Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные эмоциональные состояния и их характеристика.
Чувственный тон –эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Настроение –общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение индивида. Эмоции –непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Аффект –сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Стресс –эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Фрустрация –состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Страсть –сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Вид чувств. Нравственные чувства – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом. Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, искусстве. Воля как сознательное преодоление трудностей на пути к цели. Воля– сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевое поведение характеризуется целеустремленностью действий. Волевое поведение связано с преодолением внутренних (усталость, желание развлечься, стыд, страх и т.д.) и внешних. Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга и с воздействиями внешней среды. Существенными фазами волевого процесса выступают: 1. возникновение побуждения и постановка цели. В зависимости от того насколько осознанно побуждение, его разделяют на влечение (человек осознает, что ему чего то не хватает или что ему что-то нужно, но что именно, он не понимает) и желание (знание того, что побуждает к действию). 2. стадия обсуждения и борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждений того, как именно надо действовать. 3. принятие решения. На этом этапе человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. 4. исполнение. На данном этапе человек переводит свои решения в действия. Для того, чтобы решение перешло в действие необходимо волевое усилие. Одной из характеристик воли является ее сила – проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых усилий. Другой характеристикой является выдержка – проявление тормозной функции воли.
Человек как субъект, индивидуальность, личность. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющие совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Индивидом можно считать новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. То есть можно сказать, что индивид это потенциальный человек. Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, как личность. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Самосознание и самооценка личности. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное. Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Самосознаниеличности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. Образ «Я» включает три компонента: - когнитивный метод: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости. - эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение. - поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и т.д. «Образ Я» не статистическое, а динамическое образование личности индивида. «Образ Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания. «Образ Я» - представление субъекта, каким он должен стать, чтобы быть успешным. «Образ Я» - представление субъекта каким бы он был если бы это было возможно. Самооценка –оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка может быть завышенной (человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода) и низкой (развитие комплексов неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличия, самообвинения, и тревожности.
Бессознательное в психике человека. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Бессознательное –непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Анализ современного научного понятия бессознательного делится на 2 направления: теорию психонализа (рассматривает сознание и бессознательное как два взаимоисключающих элемента психической деятельности) и теорию неосознаваемой психологической установки(представление о фундаментальном единстве человеческой личности). Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания. Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне. Бессознательное также психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно связано с ним.
Механизмы и формы психологической защиты. Формы поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия; форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности при реализации потребности самоуважения. Цель П.м.з. - достижение согласования между реальностью и Я-концепцией индивида, устранение причин, снижающих самооценку, приводящих к психологическому дискомфорту личности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |