Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Проблема истины и критерии истины




В гносеологии проблема истины является ведущей. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее существования.Многие ученые отождествляют понятие истины и правды. Этой же точки зрения придерживается и большой знаток русского языка Вл. Даль.

Понимание истины имеет большое значение не только в научном познании, но и в мировоззрении человека. От того, какой человек видит истину, зачастую зависит и его жизненная позиция, и понимание им своего назначения.Истина –это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бэкон, «знание – сила», но лишь при том непременном условии, что оно истинно.

Так что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины берет свое начало от Аристотеля: истина – это соответствие (корреспонденция) знания объекту, действительности. Она хорошо согласуется с диалектико-материалистической (марксистской) трактовкой истины. Истина с этих позиций – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, «вне» и «независимо» от человека, его сознания. Конвенциональнаяконцепция истины считает истинное знание результатом соглашения.

Для Платона и Г. Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой,поскольку познание является, с их точки зрения, раскрытием духовной и разумной первоосновы мира. Р.Декарт предложил свое решение важнейших признаков истинного знания – это ясность. Джордж Беркли (1685-1753гг), а затем Эрнст Мах (1838-1916гг.) и Рихард Авенариус (1843-1896гг.) рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Прагматическая концепция истинным признает все, что полезно (Ч.Пирс – 1839-1914гг.). Есть понимание истины, как свободы(М.Хайдеггер – 1889-1976гг.), или божьим откровением(религиозное понимание истины).

Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания: оно есть процесс. Этот процесс идет через относительныеистины к истине абсолютной.Поэтому вопрос об истине – это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины, которое выражает диалектику познания в движении от знания менее полного, к знанию более полному.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Оно достигается только в результате бесконечного движения мысли. Однако отношение к ней в науке неоднозначно. Есть философы, которые не допускают, что возможно существование абсолютной истины о явлениях и предметах. Это агностики, которые допускают только относительные истины, поскольку знания в мире постоянно меняются.Но, тем не менее, философы считают, что абсолютная истина существует. Ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание.

Относительная истина – это неполное, приближенное знание о предмете, это ступень на пути к истине абсолютной. Оно справедливо на каком-то этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем. Так, в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Как это назвать: истиной или ложью? Ведь человек наблюдал движение светил с единственного наблюдательного пункта, и при этом, многие века и многие поколения. И действительно, по их многочисленным наблюдениям, Земля была в их представлениях неподвижна, а все остальное, как и Солнце, вращалось вокруг нее. Поэтому для них это знание было истинным, пока не было опровергнуто научными выводами.

Относительная и абсолютная истины – это лишь разные уровни, или формы истины. Поэтому каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.

С понятием «истина», как ее антиподы, сосуществуют такие понятия, как «заблуждение» и «ложь». Заблуждение– это непреднамеренноенесоответствие суждений (или понятий) объекту исследования. Это свойство непреднамеренности делает заблуждение существенно отличающимся от лжи. Ложь является преднамереннымнесоответствием, возведением заведомо неправильных представлений в истину. Но оба они – и заблуждение и ложь – ошибочные утверждения.

Тема 14: Проблема человека в философии

План:

Сущность понятия «человек» в философии

Образы человека в духовном опыте человечества

3.Проблема происхождения человека (антропогенез)

Соотношение биологического и социального в человеке

 

Вопрос 1. Сущность понятия «человек» в философии

Понятием «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на Земле. Человек является предметом изучения различных областей научного знания: медицины, психологии, анатомии, социологии, истории, политологии и т.д., которые изучают частные проявления сущности человека. Философия стремиться к пониманию человеческой сущности в целостности, в единстве всех сторон его бытия. И при этом нет более сложного предмета для философии, поскольку человек – это загадка для самого человека. Особенно, когда касается таких проблем, как:

Отличие человека от других живых организмов,

Происхождение человека,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...