Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы современной психологии




Модуль 1. Общая психология

1.Психология как наука, ее связь с другими науками.

Психология-наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психи и психической деятельности человека или группы.                                                                                                                                                                                                                            Связь с другими науками:                                                                                                                                                                                    1)Философия.Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».                                    2)Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».                      3)Социологиякак самостоятельная наука тесносвязана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».                                                                                                                                                                                                                          4)Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».                                                                    5)История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.                                                                                                                                                                                            6)Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».                    7)Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

1. педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

2. философией- это теоретическая основа, база для психологии.

3. естественными науками— биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью них можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

4. с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения.

5. с медициной– изучение проблемы нарушения психической деятельности, особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностика и лечение ряда заболеваний.

Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.

Предмет:

Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

· Психика - свойство головного мозга.обеспечивающее человеку и животному способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, проявлениях их, т.е. все то,что составляет его субъективный внутренний мир

· Сознание - это высший этап развития психики и продукт общественно исторического развития, результат труда.

· Бессознательное - форма отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

· Личность - человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

· Деятельность - совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

· Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Задачи:

· Изучение психических механизмов, факты психической жизни и психологические законы

· Изучение закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов

· Изучение физиологических механизмов психических явлений

Методы:                                                                                                                                                                                                                                      +организационные методы-группа методов, которые определяют способ организации психологического исследования. Делится на: сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению); лонгитюдный(многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);комплексный (один объект изучается представителями разных наук, в том числе и психологии).                                                                                                                                                                           +эмпирические методы (сбора первичной информации)- группа методов, которые позволяют получить первичные данные об изучаемом объекте или явлении(наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

+методы обработки данных- группа методов психологии, позволяющих провести количественную обработку первичной информации (статистический метод).

+методы психологического воздействия – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения.(коррекционная беседа, обучение, воспитание, тренинг)

Структура современной психологии:

Современная структура психологической науки состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей

· Общая психология– теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.

· Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

· Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология

· Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

· Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности.

· Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

· Медицинская психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

· Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

· Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Методы современной психологии

Методы, т.е. пути, познания — это способы, посредством которых познается предмет науки.

Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.                                                                                                                                                                                                            1) организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный);сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению); лонгитюдный(многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);комплексный (один объект изучается представителями разных наук, в том числе и психологии).                                                               2) эмпирические(К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.).                                3) обработки данных(количественный и качественный-дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).                                                                                                                                     4) интерпретационные (различные варианты генетического и структурного). Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Наблюдение - это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

                                                                                                                                                                                                                                             Классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов:

1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;

2)теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования)

3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта.

Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему;

3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.

                                                                                                                                                                                                                                                 4. Общее понятие о личности

Личность это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т.п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

К числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

 

Структура личности

1. Способности - набор, определяющий успешность человека в приобретении ЗУМ. Развиваются под влиянием воспитания, опираются на задатки, передаваемые по наследству.
2.Направленность личности – ведущее псих.свойство, в котором представлена система побуждений в жизни и деятельности, её ценности и мировоззрение.
3. Мотив – силы, которые лежат в основе личностных выборов, решений и действий. Делают поведение человека целенаправленным и продуктивным, связанны с волевыми процессами.
Виды:
а) материальные – обеспеч.биологическую жизнь человека
б) духовные – самореализация, общение, знания и т.д
4. Жизненные цели- результаты, намеченные личностью для реализации плана в жизни.
5. Интересы – внимание к определенным предметам деятельности и условиям удовлетворения потребностей.
6. Социальные установки– способы реагирования человека при контакте с соц.объектами
7.Характер – совокупность свойств человека, определяющих особенности отношений и поведения личности.
8. Темперамент – совокупность устойчивых природно обусловленных динамических проявлений психики.
9. Мировоззрение – система взглядов человека на мир.

 6. Классификация теорий личности

а)Психодинамическая теория личности
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является ученый З.Фрейд. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира – он субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения.
б) Аналитическая теория личности
Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.
в)Гуманистическая теория личности
В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.(К.Роджерс)

7. Психоанализ как теория личности( Фрейд, Адлер)
Фрейд:
В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией - "цензурой", которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании. К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию, а также мысли и чувства, которые были подавлены. Предсознание - часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти - часть предсознания. Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания. Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление и стал говорить о соотношении трех компонентов — ид(оно), эго(я) и супер — эго.
Ид(оно) – любовные потребности, базовые инстинкты(либидо)
Я(эго) – сохнательная часть, в которую входит представление о себе, переживания, эмоции, мысли.
Супер-эго(сверх-я) – система ценностей и моральных норм, присвоенных человеку
Адлер:
В отличие от Фрейда, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

8.Познавательная сфера человека
1) Интеллектуальная деятельность – направленная активность человека при решении мыслительных задач
Струкрураинт. д-ти:
а) мотивационный-процесс получения знания является наилучшим мотивом инт.д-ти.
б)операционный-псих.инстументарий, с помощью которого мы решаем мыслительные задачи
в)контрольно-оценочный-проявляется в способности программировать и контролировать свою инт.д-ть

2) Ощущение- первичное знание об окружающем мире, психическое отражение свойств предметов и явлений объективной деятельности.
Виды:
а)эксперо-рецептивное                                                       
б)интеро-рецептивное
в)проприо-рецептивное

3) Внимание – сосредоточение на чём-либо. Делится на произвольное и непроизвольнеСв-ва внимания:
а)концентрация-сосредоточение на конкретном объекте
б)устойчивость-сохранение внимания на объекте
в)переключаемость-переключение внимания с одного объекта на другой
г)объём-удержание внимания на нескольких объектах
д)распределение-распределение внимания на нескольких объектах

4)Память-накопление личного и культурного опыта.
 Виды:
По времени запоминания
а)мгновенная
б)кратковременная
в)оперативная
г)долговременная
В зависимости от способа запоминания
а)механическая
б)ассоциативная
По уровню самоконтроля
а)произвольная
б)непроизвоольная

5)Мышление-психический процесс отражения действительности.
Виды:
а)наглядно-образное(опирается на сенсорнуюсферу)
б)наглядно-действенное(опирается на образы)
в)словесно-логическое(опирается на понятие)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...