Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение научной и житейской психологии.




Физиологическая основа психики.

Психика человекаесть человеческое сознание.

Все психические процессы являются продуктом деятельности нервной системы. Поэтому изучение анатомии и физиологии нервной системы необходимо для объяснения психических явлений.

ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Различные части выполняют разные виды сложной нервной деятельности.

Спинной мозг – регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов.

Головной мозг обеспечивает прием и переработку информации, создание программ действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. В головном мозгу выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою роль в психической деятельности: первый – обеспечивает тонус коры, который следит за тем чтобы процессы получения, переработки, выполнения протекали успешно; второй – обеспечивает процесс приема, переработки и хранение информации, доходящей до человека из внешнего мира; третий – вырабатывает программы поведения, обеспечивает их деятельность и контролирует их выполнение.

 

Структура психики. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.

В структуре психики выделяют:

Бессознательное – представляет собой форму индивидуального бессознательного(инстинкты самосохранения, размножения и т.д.) и коллективное(идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека).

Подсознание – представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или восприняты психикой как сигналы, не допущенные до сознания.

Предсознание – промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием. Существует в форме «потока сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций.

Сознание – включает психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

Сверхсознание – психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий.

 

Сознание - высший уровень отражения человеком действительности, в результате действительности, в результате чего достигается познание окружающего мира, или осознанное бытие.

Психологическая характеристика сознания:

- ощущение себя познающим субъектом;

- способность мысленно представлять и осознавать действительность;

- способность осознавать психические и поведенческие состояния и управлять ими;

- способность воспринимать окружающую среду в форме образов.

Выявлено 2 уровня сознания:

1) Бытийное сознание – биодинамические свойства движений(предметно-практическая деятельность), чувственные образы (мир представлений культурных символов);

2) Рефлексивное сознание – значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком – мир идей, научных знаний), смысл (субъективное понимание человеком ситуации, информации- переживания, эмоции).

Сознание проявляется во всех этих мирах. Оно управляет сложными формами поведения, требующими от человека внимания и контроля.

 

Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии.

В период становления психологии в качестве самостоятельной науки Н.Н.Страхов указывал на необходимость «крепко держаться за самый предмет изучения» - это, по Страхову, «наша душевная жизнь» - поскольку он открывает «обширную область исследований» Осознание сложности предмета психологии привело М.М.Троицкого к выводу о необходимости использования многих наук - зоологии, антропологии, физиологии и анатомии, этнографии, лингвистики, психиатрии и др. для разработки психологии. В целях осуществления поставленной задачи по инициативе Троицкого было создано Психологическое общество при Московском университете (1885), объединившее «представителей всех нужных для ее разработки специальностей» с разных факультетов университета.

В книге «Методологические введение в науку и философию» Ивановский предложил оригинальную классификацию наук. В отличие от математических он выделил «реальные («естественные» в широком смысле)» науки, имеющие дело естественными предметами, процессами, состояниями. К таким наукам он относил и психологию.

В возникшей в конце ХIХ - нач. ХХ вв. педологии предметом выступил развивающийся ребенок как естественное целое, охватывающее все стороны этого развития - и телесную, и психическую. Исследование было направлено на синтез данных многих наук - антропологии, психологии, медицины, гигиены и др. с целью выяснения природы ребенка как объекта изучения и воспитания. Исторический опыт развития педологии показал ошибочность выделения естественных целых в качестве предмета науки.

Б.М.Кедров предложил классификацию наук, в которой психологии отвел центральное место. Схема Кедрова представляет собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, нижний правый угол - философские, а нижний левый угол - общественные науки. Психология располагается в самом центре треугольника и имеет линии связи, которые соединяют ее с тремя перечисленными группами наук.

Отрасли психологии:

1) психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

2) Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

3) Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного: нейропсихология, психофармакология, психопрофилактика, психогигиена.

4) Юридическая психология – изучает психологические вопросы связанные с реализацией системы права: судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая психология. 

5) Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий, отношения между начальником и подчиненным и т.д.

6) Психология спорта, торговли, художественного творчества;

7) Общая психология – есть фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

 

Соотношение научной и житейской психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Психология  — наука особого типа.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Научные же психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной же психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Научная психология состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...