Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Геронтопсихология как отрасль возвратной психологии (задачи и проблемы)




Геронтопсихология — отрасль психологии, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением орга­низма(психология пожилого человека).
Геронтопсихологиявыявляет тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослаб­ление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности по­жилых людей, психологическую помощь и охва­тывает период от 60-70 лет до смерти. Геронтопсихология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом воз­расте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной дея­тельности, семейных отношений.

Выделяют 3 стадии старения(Д.Бромлей): 1)65-70 лет – предполагает изменение жизненного стереотипа; обостряется страсть к общению, привязанность к близким людям, чувство родства; ухудшение физического и умственного состояния. Для многих мужчин стадия становится последней; 2)70-85/90 лет – полная незаметность в обществе; отсутствие каких-либо ролей; растущая социальная изоляция; нарастает физическая и умственная недостаточность(синильные психозы); снижается работа зрительного, слухового анализаторов; 3)90-до смерти – одряхление, окончательное разрушение биологических функций; хронические болезненные состояния.

                                                                                                                                                                                                                                                 18. Типы приспособления к старению
(первые 2 типа по лекции, 3 дополнительно, но он похож на предыдущие)

Классификация Ф.Гизе:
1)негативист – человек отрицает какие-либо признаки старости; 2)экстравертированный тип – признает наступление старости через внешнее влияние; 3)интровертированный – характерно общее, глубокое, внутреннее переживание старения. При этом человек не проявляет интереса.

Классификация И.Кон:
1)благоприятные
: а)активная творческая – живут полноценной жизнью, не испытывают ущербности, характеризуются хорошей социальной приспособляемостью. Человек чувствует возможность быть нужным другим людям; б)старость компенсаторная – предполагает, что человек начинает заниматься делом, на которое не хватало времени раньше. Хорошая приспособляемость, но энергия направлена на себя; в)семейный тип – находят свою реализацию в семье. Характерно для женщин. Уровень удовлетворённости ниже; г)ипохондрический – забота о здоровье – основной смысл жизни.
2)неблагоприятные: а)агрессивный – иногда склонны к ворчанию. Недовольны всем, любят всех поучать, плохо отзываются о близких. Находятся в постоянном фоновом раздражении, не могут получать счастье; б)разочарованность в себе – одинокие грустные неудачники.

Классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:
1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.
2) Отношение зависимости. Зависимая личность –это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.
3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;
4) Отношение враждебности к окружающим.Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми.
5. Отношение враждебности человека к самому себе.
Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба..

Модуль 3. Педагогическая психология
1. Педагогическая психология как наука. Объект, предмет и задачи педагогической психологии.

Педагогическая психология – отрасль психологии, которая изучает психологические механизмы и закономерности формирования личности в процессе обучения и воспитания.
Структура:                                                                                                                                                                                                                                 1)психология обучения – касается сущности учебного процесса;                                                                                                                                                    2)психология воспитания – закономерности и особенности развития личности в условиях специально организованной деятельности. Изучает как формируются нравственные эталоны, мировоззрение под влиянием учебной деятельности;                                                                                                         3)психология учителя – изучает процесс формирования педагогической деятельности, а также особенности личности учителя, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.
Объектом педагогической психологии рассматривается: развивающаяся личность, участники педагогического процесса, процессы обучения и воспитания.

Предметы педагогической психологии: факты, механизмы, закономерности усвоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального, личностного развития человека как субъекта учебной деятельности.

Педагогическая психология тесно связана с возрастной, особенно с младшим школьным и подростковым возрастами.

Задачи педагогической психологии:

*изучение механизмов и закономерностей, обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие;

*определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося;

*определение особенностей организации и управления учебной деятельностью;

*изучение форм и методов процессов обучения и воспитания;

*изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологические и профессиональные качества;

*определение психологических основ, диагностики, уровня и качества усвоения знания;

*разработка психологических основ совершенствования образовательного процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...