Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И это – мнение большинства обладателей знания.




Однако противоположное мнение в данном вопросе передаётся от ‘Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, и от ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза*, да помилует его Аллах. Также с ними согласились захириты**. Также это – одно из мнений, передаваемых от имама Ахмада [ибн Ханбаля].

*[‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз ибн Маруан ибн уль-Хакам аль-Умави – правитель верующих, праведный халиф, аскет. Скончался в 101-ом г.х. в возрасте 40 лет].

**[Захириты – это последователи захиритского мазхаба в фикхе. Имамом этого мазхаба считается Дауд ибн ‘Али аз-Захири (скончался в 270 г.х.). А одним из видных представителей этого мазхаба является Абу Мухаммад, ‘Али ибн Хазм аль-Андалюси (скончался в 456 г.х.)].

Имам Ахмад [ибн Ханбаль] опирался на слова ‘Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, который сказал: «Покровительство над вольноотпущенником это одна из ветвей владения рабом, поэтому ему [то есть: покровительству] не вредит различие религий, и это в отличие от получения наследства по родственным и брачным узам».

в) Получает ли мусульманин наследство от неверующего (общий разбор)?!

Группа ученых заявила о том, что мусульманин получает наследство от неверующего родственника. В качестве доказательства они использовали следующий хадис: «Ислам возвышен и над ним ничего не возвышается». — [Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «аль-Ируа», 1268].

Приведя этот хадис, они сказали: «Из возвышенности Ислама то, что мусульманин наследует от неверующего (родственника), а неверующий не наследует от (родственника) мусульманина».

Но в этом хадисе речь идёт о самом Исламе. Иначе говоря, помощь и благой конец уготован именно мусульманам.

Также ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали: «Мы можем жениться на их женщинах[на иудейках и христианках], а они не могут жениться на наших женщинах. Точно также мы получаем наследство от неверующих (родственников), а неверующие не наследуют от (родственников) мусульман».

Данное сравнение по аналогии [кыяс] противоречит явному шари‘атскому доводу. Правило гласит:

لا قياس مع وجود النص

«Нет места сравнению по аналогии, если существует ясный шари‘атский довод».

Поэтому вторая группа учёных заявила, что мусульманину запрещено получать наследство от неверующего родственника. И именно это мнение является правильным.

Передают со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». — [Абу Дауд, 2911; ибн Маджах, 2730; Ахмад, 2/170. Хадис хороший (хасан). См. «аль-Ируа», 6/120-121].

Также передают со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое наследство, разделенное во времена джахилии*, остаётся в силе. Но если какое-то наследство делится во времена Ислама, то его деление должно соответствовать Исламу». — [Хадис хороший. См. «ас-Сахих аль-Муснад мимма лейса фи-с-сахихайн», 1/542; «аль-Ируа», 6/157].

*[Джахилия — данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует].

Сказал имам аш-Шаукани: «Суть в том, что все хадисы на данную тему безусловно указывают на то, что мусульманин не наследует от неверующего. Здесь нет никакой разницы в том, является ли этот неверующий врагом мусульман, или зиммием*, или вероотступником». — [См. «Неулю-ль-Аутар», 6/74].

*[Зиммии — иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать (джизья) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами].

Сказал ибн Хазм, упомянув хадис Усамы: «Этот хадис является общим и его нельзя конкретизировать чем-либо». — [См. «аль-Мухалля», № 1746].

Сказал ибн Кудама: «Ахмад [ибн Ханбаль] сказал: ″Между людьми нет разногласий в том, что мусульманин не наследует от неверующего″». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/495. См. также «‘Аун уль-Ма‘буд», 8/120-124].

Сказал имам Малик: «Мусульманин не наследует от неверующего ни по родственным связям, ни по причине отпущения его на свободу из рабства – это то, в чём мы единогласны, а также то, на что указывает сунна, в которой нет разногласий, а также то, на чём я застал обладателей знания нашего города [Медины]». — [См. «аль-Мууатта», 2/520].

Сказал ан-Науауи: «Мусульмане единогласны в том, что неверующий не получает наследство от мусульманина. Также и мусульманин не получает наследство от неверующего по мнению большинства ученых из числа сподвижников и их последователей.

Однако группа учёных посчитала, что мусульманин получает наследство от неверующего. Это – мнение Му‘аза ибн Джабаля, Му‘ауии [ибн Аби Суфьяна], Са‘ида ибн уль-Мусеййаба, Масрука*и других обладателей знания. Также это мнение передаётся от Абу-д-Дарды, аш-Ша‘би**, аз-Зухри, [Ибрахима] ан-Наха‘и, и других ученых. Но более правильным мнением, передаваемым от них, является то мнение, которого придерживалось большинство ученых». — [См. «Шарх Сахих Муслим», 11/52].

*[Абу ‘Аиша, Масрук ибн аль-Аджда‘ ибн Малик аль-Хамадани аль-Уади‘и аль-Куфи – факых, много поклонялся Аллаху, принял Ислам еще при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не увидел его. Скончался в 62-ом или 63-ем г.х.].

**[Абу ‘Амр, ‘Амир ибн Шурахиль аш-Ша‘би – известный и благородный ученый. Скончался после 100-го г.х. примерно в возрасте 80-ти лет. Сказал Макхуль аш-Шами: «Я не видел более знающего человека, чем аш-Ша‘би». См. «Такриб ат-Тахзиб»].

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия: «Что касается получения мусульманином наследства от неверующего, то в этом вопросе есть лишь очень слабое разногласие». — [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 15/443].

 

г) Получает ли неверующий наследство, если он примет Ислам после смерти своего наследодателя из числа мусульман, если оставленное им имущество ещё не было разделено?!

Некоторые ученые сказали, что этому человеку выделяют долю из наследства, чтобы склонить его к Исламу еще больше. Это – мнение имама Ахмада [ибн Ханбаля]. Также это мнение передаётся от ‘Умара [ибн уль-Хаттаба], ‘Усмана [ибн ‘Аффана] и [‘Абдуллаха] ибн Мас‘уда, да будет доволен Аллах ими всеми.

Но большинство сподвижников и ученых, в том числе, имам аш-Шафи‘и, имам Малик и имам Абу Ханифа, считали, что такой человек не получает наследство, [так как во время смерти наследодателя он еще был неверующим].

В качестве довода они использовали хадис, в котором сказано: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Сказал хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Доводом большинства ученых (в этом вопросе) является то, что право наследство переходит к наследникам сразу в момент смерти наследодателя, даже если фактически оно еще не было разделено». — [См. «Фатх уль-Бари», 12/52].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...