Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет маркетинговых исследований.




Одним из базовых требований маркетинга является обеспе­чение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития. Задолго до вывода товара на рынок, планируя продать опреде­ленное его количество и захватить некоторую долю потребитель­ского рынка, коммерсант должен располагать развернутой харак­теристикой рынка или его сегмента, на котором он намерен выступать в роли продавца. Предпринимателю как минимум не­обходимо знать емкость рынка, наличие и тип покупательского спроса, интенсивность конкуренции, конкурентоспособность сво­его товара, уровень и тенденции цен, реакцию покупателей на те или иные маркетинговые действия, норму прибыли и т.д. Без это­го, не учитывая реальной рыночной ситуации, предприниматель рискует потерпеть фиаско.

Сбор информации, ее интерпретацию, оценоч­ные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть мар­кетинговым исследованием(англ, marketing research).

Предметом маркетингового исследования сле­дует считать маркетинговую деятельность на рынке, а также ры­ночные процессы и явления, каким-либо образом с ней связанные.

Серьезную проблему представляет выбор объектамаркетин­гового исследования. Им может быть само предприятие и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкурен­ты, поставщики и предприятия-конкуренты, потребители/поку­патели - клиенты; федеральный или региональный рынок, вклю­чая его сегменты, а также население или отдельная его группа, как носитель демографических и социально-экономических фак­торов макросреды маркетинга.

Маркетинговое исследование - любая исследовательская де­ятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

Маркетинговое исследование - это инструмент маркетинга, или его информационно-аналитическое обеспечение, которое является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности.

Маркетинговое исследование включает сбор, обработку, а также хранение информации о явлениях и процессах, представ­ляющих интерес для маркетинга, анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действитель­ности выводов и, наконец, прогнозирование.

Цель маркетингового исследования - создать информацион­но-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработ­ки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

В маркетинге акцент делается на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для определения нужд потребителя и реализа­ции маркетинговых стратегий и программ, нацеленных на их удов­летворение, маркетологам необходима информация относительно потребителей, конкурентов и других участников рынка.

Задача маркетинговых исследований состоит в том, чтобы оце­нить информационные потребности и предоставить участникам рынка информацию: точную, надежную, обоснованную, совре­менную и относящуюся к делу.

Маркетинговые исследования служат основой маркетинга, они включают изучение внешней маркетинговой среды рынка, мо­тивации потребителей, а также внутренней маркетинговой сре­ды, т.е. оценку производственно-сбытовых возможностей самой фирмы, строящей свою деятельность на принципах маркетин­га. Такие маркетинговые исследования позволяют выбрать оп­тимальный рынок сбыта, осуществить планирование, т.е. обо­снованное, согласно результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработ­ку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской де­ятельности фирмы и реализации ее стратегических направлений. Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом фирмы и ее высшим руководством.

Началом развития маркетинговых исследований послужил проведенный в 1879 г. рекламным агентством N. W. Ayerand Son почтовый опрос государственных чиновников, работающих в сфе­ре сельского хозяйства; это событие вошло в историю как самое первое прикладное маркетинговое исследование на территории США. Однако потребовалось еще несколько десятилетий для того, чтобы в 1911 г. компания Curtis Publishing Company основала пер­вый в истории отдел маркетинговых исследований. Спустя не­сколько лет подобные отделы были созданы в Cwift Company, U.S Rubber Company.

1880—1920 гг. — этап промышленной статистики.В этот пе­риод все более важное значение приобретали учетные формы ра­боты с населением. Получили развитие методы опроса. Герман Холлерит из Бюро переписи населения изобрел перфорирован­ные бумажные карты, позволяющие автоматизировать процеду­ру табулирования данных.

1920—1940 гг. — этап развития методов случайной выборки, анкетирования и бихевиористских методик.Специалисты по ис­следованиям рынка научились проводить более эффективную выборку среди населения для опросов и составлять более совер­шенные анкеты.

1940—1950 гг. — этап появления заинтересованности у руко­водства компаний.Исследования рынка стали рассматриваться руководством компаний не просто как процесс сбора информа­ции, а как инструмент совершенствования процесса принятия решений. С этого момента в обиход вводится понятие «марке­тинговое исследование».

1950—1960 гг. — этап экспериментирования.Специалисты по маркетинговым исследованиям начали применять особые методики и строгий научный подход к решению вопросов маркетинга.

1960—1970 гг. — этап компьютерного анализа и количествен­ных методик.Специалисты обратили свое внимание на постро­ение математических моделей принятия маркетинговых решений и применение компьютера для анализа маркетинговой инфор­мации и процесса принятия решений.

1970 г. — по настоящее время — этап развития теории массо­вого обслуживания потребителей.Этап усовершенствования по­нятий и методов качественного исследования, имеющего целью объяснить и предсказать поведение потребителя.

К основным направлениям относят прикладное и фундамен­тальное исследования.

Прикладное исследование— исследование конкретной прак­тической проблемы в поисках ее решения (например, проясне­ние ситуации на рынке, объяснение причин провала какого-либо стратегического или тактического плана, снижение неопределен­ности в процессе принятия решения руководством).

Фундаментальное исследование— исследование, направленное на расширение общего знания, а не на решение конкретной прак­тической задачи.

Маркетинговые задачи могут носить стратегический и тактический характер, могут быть связаны с воздействием различных составляю­щих маркетинговой среды на успешность функционирования фирмы.

Задачей маркетингового исследования является всесто­ронний анализ внутренней и внешней среды предприятия и подготовка на этой основе информации, необходимой для принятия решений, касающихся производственно-сбытовой деятельности.

Исследование внутренней среды предприятия ставит целью определение реального уровня его конкурентоспособности в ре­зультате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь кроются ответы на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.

Исследование внешней среды служит инструментом, при по­мощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть по­тенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Исследование внешней среды позволяет своевременно спрогно­зировать появление угроз и возможностей, разработать ситуаци­онные планы на случай возникновения непредвиденных обсто­ятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть цели и превратить потенциальные угрозы в выгод­ные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в областях внеш­него окружения, соответственно им группируются факторы, которые тоже подвергаются исследованию: экономические, по­литические, рыночные, социальные, международные, конкурен­тные.

На практике применяют различные формы проведения маркетинговых ис­следований, классификация которых осуществляется по следующим критериям.

1. По виду объекта исследования — например, при исследовании рынка это исследование рынков сбыта, рынков производительных сил, рынка капитала и т.д.; исследование внутренней среды фирмы; исследование окружающей среды.

2. По территориальному признаку — например, при исследовании рынка это региональное, национальное, интернациональное исследование.

3. По временному признаку — например, для исследования рынка это ретро­спективное, оперативное (текущее), диагностическое, прогнозное исследование.

4. По продуктивному (вещевому) признаку — например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг.

5. По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования (oekoskopie), — например, для исследова­ния сбыта это цена, объем продаж, структура спроса, и на субъективные исследо­вания (Demoskopie) — например, для исследования сбыта это возраст, пол, про­фессия.

6. По способу получения данных и информации — первичные, полевые (field research), и вторичные, кабинетные (deck research), маркетинговые ис­следования.

Маркетинговое исследование является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, дан­ные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самосто­ятельный сектор единого информационного поля. Поэтому мар­кетинговое исследование базируется на общих требованиях и принципах информатики и при его проведении необходимо со­блюдать следующие принципы:

• научность,т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыноч­ных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление законо­мерностей развития этих явлений и процессов;

• системность, т.е.выделение отдельных структурных элемен­тов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;

• комплексность,т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;

• достоверность,т.е. получение адекватных данных за счет обес­печения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, ис­пользование ЭВМ и созданных наукой инструментов иссле­дования;

• объективность,т.е. требование учитывать возможные погреш­ности измерителя того или иного явления, не подгонять фак­ты под заранее определенную схему и соблюдать осторож­ность в их интерпретации;

• эффективность,т.е. достижение выдвинутых целей, соизмере­ние результатов с затратами.


2. Роль информации в маркетинговых исследованиях и маркетинго­вая информационная система.

Информацией считаются сведе­ния, которые являются объектом обработки, передачи и хранения

Различаются следующие типы маркетинговой информации. По форме планирования маркетинга.

Оперативная - срочная информация, используемая в опера­тивном (операционном) планировании для неотложного исполь­зования; ее разновидностью является предупреждающая, или сиг­нальная, информация, вид краткосрочного прогноза.

Стратегическая - используемая в стратегическом планиро­вании (отличается от оперативной глубиной и охваченным пери­одом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосроч­ный прогноз).

По месту сбора информация делится на внутреннюю и вне­шнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, соби­раемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинго­вых целях

Первичная информация собирается специально для конкрет­ных маркетинговых потребностей фирмы.

К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.

Вторичная информация - это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конк­ретных маркетинговых потребностей фирмы.Данная информация собирается фирмой не для маркетинго­вых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, опера­тивная информация, обязательная отчетность для органов госу­дарственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой.

Информация различается по регулярности ее поступления/сбо­ра. Постоянная информация отражает неизменный характер не­которых рыночных явлений и процессов (например, параметры рыночной ситуации или основные параметры деятельности пред­приятия и т.п.).

Переменная информация поступает от источников, функци­онирующих нерегулярно.

Особое место в маркетинговом исследовании занимает марке­тинговая разведка - сбор текущей инфор­мации о микросреде маркетинга (поставщиках, клиентах, торго­вых посредниках и конкурентах). Здесь существуют два направления: первое - использование информации, которую эти силы ок­ружающей среды маркетинга предоставляют сами (легальная ин­формация). К ней относятся: обмен информацией между участни­ками интегрированного канала товародвижения (конвенциональ­ного канала, вертикальной и горизонтальной маркетинговой систем); информация о себе рекламного характера, предназначен­ная для акционеров, потенциальных инвесторов или клиентов и т.п.); информация, базирующаяся на непосредственном наблюде­нии (например, регистрация цен в магазинах конкурента, хроно­метраж покупателей и т.д.). К информации второго типа относит­ся получение конфиденциальной или полуконфиденциальной ин­формации, иногда с применением методов экономического шпионажа, сбора слухов, отслеживания внутренних публикаций. Конъюнктурная информация может быть выделена особо.

Источник информации - это концентрированный и специализированный проводник, канал инфор­мации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи (в ча­стности, маркетологи).

Существуют два канала получения информации от ее носите­ля: первый, когда носитель информации сам сообщает необхо­димые сведения (через разные источники); второй, когда стати­стически оцениваются (как абсолютная, относительная или сред­няя величина, тенденция и т.п.) действия массы носителей информации.

Внутренними источниками служат отчеты организации, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция и др.

Внешними источниками являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; официальная статистика, периодическая печать, результаты научных исследований, семейные бюджеты; данные о сбережениях населения; каталоги и проспекты различных фирм; годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения и т.п.

Можно перечислить следующие источники вторичной информации: внутренняя отчетность предприятия (фирмы, ком­пании); правительственные статистические издания; сведения торговых организаций; публикации исследовательских организаций; научные журналы и журналы по бизнесу; сведения из энциклопедий и справочников и т.д. Наиболее плодотворными источниками для решений проблем бизнеса являются отчетность предприятий и пра­вительственная статистика.

К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

Выделяют четыре главных достоинства использования вторичных данных.

1. Быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных.

2. Дешевизна по сравнению с первичными данными.

3. Легкость использования.

4. Повышают эффективность использования первичных данных.

К недостаткам вторичных данных относится возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, сложность оценить их достоверность.

МИС - это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис.3.1).

Рис. 3.1. Маркетинговая информационная система(МИС)

МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб. Маркетинговая разведка - постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. В то время как внутренняя информация фокусируется на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде.

Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми организация столкнулось на рынке.

В МИС также входит подсистема анализа маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, и осуществляется ее анализ в заданном направлении.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...