Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность.
Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название. Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций личности. 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей. Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). Критерии определения личности: это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого способность сознательно управлять собственным поведением способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами способность к самосовершенству.
Психологическая сущность самосознания личности. «Я концепция». Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное. Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Самосознаниеличности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. Образ «Я» включает три компонента: - когнитивный метод: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости. - эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение. - поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и т.д. «Образ Я» не статистическое, а динамическое образование личности индивида. «Образ Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания. «Образ Я» - представление субъекта, каким он должен стать, чтобы быть успешным. «Образ Я» - представление субъекта каким бы он был если бы это было возможно.
Понятие общения. Основные функции общения (перцептивная, коммуникативаня, интерактивная). Общение –многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения выделяют три функции: - Коммуникативная – в этом процессе происходит движение информации, а также обмен этой информацией. Обмен информации предполагает воздействие на партнера. В данном процеесе обмен информацией возможет только тогда когда оба участника имеют одинаковую кодировку. Различат 2 вида коммуникаций – вербальная и невербальная. Каждая из них образует свою знаковую систему . Носители информации – позы, жесты, интонации, облик человека. - интерактивная – характеристика компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. На данном уровне общение происходит как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей взаимовлияния людей. - перцептивная – взаимовосприятие. Соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга – условие для исходного общения. В некоторых ситуациях может возникнуть конфликт, то есть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Также причиной конфликта могут быть смысловые барьеры в общении (несовпадение смыслов высказанного требования , просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания. Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие – проникновение одной личности в психику другой личности. Особая форма общения дружба – устойчивая система взаимоотношений и взаимодействия общающихся, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом.
Вербальное и невербальное общение. Вербальное и невербальное общение – виды обмена информацией. Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь – деятельность общения посредством языка. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Виды речи: 1. Внешняя – бывает устной(слышимая речь, которая кем-то произносится) или письменной (использование письменных знаков); 2. Внутренняя – мысленное проговаривание речи про себя. Невербальная коммуникация –система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |