Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фабрика расширяет производство




Несмотря на крупные достижения в развитии судостроения, в начале 1870-х годов Сормовскому заводу пришлось переключаться нановый профиль. Господствующей стала железнодорожная продукция:рельсы, поворотные круги, крестовины, сигнальные приборы, колесныеоси и бандажи и, наконец, вагоны.

 

4 февраля 1872 года возникло акционерное общество «Сормово».Оно учреждалось «для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения машин, судов, подвижного состава для железнодорожных дорог, рельсов и проч., и равносамую добычу всякого рода металлов и минералов».

 

В том же году началась постройка на территории Сормовского завода вагонного цеха и связанных с ним колесной, деревообделочной,бандажной мастерских. Расширялись кузнечный и прокатный цехи,устанавливалось новое оборудование, в частности пятитонный паровоймолот, и более мощные прокатные станы.

 

Огромный размах, с которым развертывалось производство, увеличение количества рабочих и небывалые доходы владельцев – все свидетельствовало о том, что завод становился крупнейшим предприятиемотечественной индустрии.

 

Разразившийся в 1873–1875 годах промышленный кризис основательно потряс российскую экономику. Крах Камско-Волжского пароходства,а также резкое сокращение только что начавшегося вагоностроения тяжко отозвались на Сормовском заводе. Производство в 1874 году сократилось в шесть раз, а количество рабочих – в семь.

 

Экономический кризис привел к банкротству акционерного общества«Сормово». 11 апреля 1875 года по указанию царя над имуществом и делами несостоятельных наследников Д.Е. Бенардаки была учреждена опека.

 

Используя широкие связи в правительственных кругах, опекуны сумели заполучить для Сормовского завода казенный заказ на постройку3000 железнодорожных вагонов. За пятилетие (1876–1880 гг.) вагонныйотдел завода отправил на железные дороги 6628 товарных вагонов. Казенные заказы на железнодорожные вагоны приносили хозяевам огромные по тем временам дивиденды.

 

В четвертое десятилетие своего существования Сормовский заводвступил твердо и уверенно, как никогда ранее. Только одной стали можно было отливать за сутки до 2600 пудов, прокатывать железа и сталиразных сортов 2500–3000 пудов. Завод мог изготовлять ежемесячно до200–250 товарных, до 10 пассажирских вагонов и, кроме того, паровыемашины, котлы, водопроводные трубы, весовые помосты и гири, мостовые части и еще много разнообразных изделий.

 

В судостроении, как и прежде, шли поиски новых, оригинальныхрешений. В 1885 году на районной промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде за «отличную работу пароходного вала с отделанными шейками» завод был отмечен Императорскимрусским техническим обществом Дипломом Первого разряда, что былоравносильно Золотой медали.

 

В 1887 году Сормовский завод одним из первых в Поволжье приступил к изготовлению морского транспортного флота. В этом году состапелей его судоверфи сошла шхуна «Минин» водоизмещением 500 т.Сормовские шхуны считались в те времена наиболее совершенными,даже по сравнению со шхунами шведской фирмы «Мотала», славившимися во всем мире.

 

В отличие от своих иностранных коллег, которые ревниво придерживались прежних конструкций, сормовские судостроители сумелиприменить на шхунах немало «удобовыгодных новшествu187 ». Они установили пониженные нормы расхода металла на изготовление корпусасудна. На сормовских шхунах было более удобное управление работойдвигателей. По-новому была устроена охлаждающая система. Новинкитехники, применявшиеся сормовичами, ранее вообще не использовались в шхунном судостроении не только в России, но и за границей. Посвидетельству выдающихся специалистов, многие нововведения были«в высшей степени смелыми, отличавшимися оригинальностью и само-

стоятельностью своих конструкций».

 

Заслуга в осуществлении технических новшеств принадлежалаА.Г. Некрасову, уже составившему себе имя на Волге, и Я.Я. Лазареву, чья деятельность тоже получила широкую известность далеко запределами Сормова. Оба они постоянно добивались создания наивыгоднейших конструкций паровых машин. Так, в 1888 году в Сормовевпервые в нашей стране была сконструирована двухколенчатая паровая машина с тройным расширением пара.

 

Значительный вклад в развитие парового флота был сделан прославленным знатоком отечественного судостроения Василием Ивановичем Калашниковым. На Сормовском заводе он около четырех лет(1890–1894) заведовал машиностроительным отделом. Он построилздесь несколько паровых машин и котлов для морских шхун и речныхпароходов, в частности сконструировал и установил машины четверного расширения на пароходе «Богатырь». В эти же годы В.И. Калашников разработал оригинальный проект постройки паровых машин трой-

ного расширения для московского водопровода.

 

Солидная репутация, завоеванная в прежнее время и подкрепленная важными достижениями в судостроении, позволила привлечь новых заказчиков.

 

Производство поднималось, но на этот раз медленно. Обстановкапромышленной жизни России сложилась не в пользу сормовских заводовладельцев. Наследники Бенардаки с согласия опекунов решаютсянавсегда распрощаться с Сормовским заводом.

 

С 1 июля 1894 года Сормовский завод перешел во владение группы финансистов и промышленников, которые создали новое акционерное общество механических, чугунолитейных, u1089 судостроительных, паровозо- и вагоностроительных, сталелитейных и железоделательных заводов «Сормово».

Сормовские династии

Первые пореформенные десятилетия в России были периодом интенсивного формирования промышленного пролетариата. Именно вэтот период сформировался и основной костяк кадровых рабочих Сормовского завода. Всех фамилий потомственных рабочих-сормовичей,которые закрепили старые и заложили новые заводские и семейныетрадиции, не перечесть. Назовем лишь некоторые.

 

В 1872 году 12-летним мальчиком пришел на завод, чтобы работатьна судоверфи, Василий Иванович Бояркин. При советской власти засвой творческий многолетний труд он был награжден орденом Ленина.

 

С ранних лет вслед за отцом и братьями пришел на завод и ЯковУрыков. Вместе с другими старейшими рабочими в 1939 году ему былвручен орден Трудового Красного Знамени.

 

В те же годы пустила прочные корни в судостроительном производстве семья Гордеевых. Свой трудовой путь на заводе они начали ещев 1850-х годах. Тихон Григорьевич Третьяков шел на производство попроторенной дороге: с основания завода здесь работал его дед – столяри плотник. 57 лет проработал Т.Г. Третьяков на Сормовском заводе.Одному из первых в стране ему было присвоено звание Героя Труда.

 

Рано, всего 12 лет от роду, начал трудовую жизнь и Михаил Всеволодович Курицын. А расстался он с родным заводом на 70-м году жизни.Советское правительство отметило его самоотверженный труд орденомТрудового Красного Знамени.

 

К коренным сормовичам принадлежало и вливавшееся в рабочийколлектив пополнение из семей Чнеговых, Караевых, Горевых, Куприяновых, Загребиных и многих других.

 

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Е годы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...