Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность.




Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций личности.

 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Критерии определения личности:

это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

способность сознательно управлять собственным поведением

способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

способность к самосовершенству.

 

Психологическая сущность самосознания личности. «Я концепция».

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я».

Самосознаниеличности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.

Образ «Я» включает три компонента:

- когнитивный метод: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

- эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение.

- поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и т.д.

«Образ Я» не статистическое, а динамическое образование личности индивида.

«Образ Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания.

«Образ Я» - представление субъекта, каким он должен стать, чтобы быть успешным.

«Образ Я» - представление субъекта каким бы он был если бы это было возможно.

 

Понятие общения. Основные функции общения (перцептивная, коммуникативаня, интерактивная).

Общение –многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе общения выделяют три функции:

- Коммуникативная – в этом процессе происходит движение информации, а также обмен этой информацией.

Обмен информации предполагает воздействие на партнера.

В данном процеесе обмен информацией возможет только тогда когда оба участника имеют одинаковую кодировку.

Различат 2 вида коммуникаций – вербальная и невербальная. Каждая из них образует свою знаковую систему .

Носители информации – позы, жесты, интонации, облик человека.

- интерактивная – характеристика компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. На данном уровне общение происходит как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей взаимовлияния людей.

- перцептивная – взаимовосприятие. Соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга – условие для исходного общения. В некоторых ситуациях может возникнуть конфликт, то есть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Также причиной конфликта могут быть смысловые барьеры в общении (несовпадение смыслов высказанного требования , просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания.

Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие – проникновение одной личности в психику другой личности.

Особая форма общения дружба – устойчивая система взаимоотношений и взаимодействия общающихся, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом.

 

Вербальное и невербальное общение.

Вербальное и невербальное общение – виды обмена информацией.

Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь – деятельность общения посредством языка. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Виды речи:

1. Внешняя – бывает устной(слышимая речь, которая кем-то произносится) или письменной (использование письменных знаков);

2. Внутренняя – мысленное проговаривание речи про себя.

Невербальная коммуникация –система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...