Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Итак, как же конкретно осуществляется процесс познания? Из каких ступеней или этапов оно состоит?




           Прежде всего, знание – это всегда информация, но не всякая информация – это знание. В деле превращения информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов. Поэтому познание – это сложный процесс, который последовательно проходит следующие этапы:

- получение информации через органы чувств (чувственное познание),

- переработку данной информации мышлением (рациональное познание),

- материальное освоение познаваемой действительности (общественная практика).

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса:

- деятельность органов чувств всегда контролируется разумом, 

- разум функционирует на основе исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то о них можно говорить, как о ступенях, этапах процесса познания.

           Каждая из этих двух ступеней познания имеет свою специфику и формы

Так, основными формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Ощущения специализированы. Например, орган зрения – это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Ученые считают, что для познания мира вполне достаточно имеющихся у человека органов чувств. «У человек как раз столько чувств, - писал Л.Фейербах, - сколько необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности…». Отсутствие у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, компенсируется его интеллектуальными возможностями. Например, у человека отсутствует орган чувств, дающий возможность ощущать радиацию.

Но ощущения не могут существовать отдельно друг от друга. Они вбирают в себя бесчисленное множество факторов окружающей среды, однако образ предмета в его целостности формируется только благодаря способности мозга к восприятию.И это не просто механическая сумма ощущений. В восприятии они сливаются в единое целое, образуя образ предмета.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складывается представление. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом, то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Даже через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти. Но этот образ будет «общим» и менее красочным, чем сам объект.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, но эта форма принадлежит еще к первой ступени познания и является своеобразным мостиком, ведущим от чувственного познания к рациональному.

Рациональное познание(от лат. – разум) – это мышление человека, способное проникать во внутреннюю сущность вещей и имеет формы (ступени) познания: понятия, суждения и умозаключения. В этом процессе познания происходит то, что мы называем пониманием. Понять (отсюда – понятие) означает выявить существенное в предмете. Мы можем понимать даже то, что не в состоянии воспринимать.

Таким образом, понятия это исходная форма рационального познания. Она воплощает в себе общие, существенные (и несущественные) свойства предметов и явлений. Например, понятиями «твердое и мягкое», холодное и горячее» мы выражаем свойства тела. Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки. В научном познании функционируют понятия: частнонаучные(в физике: масса, энергия, заряд; в социологии – общество, личность, страты и т.д.),всеобщие(например, философские понятия являются общенаучными – бытие, количество и качество, человек, сознание, материя и т.д.).

Более сложной по сравнению с «понятием» формой мышления является суждение. Оно включает понятия, но не сводится к нему. Суждение – это такая форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, на небе туча: скоро польёт дождь. Или молодой человек часто сидит в библиотеке: он студент, он хороший студент и т.д. Суждение претендует на истинное знание, но не всегда может являться им.

Являясь формой выражения понятия, вместе с тем, суждение не может полностью отразить его содержание. Такой формой может служить лишь система умозаключений. Умозаключение содержит в своем составе и понятие, и суждение, но не сводится к ним: умозаключение предполагает их связь. Всякое умозаключение – это логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два метода умозаключения: индуктивное и дедуктивное. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, этапах развития общества и т.д. Они важны и для осмысления будущего, которое нельзя пока наблюдать.

При помощи понятий, суждений и умозаключений преодолевается ограниченность чувственного познания, то есть они незаменимы там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления и т.д.

Научное познание не ограничивается формами познания. Существует совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называемая методом(от гр. – путь к чему-либо). Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, Фрэнсис Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов. Ее принято называть методологией(от гр. – метод и учение).Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов(общефилософских методов) в истории познания известно два: метафизический, который с середины Х1Хв. начал все больше вытесняться диалектическимметодом.

Существует понятие уровней научного познания: эмпирический (опытный, жизненно-практический) и теоретический (рациональный). Но оба уровня, несмотря на существенные различия в подходах познания, взаимосвязаны между собой, а границы между ними условны и подвижны.

На рубеже Х1Х-ХХвв. человеческий рассудок все больше начал соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными системами, со следствиями, которые уже нельзя отрывать от породивших их причин. Учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира называется детерминизмом(лат. – определяю). Основу этого учения составляет положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие).Детерминизм позволяет отграничить необходимые связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные повторяемости.

Формой научного познания, используемый на уровне эмпирического познания, является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение(научное)– это чувственное, преимущественно визуальное отражение предметов и явлений внешнего мира. Научное наблюдение, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, характеризуется рядом особенностей: целенаправленностью, планомерностью, активностью.

           Эксперимент более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Ученые утверждают, что умно продуманный и «хитро», мастерски поставленный эксперимент выше теории: если теория может быть опровергнута, то достоверно добытый опыт – нет. 

В методологии широко используется термин«гипотеза».Он характеризует проблематичное, недостоверное знание, нуждающееся в доказательстве.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...