Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преподавание психологии в школе.




Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися ос­новной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологи­ческими понятиями. основные цели изучения психологиимладшими школьниками и учащимися основной школы:первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;знакомство с психологией как средством познания других людей;, самопозна­ния и саморазвития; знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения; профессиональная ориентация. При этом нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и подростков. В связи с особенностями психического развития для младших школьников наиболее актуальным оказыва­ется изучение познавательных процессов (особенно их конкретных форм) и эмо­циональных явлений. Для подростков большую актуальность приобретает изуче­ние психологии абстрактного мышления, психологии воли, общения и личности, а также психологических аспектов профориентации.

Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Главными характеристиками урока:группы учащихся одного возраста;постоянного состава;занятие по твердому расписанию;с единой для всех программой обучения. Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися зна­ний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя». Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач:проверка домашнего задания и повторение пройденного;объяснение нового учебного материала;закрепление и применение нового материала. К основным видам уроков относятся:уроки самостоятельных работ ; урок-лабораторная работа;урок практических работ;урок-экскурсияурок-семинар.Уроки обобщения и систематизации.Комбинированные уроки. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:в подборе информационного материала для использования на занятии;в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, состав­ляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися;в выборе способов объяснения этих знаний;в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей; в разработке развивающих видов активности учащихся;в распределении заданий для классной и самостоятельной работы.Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделе­ние и формулировка знаний, которые будут предметом изучения:психические явления;понятия;закономерные связи психических явлений;психологические факты. Нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, за­кономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его за­крепление на практике, показать возможности практического применения усво­енных знаний. Организация учебной деятельности учащихся на уроке существуют три основные формы учебной дея­тельности:- фронтальная,которая предполагает совместные действия всех учащихся клас­са под руководством учителя;- индивидуальная,которая предполагает самостоятельную работу каждого уче­ника в отдельности;- групповая,которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 чело­век или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут исполь­зоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопозна­ния, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие на­блюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотре­нинга). Домашние задания но психологии должны поспи, творческий характер и не Воздавать дополнительных учебных перегрузок.

Методы и формы обучения психологии.

Метод (в переводе с греческого) означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характеризуется тремя признаками: целями обучения, способами усвоения содержания обучения и характером взаимодействия субъектов обучения (преподавателя и учащихся). классификация методов обучения, разработанная известным педагогом Ю.К. Бабанским1.Все методы обучения он разделил на 3 вида, 1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы);наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации);практические (упражнения, решение задач и т.п.).2.Методы стимулирования и мотивации учения. познавательные игры;учебные дискуссии;создание различных учебных ситуаций (эмоционально-нравственного переживания, новизны, занимательности и т.п.).3.Методы контроля и самоконтроля в обучении. индивидуальный и фронтальный опрос, зачеты и экзамены, программированный опрос и т.д.

В настоящее время эти методы претерпели изменения, были дополнены новыми видами, а в преподавании психологии обогатились методами самой науки.

Среди методов обучения психологии можно выделить:традиционные (указанные выше) и нетрадиционные (активные). Традиционное обучение основывается на преобладании репродуктивной деятельности учащихся, на достижении ими четко сформированных эталонов усвоения. К нетрадиционным относят методы: программированного, проблемного и интерактивного (коммуникативного) обучения, метод учебных дискуссий, игровой, заданный и др. Эти методы делают акцент на развитие потенциалов обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят педагога в позицию партнера по учебному исследованиюФормы обучения

Форма  - внешнее очертание, наружный вид. В педагогике под формой обучения принято понимать то или иное построение, организацию учебного процесса, деятельности учителя и учащегося.

В педагогике принято выделять следующие формы обучения:фронтальную. В такой форме проводятся лекции, особенно в вузе, просмотры кинофильмов и т.д.;групповую. Эта форма используется для проведения семинаров, практических занятий, для организации учебных игр, тренингов, упражнений в парах и др.;индивидуальную (курсовые, контрольные, дипломные работы, индивидуальные задания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...