Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компоненты процесса познания (восприятия) человека.




Данный процесс включает

1) механизмы, искажающие адекватность представления о воспринимаемом: а)Механизм функционирования (внутренней) структуры личности(жизненный опыт познания людей,жизненная позиция,установки, «иллюзорные корреляции» (например, добрый человек – щедрый, практичный – осторожный, обрывочные знания, стереотипы).б) Влияние первого впечатления о воспринимаемом (механизм первичности или новизны)в) Механизм проекции — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. г) Механизм стереотипизации (категоризации) предполагает отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. Национальный стереотип – наделяют определенными чертами личности определенные нации д) Механизм упрощения. Суть данного механизма - неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах.е) Механизм идеализации («эффект ореола») («галоэффект»), Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. ж)Механизм этноцентризма - это пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни.

Среди факторов, формирующих первое впечатление о челове­ке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе.

§ 2)Механизмы межличностного познания: а) Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. сравнение себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.(эмпатия как механизм познания;б) Понятие рефлексии в межличностном познании включает осознание субъектом того, какой воспринимается объектом Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе, его отражение в сознании другого человека,отражение им представления другого человека о первом (о субъекте). в) Атрибуция. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

3) Условия восприятия человека человеком: ситуация, время и место общения.

Ситуация восприятия м.б.: нормальной, затрудненной,экстремальной. Время суток, когда происходит восприятие человека человеком, в разной степени влияет на самочувствие общающихся и может вносить информационный шум в межличностное познание. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем.

Психология малых групп: их классификация и условия образования.

О малых группах см. вопрос №47.

Существует несколько подходов объяснения образования групп. Функциональный подход в аспекте того, какие функции выполняет группа в жизни человека.(потребности в выживании (физического и психологического плана) и социальные потребности) Ситуационный подход описывает ситуационные характеристики, наиболее важными из которых являются: сходство окружающих людей с нами, географическая близость, физическая привлекательность человека. Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.Наличие общей территории

1.Непосредственный контакт 2.Время взаимодействия 3.Численность группы Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. В групповой динамике существует ряд терминов, касающихся численности группы. Два человека образуют диаду, три человека – триаду. Группа, состоящая из четырех человек, будет иметь иную динамику, чем группа из двадцати.

Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, и поэтому группа, состоящая из семи человек, легче добивается согласованного решения, чем группа, состоящая из большего или меньшего числа людей. такие группы менее подвержены делению на группировки, т. е. реже дробятся, и представляют собой единое целое. исследования показывают, что эффективность обучения в группе, состоящей из четырнадцати человек, выше, чем в большей или меньшей группе. При большем количестве человек группа обязательно распадается на подгруппы. Однако такое членение может быть довольно кратковременно и ситуативно, поскольку обычно двадцать человек вполне способны выступить как единое целое.4.Целеполагание группы Обычно малая группа не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Задача группы всегда является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Тип и содержание задачи зависят от вида деятельности группы. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т. д.  Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность. Как показывают результаты исследований, группа работает с большим усердием, если ее члены участвуют в постановке цели.5 Совместная деятельность Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. В психологии выделяют три типа совместной деятельности: а)совместно-индивидуальную (предполагает ориентацию участников на общий предмет труда коллектив преподавателей школы, где каждый преподаватель в определенные часы обучает учеников своему предмету.); б) совместно-последовательную(предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда: конвейерное производство); в) совместно-взаимосвязанную. (не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных действий нескольких участников).6.Структура группы Это упорядоченная система взаимодействий а участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. В групповой динамике выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Соответственно структуру группы классифицируют на формальную и неформальную. Формальная структура задается официальным распределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Формальная структура группы представляет собой довольно устойчивое образование. Она составляет иерархическую систему, расположенную по принципу «руководитель—подчиненные».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...