Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды памяти и виды запоминания.




Память –запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Виды памяти:

1) по характеру психической активности:

- двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

- эмоциональная память – память на чувства.

- образная память – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи и вкусы.

- словесно-логическая память – мысли и язык.

2) по характеру целей деятельности:

- непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-либо запомнить;

- произвольная память – целенаправленный процесс запоминания.

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала:

- кратковременная память – очень краткое сохранение памяти;

- долговременная память – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения;

- оперативная память – процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Виды запоминания:

- непреднамеренное запоминание – запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов.

- преднамеренное запоминание – человек ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено, и использует для этого приемы запоминания.

- механическое запоминание – предметы, события, образы, движения запоминаются в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований.

- осмысленное запоминание – понимание внутренних логических связей между частями материала.

 

Мышление как психологический феномен.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление соотносит данные ощущения и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в связях и отношениях.. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления – этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Таким образом, мышление – движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

 

Виды мышления.

Логическое мышление – человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные задачи.

Операции с помощью которых человек осуществляет мыслительную деятельность:

Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция – субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному и с целью раскрытия содержания.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Предметно – действенное мышление – задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление - оперирование образов. Этот вид позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.

Словесно – логическое мышление - функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Благодаря данному виду мышления человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

 

Воображение и творчество.

Воображение,как основа всякой творческой деятельности, проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и технической творчество. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Виды воображения:

-пассивное воображение – бывает: преднамеренное (создает образы, не связанные с волей – грезы), непреднамеренное (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, сне и т.д.).  

- активное – бывает: воссоздающим (создание образов, соответствующих описанию) и творческим (создание нового оригинального образа, идеи).

 

Роль фантазии в развитии личности.

1)представление действительности в образах для использования их при решении творческих задач.

2)Регулирование эмоционального состояния.

3)Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

4)Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме.

5)Планирование и программирование деятельности.

С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

 

Формы переживания чувств.

Чувства –переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Чувственный тон –эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранение или устранению.

Эмоция –непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства (наслаждение, восхищение).

Страсть –сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Причины страсти могут быть разные. Они могут определяться осознанными убеждениями (страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений, могут быть патологическими.

Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства. Они подразделяются:

Нравственные чувства – переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...