Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Также существуют такие обстоятельства, относительно которых ученые разногласят, препятствуют ли они получению наследства или нет.




1 ― Вероотступничество — [ридда].

Вероотступничество – это самый худший вид неверия и шари‘атское постановление относительно него самое суровое. — [См. «Раудат ут-Талибин», 10/64].

Вероотступничество [ридда] – это возвращение из Ислама в неверие.

Аллах Всевышний сказал: «А если кто из вас(о, верующие)отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно». —[Сура аль-Бакара, аят 217].

«…отступит от своей религии…»− то есть: вернется из Ислама в неверие.

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, говоря о вероотступничестве: «Это прерывание (человеком) (исповедования) Ислама. Иногда человек выходит из Ислама посредством слов, содержащих в себе неверие*. А иногда человек выходит из Ислама посредством действий, содержащих в себе неверие. Например, человек целенаправленно издевается над религией, совершает земной поклон идолу или солнцу, бросает Коран в грязное место или занимается колдовством». — [См. «Раудат ут-Талибин», 10/64].

*[Например, человек отрицает пророческую миссию какого-либо пророка; или обвиняет его во лжи; или отрицает какой-либо аят из Корана; или порочит пророка; или относится к нему с пренебрежением. Или, например, человек дозволяет совершение того, что запрещено в соответствии с единогласным мнением мусульман (например, спиртное или прелюбодеяние). Или, наоборот, запрещает совершение того, что дозволено шари‘атом, и так далее].

Более правильное мнение заключается в том, что вероотступничество не рассматривают как отдельное препятствующее обстоятельство. Его следует отнести к третьему фактору, который препятствует получению наследства, из тех факторов, относительно которых ученые были единогласны. Этот [третий] фактор – различие религий.

Вероотступник [муртадд] – это тот, кто добровольно впал в неверие после Ислама, даже если это произошло из-за шутки. Человек может стать вероотступником из-за определенных слов, убеждений или дел, а также из-за наличия сомнений [в том, в чем каждый мусульманин должен быть убежден]. [Например, человек сомневается в том, что будет Судный День, или сомневается в существовании Рая или Ада].

Вероотступник не получает наследства ни от кого, а также сам не является чьим-либо наследодателем. Его имущество после его смерти достаётся мусульманам в качестве ″фай″. [Фай — всё, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём. Таким имуществом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог распоряжаться по своему усмотрению].

И здесь не имеет никакого значения пол этого вероотступника [мужчина он или женщина]. Это – мнение шафи‘итов, маликитов и ханбалитов. Именно это мнение является более правильным.

Существует много шари‘атских постановлений, касающихся вероотступника, но их разъяснению не соответствует тема данной книги.

 

а) Кому достаётся наследство вероотступника?!

Ученые разошлись в этом вопросе на шесть мнений:

1-ое мнение: это – мнение имама аш-Шафи‘и. Также оно передаётся от имама Ахмада и имама Малика. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника после его смерти достаётся мусульманам в качестве ″фай″. От вероотступника не наследуют ни мусульманин, ни неверующий.

Среди сподвижников этого мнения придерживались Зейд ибн Сабит и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах. Также это мнение Хасана аль-Басри, Раби‘а [ибн Аби Абди-р-Рахмана], [‘Абду-р-Рахмана] ибн Аби Лейлы, Абу Саура, ибн уль-Мунзира и целой группы ученых.

2-ое мнение: это – мнение имама Абу Ханифы. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника, заработанное им еще до вероотступничества, достаётся его наследникам из числа мусульман. А имущество, заработанное им уже после вероотступничества, переходит в казну мусульман в качестве ″фай″ [военных трофеев].

Если же речь идёт о вероотступнице [женщине, отошедшей от Ислама], то всё её имущество переходит наследникам из числа мусульман, даже если это имущество было приобретено ею после вероотступничества.

[На все эти разделения нет никакого доказательства].

3-ье мнение: это – мнение Абу Юсуфа [Я‘куб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари – ученик Абу Ханифы] и Мухаммада ибн уль-Хасана ибн Фаркада аш-Шейбани [ученик Абу Ханифы]. Также это мнение передаётся от имама Ахмада. Это мнение заключается в том, что всё имущество вероотступника достаётся его наследникам из числа мусульман. Сторонники этого мнения не разделяют между вероотступником мужского пола и вероотступницей женского пола.

Это мнение передаётся от Абу Бакра ас-Сиддыка, ‘Али [ибн Аби Талиба] и [‘Абдуллаха] ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах. Также этого мнения придерживались Са‘ид ибн уль-Мусеййаб, Джабир ибн Зейд и ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз.

[Это мнение опровергается хадисом, в котором сказано: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина»[аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614]].

4-ое мнение: это – мнение имама Малика. Это мнение заключается в следующем: если есть серьезные подозрения, что человек отошел от Ислама специально, чтобы лишить своих наследников своего имущества, то его имущество достаётся его наследникам из числа мусульман. Если же таких подозрений нет, то его имущество переходит в казну мусульман в качестве ″фай″ [военных трофеев].

[Это мнение также опровергается хадисом, в котором сказано: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». —[аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Более того невозможно представить, что человек выберет неверие только для того, чтобы лишить своих наследников имущества. Также на данное разделение нет никакого доказательства].

Но более известное мнение маликитов заключается в следующем: имущество вероотступника не достается его наследникам: ни мусульманам из их числа, ни неверующим. Его имущество в любом случае переходит в казну мусульман в качестве ″фай″ [военных трофеев]. Исключением является лишь вероотступник, который был рабом – его имущество достаётся его господину.

5-ое мнение: это – мнение Абу Сулеймана Дауда ибн ‘Али ибн Халяфа аз-Захири. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника достаётся тем из его наследников, на религию которых он перешёл. Что же касается его наследников из числа мусульман, то они ничего не получают.

6-ое мнение: это – мнение ‘Алькамы ибн Марсада аль-Хадрами, Катады [ибн Ди‘амы ас-Садуси] и Са‘ида ибн Аби ‘Арубы. Также это мнение передаётся от имама Ахмада. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника переходит ко всем представителям религии, на которую он перешёл.

[5-ое и 6-ое мнение также не являются правильным, так как мы не утверждает право человека на переход в неверие, поэтому и не позволяем передать его наследство представителям той религии, на которую он перешёл].

Правильным в этом вопросе является первое мнение — имущество вероотступника после его смерти достаётся мусульманам в качестве ″фай″ (военных трофеев).

Ведь, он не является мусульманином, поэтому его наследники из числа мусульман не могут получить от него наследства. Также от него не наследуют представители той религии, на которую он перешёл, ибо шари‘ат не утверждает его право на переход в неверие.

 

______________________________________________

2 ― Проживание на разных землях—[например, наследодатель живет среди мусульман, а наследник – среди неверующих, или наоборот].

1-ое мнение: Имам аш-Шафи‘и и имам Абу Ханифа считали, что проживание на разных землях препятствует получению наследства.

Согласно этому мнению, зиммий* не получает наследство от неверующего, проживающего в странах неверия, а неверующий, проживающий в странах неверия, не получает наследство от зиммия. — [См. «аль-‘Азб аль-Фаид», 1/48; «Фатх уль-Кариби-ль-Муджиб», 1/14].

*[Зиммии — иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать (джизья) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами].

2-ое мнение: Имам Малик и имам Ахмад считали, что проживание на разных землях не препятствует получению наследства.

Согласно этому мнению, зиммий может получить наследство от неверующего, проживающего в странах неверия, а неверующий, проживающий в странах неверия, может получить наследство от зиммия. Получению наследства препятствует только различие религий, а проживание на разных землях не является препятствующим обстоятельством.

Именно это второе мнение является верным, а Аллах знает лучше!

 

__________________________________________

3 ― Замкнутая цепь постановлений —[ад-даур аль-хукмий].

Замкнутая цепь постановлений – это ситуация, когда результатом существования какой-либо вещи становится её отсутствие, когда вещь делает недействительной саму себя.

Например, наследник, который наследует имущество наследодателя целиком, соглашается с существованием другого родственника, который полностью лишает его этого наследства. Например, у покойного человека остался только брат, [который и должен получить всё наследство], но этот брат вдруг заявляет, что у покойного есть еще никому неизвестный сын.

1-ое мнение: Согласно наиболее известному мнению имама аш-Шафи‘и, в данной ситуации этот сын не получает наследства.

Шафи‘иты сказали, что в данной ситуации этот брат, который знает о наличии у покойного сына, обязан передать наследство этому сыну, ибо он знает о том, что этот сын имеет право на наследство своего отца.

2-ое мнение: Дауд аз-Захири и захириты считали, что в данной ситуации родственная связь между этим сыном и покойным отцом не устанавливается и сын не получает ничего из наследства.

3-ое мнение: большинство ученых считает, что в данной ситуации родственная связь между этим сыном и покойным отцом устанавливается и сын получает наследство от своего отца.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...