрицания отрицания. Это закон движения, когда каждое новое отрицает старое, тем самым становясь истинно новым.

Отрицание осуществляется на основе противоречий. По природе противоречий различают три формы отрицания – деструкцию, снятие и трансформацию.

 В деструктивном отрицании высшая система сменяется низшей. При снятии отрицание является моментом связи и развития от низшего к высшему, в результате чего новый предмет оказывается более сложным, а система обретает более совершенную степень развития. При трансформации качественные изменения происходят с сохранением у предмета его основной части или у системы ее основы.

Взаимодействие – это процесс взаимного соучастия элементов системы в ее продуктивном действии.

Процесс познания осуществляется посредством познавательного действия. В категориях познания выделяют четыре отношения: «неизвестное – неизвестное», «известное – неизвестное», «неизвестное – известное», «известное – известное». Из отношения «неизвестное – неизвестное» следует, что мне неизвестно то, что мне неизвестно.

В отношении «известное – неизвестное» субъекту известно то, что именно ему неизвестно.

Эмпирическое познание – это познание через опыт субъекта. Эвристическое познание – познание-озарение, строится на внезапных открытиях и догадках, что сближает его с интуитивным познанием. Интуитивное познание – идеи или ответы, знания приходят внезапно, из области чувственного, непознаваемого. Чувственное познание – происходит в области чувствования.

 

Проектная деятельность. Взаимосвязь проектной деятельности и законов развития материального мира и природных систем

 

Дизайн – это вид проектной деятельности. Проектная деятельность определяется как системное, целенаправленное создание объектов материально-вещественного мира. Проектная культура – это система социально-культурных договоренностей о способах, методах и принципах создания проектов и проведения проектной деятельности.

Творческая деятельность есть основа социального и научно-технического прогресса.

Инженерно-техническое творчество является утилитарным, ориентированным на обеспечение рентабельности производства и удовлетворение практических требований.

Художественное творчество в мире искусств ориентировано на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, и самого человека. Это воплощается в художественных образах форм искусства.

Художественно-техническое творчество ориентировано на удовлетворение как утилитарных, так и эстетических потребностей людей.

Прикладное искусство родственно архитектуре и дизайну по ориентации на слияние красоты и пользы в создаваемых вещах, но отличается от них близостью к ремесленным способам изготовления.

Инженерно-техническое творчество является предметным творчеством, отстраненным от решения художественных задач.

Распредмечивание – это процесс формализации материальной картины мира с целью выделения образных свойств объекта распредмечивания, его конструкции, технологии и материалов.

Опредмечивание – это процесс создания новых визуальных образов путем осознанной передачи необходимых свойств средствами художественной выразительности.

 

По типу систем материальный мир делится на естественные и искусственные системы, которыетакже называются системами передачи опыта. Созданные человеком системы называются искусственными, разделяясь на материально-вещественные, процессуально-действенные и знаково-информационные.

Материально-вещественные системы – формируются на основе трех принципов: тектонического, технического и модельного. Тектонический принцип – это способ строения объемных форм и структур в пространстве, чаще всего используемый в архитектуре и строительстве. Технический принцип – это принцип создания предметов на функциональной основе. Модельный принцип используется при создании функциональных предметов по уже установленному образцу, форме, отвечающей по своему содержанию.

Знаково-информационные системы – это системы организации информационного поля и коммуникаций. Они разделяются по типу знаков на иконические, индексные и символьные знаки.

Процессуально-действенные системы – это системы действий и процессов, они делятся на точечные, импульсные и линейные процессы.

 

Система отношений «человек – природа», «человек – цивилизация», «человек – культура» в контексте преобразующей деятельности дизайна

 

Проблемы цивилизации, ее пути развития находят отражение в проектировании. Глобализация проявляется в проектировании в процессах унификации, массовости и функционализма. Унификация – это создание единых стандартов и предметов, производящихся массово и повсеместно.

Массовая продукция имеет широкое распространение, невысокую цену, при этом лишена разнообразия и уникальности.

Индивидуализация отражается в процессах персонализации и уникальности в проектировании. Ориентация проектирования на создание единичных моделей или проектов – это уникальное проектирование. Глобализация приводит к усреднению и стиранию особенного, а индивидуализация – обогащает уникальным, персональным и непохожим.

 

Дизайн является средством создания культуры, трансформации и интеграции культурной информации на новые информационные уровни. Культурный образец существует в отдельном культурном контексте. Выпадая из этого контекста, объект воспринимается иначе или утрачивает свое культурное значение. Этот контекст называется культурным полем, а сфера проявления культуры – культурным пространством.

 Дизайн понимается как деятельность связующая, организующая и гармонизирующая человека с природой, цивилизацией, культурой и обществом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...