Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы исследования в современной психологии.
Метод –способы, посредством которых познается предмет науки. Оганизационный метод –устанавливает связь и зависимость между явлениями разного типа. Состоит из: - Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. - Сравнительный метод –рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. - Суть поперечных исследований состоит исследованиях одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, уровней развития, различными свойствами личности. Эмпирические методы – наблюдения и самонаблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические, анализ продуктов деятельности, биографический метод: - Наблюдениевозникает в 2-х формах: самонаблюдение, интроспекия (внешнее). Требование метода наблюдения – наличие четкой целевой установки. Используется когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение людей. - Экспериментальный метод– исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее: 1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него; 2) экспериментатор может изменять условия, при которых проходит явление; 3) имеется возможность неоднократно воспроизводить результаты; 4) в результате можно использовать допускающую математическую формулировку количественные закономерности. - Психодиагностические методы – описывает различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам (психологический различия по возрасту, полу, образованию, культуре и т.д.). К видам психодиагностического метода относятся: тесты, интервью, анкетирование, методы беседы, изучение продуктов деятельности. Метод психологической коррекции –набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Состоит из: Аутотренинг – средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления человека в экстремальных условиях. Групповой тренинг – формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Социально-психологический тренинг: метод групповой дискуссии (анализ конкретных ситуаций и групповой самоанализ), игры (метод ролевых игр). Методы обработки данных – количественный метод (математическая статистика, обработка данных на ЭВМ), качесвенный (дифференциация материала по группам, анализ).
Ощущение как первичная форма отражения действительности. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества и недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего. Ощущения – источник знаний о мире. Группы ощущений: 1. Интероцептивные – состояние внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. 2. Проприоцептивные – сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека; 3. Экстерорецептивные ощущения – доводят до человека информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой: Контактные ощущения(непосредственно приложенные к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа); Дистантные (вызываются на некотором расстоянии). Свойства ощущений: Качество – особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Интенсивность ощущения – определяется силой раздражителя на рецепторы. Длительность – определяется временем действия раздражителя на рецепторы. Восприятие – его свойства и закономерности. Восприятие -наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Свойства восприятия: Предметность – отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру.. Целостность – образ складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Константность – относительное постоянство предметов при изменении его условий. Осмысленность – сознательное восприятие предмета, то есть мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Восприятие зависит от раздражения и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности наз. апперцепцией. В основе восприятия лежат условные рефлексы, нервные связи. В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.
Виды внимания. Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровней сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Виды внимания: - непроизвольное – возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, увлекательностью, занимательностью, неожиданностью. - произвольное – управляется сознательной целью. Связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов. Свойства внимания: 1. устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту; 2. концентрация – степень сосредоточенности; 3. распределение – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 4. объем – возможность одновременно воспринимать несколько объектов независимых друг от друга. 5. отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. 6. растерянность – неспособность человека сосредоточиться на чем либо одном в течении длительного времени.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |