Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знания, умения, навыки и личностные особенности преподавателя психологии.




Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от про­фессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не толь­ко иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. Чтобы добиться успеха, преподаватель должен в определенной степени об­ладать следующими знаниями, умениями и способностями: Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях пси­хологических знаний, а также в других науках.Хорошо знать преподаваемый предмет.Уметь самостоятельно подбирать учебный материал. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.Уметь доступным образом объяснять учебный материалУметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала.Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов.Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагоги­ческим тактом.Владеть логикой и иметь хороший словарный запас:Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистически­ми способностями.Обладать наблюдательностью и умением понять студента.Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности. Существуют разные индивидуаль­ные стили преподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко вы­ражены артистические и ораторские способности, у другого — способность к логич­ному и систематическому изложению учебного материала. Как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности Знание предмета. научная компетентность преподавателя и его знание предмета.Интеллект. высказывание В. Н. Дружинина: «Нет успеш­ного психолога без высокого интеллекта» Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель преж­де всего должен сам ясно понимать его. Именно в отношении преподавателя осо­бенно справедлива крылатая истина: «Кто ясно мыслит тот ясно излагает».Артистизм и ораторские умения. «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». нельзя отрицать факт влияния особенностей речи преподавателя на эффективность обучения. Умение ставить логиче­ские ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция важны для педагогической деятельности.

Педагогические установки. го­товность преподавателя определенным образом реагировать в однотипной педа­гогической ситуации. Консерватизм и ригидность устано­вок усиливается с возрастом. Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная. негативной установки преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хоро­шему»;преподаватель не задает наводящих вопросов и не дает подсказок;- чаще порицает и меньше поощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;старается не замечать успехов такого студента;иногда вообще не работает с ним на занятии о наличии позитивной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют следующие признаки:преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос; при затруднении в ответе задает наводящие вопросы, делает подсказки;поощряет улыбкой или взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;Доброта и уважение преподавателя по отношению к студентам проявления доброты и уважения могут быть разные. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание» со студентами, в попытки пре­подавателя психологии упростить свою миссию. Такой преподаватель становится:либо «пересказчиком» учебников («бедным студентам так легче»), либо превращается в «артиста-очаровашку» или «весельчака-юмориста» («сту­дентам должно быть интересно и весело»), Доброта и уважение могут превращаться также в жалость к студенту, вследствие чего снижается уровень требовательности. Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей должности видят возможность самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Оптимальный тип отношения преподавателя к студентам можно выразить из­вестным педагогическим принципом, который А. С. Макаренко сформулировал следующим образом: «Максимум требования к личности и максимум уважения к ней» Уважение к студенту проявляется в том, что преподаватель относится к нему как к равноправному участнику образовательного процесса:- ему дается право выбора (в определенных пределах);- ему дается право высказаться (не обязательно здесь и теперь);- его мнение ценится (не обязательно принимается как правильное).

Стили педагогического общения в процессе преподавания психологии.

У преподавате­ля в процессе его педагогической деятельности обычно вырабатывается опреде­ленная совокупность относительно устойчивых приемов и методов взаимодейст­вия со студентами. Она называется стилем педагогического общения. Традицион­но выделяют три основных стиля: авторитарный, демократический и либераль­ный. Авторитарный и либеральный стили -крайности. демократический стиль занимает более гибкую позицию.Для преподавателя с авторитарным стилем общения характерно то, что он за­нимает активную и директивную позицию, оставляя студентам роль пассивных исполнителей в учебном процессе. Недооценивается осознанность, само­стоятельность и инициативность. Авторитарный преподаватель консервативен и субъективен в отношении студентов. Он предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплиниро­ванных, ленивых, безответственных;Для преподавателя с демократическим стилем общения проявляя активность и инициативность, он в то же время дает студентам возмож­ность для проявления собственной активности в учебном процессе. Требовательность к студентам сочетается с уважением к их личности и индиви­дуальности. При этом сохраняются равные общие требования для всех студентов. Он способен к объективной критике собственной деятельности, умеет призна­вать допущенные ошибки и исправлять их, не теряя при этом собственного досто­инства.Для преподавателя с либеральным стилем общенияхарактерно то, что он за­нимает довольно пассивную и попустительскую позицию в организации учебных занятий, является недостаточно требовательным. студенты про­являют доминирующую активность. Проявления самокритичности имеют ситуативный характер; признает свои ошибки, однако обычно не исправляет их. Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов, хотя доминирование одного из стилей может иметь место. В то же время один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях и по отношению к разным студентам может демонстрировать элементы разных стилей. Однако предпоч­тение того или иного стиля зависит от многих факторов, например: от возраста учащихся и студентов; от типа учебного заведения; от особенностей данного класса; от особенностей учебной ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...