Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Знания, умения, навыки и личностные особенности преподавателя психологии.
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. Чтобы добиться успеха, преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями: Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках.Хорошо знать преподаваемый предмет.Уметь самостоятельно подбирать учебный материал. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.Уметь доступным образом объяснять учебный материалУметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала.Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов.Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом.Владеть логикой и иметь хороший словарный запас:Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями.Обладать наблюдательностью и умением понять студента.Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности. Существуют разные индивидуальные стили преподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко выражены артистические и ораторские способности, у другого — способность к логичному и систематическому изложению учебного материала. Как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности Знание предмета. научная компетентность преподавателя и его знание предмета.Интеллект. высказывание В. Н. Дружинина: «Нет успешного психолога без высокого интеллекта» Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель прежде всего должен сам ясно понимать его. Именно в отношении преподавателя особенно справедлива крылатая истина: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает».Артистизм и ораторские умения. «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». нельзя отрицать факт влияния особенностей речи преподавателя на эффективность обучения. Умение ставить логические ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция важны для педагогической деятельности. Педагогические установки. готовность преподавателя определенным образом реагировать в однотипной педагогической ситуации. Консерватизм и ригидность установок усиливается с возрастом. Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная. негативной установки преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;преподаватель не задает наводящих вопросов и не дает подсказок;- чаще порицает и меньше поощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;старается не замечать успехов такого студента;иногда вообще не работает с ним на занятии о наличии позитивной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют следующие признаки:преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос; при затруднении в ответе задает наводящие вопросы, делает подсказки;поощряет улыбкой или взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;Доброта и уважение преподавателя по отношению к студентам проявления доброты и уважения могут быть разные. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание» со студентами, в попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такой преподаватель становится:либо «пересказчиком» учебников («бедным студентам так легче»), либо превращается в «артиста-очаровашку» или «весельчака-юмориста» («студентам должно быть интересно и весело»), Доброта и уважение могут превращаться также в жалость к студенту, вследствие чего снижается уровень требовательности. Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей должности видят возможность самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Оптимальный тип отношения преподавателя к студентам можно выразить известным педагогическим принципом, который А. С. Макаренко сформулировал следующим образом: «Максимум требования к личности и максимум уважения к ней» Уважение к студенту проявляется в том, что преподаватель относится к нему как к равноправному участнику образовательного процесса:- ему дается право выбора (в определенных пределах);- ему дается право высказаться (не обязательно здесь и теперь);- его мнение ценится (не обязательно принимается как правильное). Стили педагогического общения в процессе преподавания психологии. У преподавателя в процессе его педагогической деятельности обычно вырабатывается определенная совокупность относительно устойчивых приемов и методов взаимодействия со студентами. Она называется стилем педагогического общения. Традиционно выделяют три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный и либеральный стили -крайности. демократический стиль занимает более гибкую позицию.Для преподавателя с авторитарным стилем общения характерно то, что он занимает активную и директивную позицию, оставляя студентам роль пассивных исполнителей в учебном процессе. Недооценивается осознанность, самостоятельность и инициативность. Авторитарный преподаватель консервативен и субъективен в отношении студентов. Он предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных;Для преподавателя с демократическим стилем общения проявляя активность и инициативность, он в то же время дает студентам возможность для проявления собственной активности в учебном процессе. Требовательность к студентам сочетается с уважением к их личности и индивидуальности. При этом сохраняются равные общие требования для всех студентов. Он способен к объективной критике собственной деятельности, умеет признавать допущенные ошибки и исправлять их, не теряя при этом собственного достоинства.Для преподавателя с либеральным стилем общенияхарактерно то, что он занимает довольно пассивную и попустительскую позицию в организации учебных занятий, является недостаточно требовательным. студенты проявляют доминирующую активность. Проявления самокритичности имеют ситуативный характер; признает свои ошибки, однако обычно не исправляет их. Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов, хотя доминирование одного из стилей может иметь место. В то же время один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях и по отношению к разным студентам может демонстрировать элементы разных стилей. Однако предпочтение того или иного стиля зависит от многих факторов, например: от возраста учащихся и студентов; от типа учебного заведения; от особенностей данного класса; от особенностей учебной ситуации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |