Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования в современной психологии.




Метод –способы, посредством которых познается предмет науки.

           Оганизационный метод –устанавливает связь и зависимость между явлениями разного типа.

Состоит из:

- Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

- Сравнительный метод –рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

- Суть поперечных исследований состоит исследованиях одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, уровней развития, различными свойствами личности.

           Эмпирические методы – наблюдения и самонаблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические, анализ продуктов деятельности, биографический метод:

- Наблюдениевозникает в 2-х формах: самонаблюдение, интроспекия (внешнее). Требование метода наблюдения – наличие четкой целевой установки. Используется когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение людей.

- Экспериментальный метод– исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

2) экспериментатор может изменять условия, при которых проходит явление;

3) имеется возможность неоднократно воспроизводить результаты;

4) в результате можно использовать допускающую математическую формулировку количественные закономерности.

- Психодиагностические методы – описывает различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам (психологический различия по возрасту, полу, образованию, культуре и т.д.).

К видам психодиагностического метода относятся: тесты, интервью, анкетирование, методы беседы, изучение продуктов деятельности.

           Метод психологической коррекции –набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей.

Состоит из:

Аутотренинг – средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления человека в экстремальных условиях.

Групповой тренинг – формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции.

Социально-психологический тренинг: метод групповой дискуссии (анализ конкретных ситуаций и групповой самоанализ), игры (метод ролевых игр).

           Методы обработки данных – количественный метод (математическая статистика, обработка данных на ЭВМ), качесвенный (дифференциация материала по группам, анализ).

 

Ощущение как первичная форма отражения действительности.

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества и недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего.

Ощущения – источник знаний о мире.

Группы ощущений:

1. Интероцептивные – состояние внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.

2. Проприоцептивные – сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека;

3. Экстерорецептивные ощущения – доводят до человека информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой:

Контактные ощущения(непосредственно приложенные к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа);

Дистантные (вызываются на некотором расстоянии).

Свойства ощущений:

Качество – особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

Интенсивность ощущения – определяется силой раздражителя на рецепторы.

Длительность – определяется временем действия раздражителя на рецепторы.

Восприятие – его свойства и закономерности.

Восприятие -наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия:

Предметность – отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру..

Целостность – образ складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Константность – относительное постоянство предметов при изменении его условий.

Осмысленность – сознательное восприятие предмета, то есть мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове.

Восприятие зависит от раздражения и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности наз. апперцепцией.

В основе восприятия лежат условные рефлексы, нервные связи.

В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

 

Виды внимания.

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровней сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Виды внимания:

- непроизвольное – возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, увлекательностью, занимательностью, неожиданностью.

- произвольное – управляется сознательной целью. Связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов.

Свойства внимания:

1. устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту;

2. концентрация – степень сосредоточенности;

3. распределение – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

4. объем – возможность одновременно воспринимать несколько объектов независимых друг от друга.

5. отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

6. растерянность – неспособность человека сосредоточиться на чем либо одном в течении длительного времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...