Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные психологические школы (их отличия).
В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Это направление наз. бихевиоризм. Его “отцом” принято считать Джона Уотсона: требовал исключить все понятия субъективной психологии сознания. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания отношения. Тема обучения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Следующее течение философии носит название – гештальтпсихология. В переводе она означает – организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В.Келлер. Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гельштапа, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, так как ученые были неспособны разработать единую схему анализа психической реальности. Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположником псиоанализа. В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), эго (я), супер-эго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом из которого либидо лепит свои формы. Одним из больших исследования в области психологии стали наблюдения Ж. Пиаже. Его учения внесли большой вклад в область развития интеллекта ребенка. Пиаже выдвинул положение о генетическом методе как руководящим методологическом принципе психологического исследования. Наиболее широким течением является течение – когнитивная психология.Ее представителями являются У. Найссер, А. Павийо. Ученые отводят главную роль в поведении субъекта знаниям. Основное понятие данного вида психологии – «схема».Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Другое крупное направление носит название – гуманистическая психология. Основатели данного течения хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать боле жизненную психологию. Целью личности стало – самоосуществление, самоактуализация.. Яркий представитель данного течения – А.Маслоу. Он считал, что человек должен реализовывать то, что в нем заложено, то, что он может. Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые: Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев –провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека. П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.
Отечественная психологическая мысль 20 века. Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов. Он воспринимал психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой он относил восприятие, мышление, память. В работах Сеченова впервые в истории психологии не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его телесные взаимодействия. «Сеченовские» идеи послужили толчком для развития идей таких ученых как Павлова И.П. и Бехтерева В.М.. Их трудами был утвержден приоритет рефлексологического подхода. В советский период произошло развитие многих областей науки – физики, математике, биологии также и в психологии. В психологии возникают новые направления – судебная психология, педология, зоопсихология и т.д. В 30-е года постановление ЦК ВКП(б) запретило все психологические исследования. К 60-м годам психологии была отведена роль в разделе физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистко-ленинской психологии. Психика понималась как свойство материи мозга отражать действительность в форме психических образов. Единственно возможной мировоззренческой основой психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как самостоятельной сущности не признавалась. Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые: Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев –провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека. П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. В настоящее время в психологии существует несколько направлений: Марксистски ориентированная психология, западнически ориентированная психология, духовно ориентированная психология.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |