Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории лидерства.Основные научные взгляды, теории




Психоаналитический подходиз учения З. Фрейда о трехуровневой структуре личности и опирается на его концепцию идентификации. принадлежит Ф. Редлу, последователю З.Фрейда. взаимоотношения людей всегда затрагивают область осознания их «эго-идеала», и благодаря этому люди идентифицируют себя с другими. Лидерство рассматривается психоаналитиками как явление эмоционального подчинения одного человека другому в результате идентификации «я-идеала» с объектом влечений, симпатий, любви, страха и т. д. Лидер, по их мнению, — это центральная личность, управляющая групповыми эмоциями, В основе этого процесса лежит способность лидеров притягивать к себе, вызывать чувство восхищения, обожания, преклонения, любви. Поклонение сотни людей одной и той же личности может сделать эту личность их лидером Лидер как центральная личность является фокусом эмоциональных взаимоотношений, осью группообразования. выделяются 8 типов лидеров.

Первый уровень — «супер-эго».( т.е. самосознания, совести) На основе любви: патриархальный повелитель; вожак. На основе страха: тиран. Второй уровень — «эго». как образец для формирования «я-концепции», способ и средство эмоциональной защиты своего «эго». На основе удовлетворения потребностей организатор. На основе эмоциональной защиты «эго»: герой. . На основе подражания: дурной пример. Третий уровень — «оно». Лидер является для остальных членов группы объектом неосознанных влечений. На основе неосознанных сексуальных влечений: кумир. На основе неосознанных агрессивных влечений: козел отпущения.

II. Персонологический подход

«Теория ориентации на великих личностей». Такого взгляда на природу лидерства, например, придерживался русский психолог Н. К. Михайловский. лидер в группе потому и является лидером, что обладает универсальными, общими для всех лидеров чертами. Все лидеры (по его терминологии – герои) имеют общие личностные черты, присущие только им. Эти черты формируются у человека благодаря подражанию «великой личности» Однако развитие психологических методов — эксперимента и тестирования — зародило сомнение в правильности этой теории. Было обнаружено, что Личность лидера не является «слепком», «великой личностью в миниатюре». Каждый лидер обладает и своими индивидуальными особенностями. Толчок к дальнейшему изучению лидерства дала первая мировая война. Появились исследования, касающиеся лидерства в армии, особенностей поведения офицерского состава. Социологи и психологи стали изучать черты личности, которые обеспечивают человеку роль лидера в грутпе. «Теория черт личности лидера». Эта теория признавала уникальностъ и врожденность качеств лидера. Э. Богардус выделил десятки черт; которыми обладает лидер, в частности чувство юмора, такт; ум, характер, способность привлекать к себе внимание. Признавалось, что черты лидерства передаются по наследству, и таким образом оказывалось, что лидерство является не результатом социальных отношений в группе, а врожденным стереотипом поведения.

III. Ситуативный подходВ рамках этого подхода возникло несколько теорий лидерства. Теория лидерства как функции группы. Основателем данной теории является Дж. Хоманс. Он определяет лидера как человека, отражающего групповые ценности, и считает, что каждая социальная группа — это группа «ведомых», нуждающихся в лидере. группа выбирает лидера, способного удовлетворить ее потребности, поставить перед ней цель, задачи.Теория ситуативного лидерства. Стогдилл считает, что личность становится лидером не в силу своих особых черт и потребностей членов группы, а в силу ситуации. одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится — в другой. Теория взаимосвязанных факторов. американский социолог и психолог Д. Мак-Грегор считает, что лидерство зависит от четырех взаимосвязанных факторов:характеристик личности лидера;отношений, потребностей, интересов, ведомых;особенностей организации, ее структуры, природы решаемых ней задач;политической, экономической, социальной среды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...