Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология больших социальных групп – виды, уровни развития, массовые явления.
В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки. По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа). По характеру организованности-неорганизованности — организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации). Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Первый тип — объединение люден, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. Уровни развития больших социальных групп Первый — нижний уровень — типологический, члены группы схожи между собой по каким-то признакам. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. (предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране) Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации. Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах Слухи— это форма искаженной информации о значимом объекте .слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе),а также возникают в условиях неопределенности, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, порождения слухов становится желание людей стать свидетелям и чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда. Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде. Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие: паника возникаетв группах большой численности (толпе)Юпаника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимом угрозе; паника — это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести). Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей; решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди которых являются следующие: Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т. п.), Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например, «подогревающих» предстоящую опасность или степень ее негативных последствий Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Психологические особенности поведения людей в условиях паники Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий Вторая группа в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, поэтому попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям). В третью группу кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить. Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографические признаки. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как: некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний. Понятие общения, его функции и средства. Общение—это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Парыгин выделил следующие основные параметры процесса общения:психический контакт, обмен информацией посредством вербального или невербального общения;взаимодействие и взаимовлияние друг на друга Функции общения Б. Ф. Ломов выделяет следующие функции общения: 1) информационно-коммуникативная 2) регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности (т.е. функция организации совместной деятельности) (реферат, договориться кто-что, какую часть готовит, кто - наглядный материал, кто - текст); 3) аффективно-коммуникативная, связанная с регуляцией эмоциональной сферы человека (бывает мы рассержены, злы по каким-то причинам, но нужные слова, вовремя сказанная шутка меняет наше настроение).Также можно добавить такие функции, как познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении Л. А. Карпенко. По критерию «цель общения» выделяет восемь функций О.: контактная, цель: установление контакта,информационная, побудительная, цель: стимуляция активностипартнера по О., направляющая его на выполнение тех или иных действий; координационная, цель: взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; понимания, цель: не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состоянийи т.д.); амотивная, цель: возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»),установления отношений, оказания влияния, цель: изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера. Средства коммуникации Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. I. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информацииНевербальная коммуникация.Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику2) пара- и экстралингвистическую, система вокализации, паузы, покашливания и т. п.;3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт (Лабунская, 1989). Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Социализация личности. Термин «социализация» в науки о человеке ввел Ф.Г. Гиддингс (1887 г.), который рассматривал ее, как процесс подготовки ребенка к социальному взаимодействию во взрослой жизни. Э. Дюргеймом основатель социологии девиантного поведения, была разработана концепция социальных фактов, влияющих на индивида. К таким фактам относится и социализация, которая понимается, как давление общества на ребенка, с целью интереоризации им принятых этим обществом норм и правил поведения, с последующим их воспроизведением. Механизмом поддержания однородности является воспитание, которое, как не парадоксально, порождает разнообразие в виду своей специализированности. В противоположность идеям Э. Дюргейма, Г. Тард (1843-1904) во главу формирования общества и общественных отношений ставит самих людей. Он предположил, что основой социализации является коммуникативная компонента, базирующейся на подражании. Это подражание касается всех движущих механизмов поведения индивида и передается из поколения в поколения, обеспечивая их сохранность. Люди, а вместе с тем и общество, развиваются благодаря усилиям немногочисленных талантливых индивидов, которые создают что-то новое в результате творческой деятельности. Другой мыслитель от социологии Дж. Г. Мид (1863-1931) полагал, что социальное Я, ответственное за возможность людей понимать чувства, намерения и слова других, формирует у индивида при взаимодействии с обществом. Изначально взаимодействие носит характер подражания, когда ребенок копирует те или иные действия взрослых людей, затем возникают одиночные игры в тесном социальном круге (родители, сиблинги, «одушевленные» игрушки), через которую ребенок усваивает правила и роли, необходимые для успешного функционирования во взрослом социуме. По мере взросления, игры становятся коллективными, многоступенчатыми и полиролевыми, где каждый участник игры четко выполняет действия, согласно своей роли. Сам процесс социализации проходит не просто под влиянием других, конкретных людей вне зависимости от их субъективной значимости для ребенка, а под влиянием некоего «общего», абстрактного образа другого, выражающего ценности и установки принятые в обществе. Дж.Г. Мид в структуре социального Я выделяет два компонента: Я (I) – это внутренний мир человека, его представления о себе и о других и Мне (Me), то, что как кажется индивиду, о нем думают другие, его социальная оболочка. Т.о. «Я» - результат исключительно социального влияния, которое сначала носит внешний характер, а затем переходит во внутренний план, т.е. формирует самосознание. Похожее мнение о социальной природе самосознания человека высказывал Ч.Х. Кули (1864-1929), который считал социальное взаимодействие необходим условием для формирования отношения человека к себе, а вместе с тем и отношение к общепринятым нормам. Являясь автором теории «зеркального Я», он утверждал, что в процессе социального взаимодействия, у человека накапливается достаточное количество собственных «зеркал», получаемых от других людей, для формирования устойчивого представления о себе. у современного социолога Н. Смелзер. Главной задачей социализации он видел в сохранении общества, т.е. передачу принятых ценностей, установок, мотивов и т.д. от поколения к поколению. С его точки зрения, движущими силами социализации являются биологический, культуральный и социобиологический контекст. Биологический контекст объясняет, каким навыкам ребенок может и должен обучиться в ходе своей социализации (умение контролировать свои физиологические потребности, владение речью и т.д.). Культуральный рассматривает какие морально-ценностные ориентации превалируют в обществе, его традиции и одобряемые модели поведения. Наконец, социобиологический затрагивает вопрос взаимосвязи биологического и социального в контексте их влияния на поведение человека. Теории научения занимают большой пласт в бихевиоральном направлении психологии. В массе своей они так же придерживаются идеи о пассивной роли индивида и активной внешней среды. Изначально автором теории научения был Э.Л. Торндайк). В качестве основных механизмов научения он предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем больше раз индивид выполнит то или иное действие, тем сильнее оно интереоризируется, отпечатается в сознании, а согласно второму, эффект от упражнения будет сильнее, если оно сопровождается поощрением. Суть социализации заключается в том, что в результате жизненного опыта у человека через научение складываются шаблоны поведения, отражающие его социальную реальность и позволяющие успешно в ней функционировать. Как только социальная ситуация меняется, меняются и шаблоны поведения. Социализация беспрерывна и затрагивает все возрасты. Сам человек выступает активным участником вхождения в социальную группу, обучаясь особенностям ее речи, отношений, воззрений, способам реагирования и т.д. До 60-х годов ХХ века социализация понималась только как процесс, характерный для детского и юношеского возраста. Первыми, кто предположил, что социализация беспрерывный процесс были О.Г. Брим-младший и Э.Эриксон. О.Г. Брим-младший (1966 г.) утверждал, что между социализацией детей и взрослых есть некоторые отличия. Главное отличие заключается в том, что социализация взрослых изменяет только внешнее выражение их поведения, в то время как у детей происходят глубокие личностные изменения. В отличие от других исследователей Э. Эриксон (1902-1994) предложил периодизацию развития личности, охватывающую всю жизнь человека. Э. Гидденс (род. 1938) определяет социализацию как процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Однако, младенец не является пассивным объектом воздействия агентов социализации, а сам активно воздействует на окружающих, выражая свои потребности. Социализация – беспрерывный процесс, который сопровождает всю жизнь человека, сопровождающейся различными возрастными этапами и кризисами, и заканчивается его смертью. Б.Д. Парыгиным в конце 60-х гг. ХХ века. Он определял ее, как процесс вхождения человека в социальную среду, усвоения им социальных ролей и функций . Наиболее масштабное исследование по вопросу социализации в отечественной науке принадлежит И.С. Кону. Он определяет социализацию, как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Следует отметь, что в отечественной психологии и социологии советского периода социализация отождествлялась с такими понятиями, как развитие человека, формирование личности, воспитание. М.Б. Глотов, предлагает к рассмотрению социализацию человека, как сплав индивида, личности и индивидуальности, т.к. процесс социализации длиться всю его жизнь и затрагивает все его структуры. Отечественный психолог Г.М. Андреева предлагает свой взгляд на проблему социализации. С её точки зрения, «социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». А.В. Мудрик обозначает социализацию как «сочетание приспособления и обособления человека в условия конкретного общества», Все вышеизложенные концепции, все зависимости от их научной принадлежности, отражают идею о том, что социализация – это взаимодействие человека и общества, способствующее взаимному обогащению и развитию, затрагивающее, как все структуры человеческого существа, так и все институты общества, потому что само общество является порождением деятельности человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |