Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель образования в современном обществе.




Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Различают начальное, среднее и высшее образование.

По характеру направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук, понимание основных закономерностей развития в окружающем мире, развивает познавательные способности, обеспечивает приобретение навыков.

В профессиональных учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации. В и в средних и высших учебных заведениях – специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки общения с орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

 

               

 

           41. Общемировые тенденции развития образования.

На пороге 21 в. приоритетными стали ценности выживания человечества. Обществу необходимы люди с широкой культурой и гибким мышлением. Переход вузов на систему образования типа «бакалавр — магистр» обусловлен стремлением сформировать в студентах потребность к самообразованию. Высшая школа освобождается от неэффективной траты ресурсов на передачу тех специальных знаний и умений, необходимость в которых является проблематичной. Окончательная доводка специалистов происходит в основном на конкретных рабочих местах. Поэтому при крупных компаниях, как правило, создаются отделы адаптации молодых специалистов к условиям производства. Обычно процесс специализации бакалавра длится от полугода до двух лет в зависимости от характера производства и уровня подготовки выпускника вуза. Именно так обстоит дело в США, Японии, Великобритании, где принята трехступенчатая система высшего образования. Каждая ступень завершается присуждением соответствующих степеней: бакалавра, магистра и доктора философии.

Трехступенчатая система высшего образования не является доминирующей за рубежом. Например, каждая из стран Западной Европы имеет свою систему образования, сохранившую национальные традиции и использующую зарубежный опыт только после его анализа применительно к конкретным социально-экономическим условиям. В Германии подготовка инженеров завершается присвоением степени дипломированного инженера. Второй степенью является степень доктора. Об эффективности немецкой системы образования говорит тот факт, что эта страна является одним из мировых лидеров по экспорту новых наукоемких технологий.

Формальный переход на многоуровневую систему образования не приведет к повышению качества специалистов. Реформа даст положительный эффект только в том случае, если одновременно будет осуществляться переход на обучение методам мышления и способам деятельности. Для этого требуется время, чтобы в вузах воспитать достаточное количество ученых-педагогов, способных организовать учебный процесс, в который студент мог бы включиться как равноправный участник.

Основным средством воспитания мышления будущего специалиста становится самостоятельная работа студента. Отсюда важнейшая проблема. младших курсов- научить студента учиться самостоятельно. В этом процессе обучения самостоятельности важную роль играет СНО, основной целью которого является развитие творческих способностей студента путем соединения образования с научными исследованиями.

В условиях глобального экологического кризиса обществу необходимы люди, грамотные в области науки, технологии, экологии и общественных явлений одновременно. Только грамотные люди способны принимать разумные решения в технологически развитом демократическом обществе и обеспечить приемлемое развитие цивилизации. Очевидна необходимость в усовершенствовании экологического образования. Введение в учебные программы материала, касающегося природной среды, но не учитывающего междисциплинарных связей, ведет к запоминаний студентами не связанных между собой сведений и не может сформировать мышления экологическими категориями. Введение на всех специальностях университета обязательного курса по экологии следует рассматривать в качестве первого шага в направлении воспитания экологически грамотных людей.

Очень важно, чтобы студенты — представители различных дисциплин — встречались и работали вместе по глубокому исследованию проблем окружающей среды. Итогам совместной работы должно стать осознание студентами взаимосвязи основных законов живой и неживой природы, позволяющее воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии. Без этого невозможна фундаментальная подготовка студентов. Университет должен играть ключевую роль в осуществлении этой задачи.

 

           42.Образовательная система в России.

Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:

 1. дошкольные (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) - создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

2.  общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) -  представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

 I ступень - начальная школа (3-4 года);

 II ступень - основная школа (5 лет);

 III ступень - средняя школа (2 - 3 года).

3. специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии - обеспечивают их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

4. учреждения дополнительного образования -учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

5. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-  решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

6. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

           43. Проблема единства воспитания и обучения.

Под образованием понимается процесс, который включает в себя 2 подсистемы: воспитание и обучение.

На данном этапе воспитание находится на одном уровне с обучением.

Основные концепции единства воспитания и обучения:

- обучение и воспитания – единые процессы образования;

- обучение и воспитание- стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;

- обучение принадлежит в основном к интеллектуальной стороне человека, а воспитание – эмоционально-практической его стороне.

- обучение и воспитание – процессы взаимосвязанные и дополняющие друг друга.

Обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и цели воспитания.

Единство обучения и воспитания определяется природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

           44. Воспитание и его общие закономерности.

Воспитание –процесс целенаправленного формирования личности, это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Закономерности.

- Среди закономерностей функционирования и развития воспитания необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности.

- Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

- Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры

- Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

- В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход - непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату.

-  Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики

 

           45. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Образовательная функция.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитывающая функция.

 Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция.

Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

           46.Характеристика форм организации учебной деятельности.

Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Виды форм обучения обусловлены различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения:

- индивидуальная:

Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

 

- классно-урочная:

К. Д. Ушинский  выделял три последовательно связанные друг с другом части урока:

Первая часть - переход от пройденного к новому и

Вторая часть - решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока.

Третья часть - подведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.

Особенности данной формы обучения:

1. постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности;

2. каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

3. учебный порцесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей;

4. каждый урок посвящается только одному предмету;

5. постоянное чередование уроков;

6. руководящая роль учителя;

7. применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся.

-  лекционно-семинарская системы:

С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.

 

           47. Классификация методов обучения.

Метод обучения –совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитые его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...