Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация учебных занятий по психологии в ВУЗе: лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий.
Лекции по психологии Лекция- обучающий монолог преподавателя. функции лекций:информационная(передаче новых знаний), систематизирующая.( Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде.),разъясняющая.( разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий),Развивающая функция(стимулируют не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов.)методические аспекты подготовки и проведения лекции: Темы лекцийопределяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий,Подбор и структурирование материала лекции(Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени)Как много материала нужно отбирать для лекции?( рекомендуется планировать три основных пункта на один академический час лекции.) Наиболее полезный конспект - это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала, закономерностей понятий. Особенно важно заранее подготовить и отразить в конспекте примеры, которые будут приводиться на лекции. Преподаватель также должен подготовить иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материалНачало и конец лекции очень важны в начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты.Постановка вопросов по содержанию лекции. Когда студенты слышат вопрос, это побуждает их думать о возможных ответах и оценивать ответы других.Приведение примеров. Проверка понимания материала слушателями.( преподавателю следует после завершения рассмотрения очередного пункта плана предложить студентам задать свои вопросы.) Уровень внимания студентов изменяется в течение лекции и зависит от ряда факторов. Периодически (каждые 20-30 минут) у них возникают колебания (кризисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Семинарские занятия по психологии Семинарское занятие – диалогическая форма учебного занятия. на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг. функции семинарских занятий в учебном процессе. Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения, обсуждение полученных знаний делает их более прочными. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спецвопросам,конспектирование первоисточников. На семинарском занятии могут активизироваться мыслительная деятельность студентов. В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный. Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Продуктивный типорганизации занятия предполагает активизацию мысли тельных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оцепить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта. Темы семинаров могут повторять темы лекций На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях. Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Важными для преподавателя являются умения управлять процессом обсуждения:- умение соблюдать временной регламент;- умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений; умение активизировать на занятии как можно большее число студентов; умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы Практические и лабораторные занятия по психологии, их функции различные формы практической деятельности студентов существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений. Этой цели служат лабораторные работы и практические занятия. Они составляют важную часть теоретической и практической подготовки студентов. Основные функции лабораторных и практических занятий по психологии:Закрепление теоретических знаний на практике;Усвоение умений исследовательской работыУсвоение практической психологической работы 1) Самопознание учащегося Саморазвитие учащегося Применение теоретических знаний для решения практических задач Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работявляется экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических занятийявляется формирование практических умений — профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности).Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психологии являются:демонстрационный эксперимент;индивидуальные задания;групповые задания;эксперимент в парах (подгруппах); решение психологических задач; групповая дискуссия;деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий учебная группа делится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |