Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. О факторах, которые препятствуют получению наследства.




Существует три фактора, которые препятствуют получению наследства в соответствии с единогласным мнением мусульман:

1 ― Рабство.

Раб, к какому бы виду рабов он не относился, не может получить наследство.

Рабы бывают разных видов:

1 ― Обычный раб ( قِنٌّ ).

2 ― Муддабар ( مُدَبَّرٌ ) ― это раб, которому хозяин сказал: «Ты свободен после моей смерти».

3 ― Мукатаб ( مُكَاتَبٌ ) ― это раб, с которым хозяин договорился об освобождении за определенный выкуп.

Например, хозяин сказал ему: «Если ты выплатишь мне 1000 дирхемов, то ты свободен».Аллах Всевышний сказал: «Заключайте(договор об освобождении)с ними[с рабами], если знаете, что в них есть добро».—[Сура ан-Нур, аят 33].

4 ― Раб, освобождение которого связано с определенным фактором ― например, хозяин говорит своему рабу: «Когда наступит месяц Рамадан, ты свободен».

5 ― Раб, об освобождении которого было оставлено завещание. [Например, этот раб договорился с хозяином о выкупе себя из рабства за 2000 дирхемов. Он успел выплатить 1000 дирхемов, после чего умер, но оставил после себя 1500 дирхемов. Из оставленного им имущества выплачивают 1000 дирхемов хозяину, а оставшиеся 500 дирхемов делятся среди родственников этого раба].

6 ― Муба‘ад ― ( مُبَعَّضٌ ) ― это раб — ″мукатаб″, который уже выплатил определенную часть выкупа хозяину. А также к этой категории относят рабов, которыми владело несколько хозяев, а затем один из хозяев их освободил, и получилось, что часть человека [раба] находится в рабстве, а часть на свободе.

Относительно получения наследства этим видом рабов есть разногласие.

7 ― ″Мать ребенка″ ― ( أُمُّ وَلَدٍ ) ― это рабыня, которая родила ребенка от своего хозяина, после чего хозяин уже не имеет права дарить её кому-то или продавать. А когда этот хозяин скончается, она получает свободу.

Человек попадает в рабство в качестве воздаяния за своё неверие, поэтому нельзя взять в рабство мусульманина. Затем раб становится собственностью хозяина и остаётся рабом, даже если примет Ислам.

Раб не может получить наследство, даже если получит свободу до раздела имущества покойного. Раб не может получить наследство по той причине, что полученным им наследством автоматически завладел бы его хозяин, который является чужим человеком для покойного. Также раб ничего не оставляет после своей смерти в качестве наследства, ибо раб ничем не владеет.

Получают ли наследство родственники раба — ″мукатаб″, если он скончался, имея достаточную для освобождения сумму и добавку?!

Сказал ибн Рушд: «По мнению имама Малика этот раб умирает ″мукатабом″, по мнению Абу Ханифы – свободным, а по мнению аш-Шафи‘и и Ахмада – рабом. Поэтому постановление относительно этого вопроса строится на том, какого мнения придерживается ученый.

Шафи‘иты и ханбалиты считают, что нет промежуточного состояния между рабством и свободой, поэтому если умер ″мукатаб″, то он не считается свободным человеком. Этот раб станет свободным только тогда, когда выплатит оговоренный выкуп. А если он ещё не выплатил его и умер, то остаётся рабом.

Ханафиты считают, что освобождение этого раба претворилось с его смертью, ибо он оставил после себя имущество, которое обязан был выплатить хозяину, чтобы получить свободу. Получается, что он стал свободным именно тогда, когда заработал оговоренную сумму, даже если ещё не выплатил её хозяину.

Имам Малик считал, что этот ″мукатаб″ умер в промежуточном состоянии между рабством и свободой». —[См. «Бидаят уль-Муджтахид», 4/203-204].

Правильным мнением является мнение имама Малика, да помилует его Аллах. Согласно его мнению, этот человек умирает ″мукатабом″, поэтому из его имущества нужно выплатить хозяину ту сумму, которую раб остался должен в соответствии с договором о выкупе. А то, что осталось из его имущества после выплаты выкупа хозяину, распределяется среди его детей и родственников, которые не находятся в рабстве. [Например, человек стрелял на охоте в животное, а пуля случайно задела его отца, после чего тот скончался].

2 ― Убийство.

Если человек убил того, от кого по идее он должен был получить наследство, то он не получает ничего.

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн уль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Убийце наследодателя нет никакой доли из наследства». — [Хадис является достоверным из-за поддерживающих цепочек. См. «аль-Ируа», 6/116-117].

Учёные единогласны в том, что убийство наследодателя является фактором, который препятствует получению наследства. — [См. «аль-Иджма‘», (№ 320) ибн уль-Мунзира].

Однако они разногласили в том, какое именно убийство считается фактором, препятствующим получению наследства.

Шафи‘иты считают, что убийца [наследодателя] не получает наследство ни в коем случае, даже если он убил наследодателя в качестве возмездия, или в качестве шари‘атского наказания, и даже если убил его в целях самообороны или по ошибке. [3]

[Убийство в качестве возмездия] ― например, сын является судьей и выносит справедливое и соответствующее шари‘ату постановление о том, что его отца следует убить.

[Убийство в качестве шари‘атского наказания] ― например, сын участвует в забрасывании камнями своего отца, совершившего прелюбодеяние.

Ханбалиты считают, что убийца [наследодателя] не получает наследство только в том случае, если это убийство было совершено безо всякого права.

Убийство, совершенное безо всякого права – это убийство, после которого убийца должен либо быть убить, либо должен выплатить ″дию″*, либо должен совершить иные искупительные действия [намеренное убийство, а также убийство по ошибке].

*[Дия — компенсация за убийство или ранение, которую виновный выплачивает родственникам пострадавшего или ему самому].

Но если убийство было совершено в качестве справедливого возмездия, или в качестве шари‘атского наказания, или в целях самообороны, то убивший получает долю из наследства того, кого он убил. [Естественно, если ему отведена доля из этого наследства в соответствии с шари‘атом. Как мы уже говорили, например, человек убил отца в качестве шариатского наказания, и тому подобное].

Ханафиты считают, что убийца [наследодателя] не получает наследство только в том случае, если это убийство влечет за собой смертную казнь или определенные искупительные действия.

Также они отнесли к вышесказанному еще и следующие виды убийств: например, спящий человек вертелся во сне и упал на того, кто спал внизу, в результате чего тот умер; или, например, человек упал с крыши на другого человека, а тот умер. [В результате таких убийств человек, убивший своего наследодателя, также не получает наследство].

Но человек получает наследство, если он не совершил убийство собственноручно, а просто стал причиной смерти: например, вырыл яму, после чего в неё упал его наследодатель и погиб.

Также человек получает наследство, если он убил своего наследодателя в качестве воздаяния за убийство, которое совершил этот наследодатель.

Также убийца наследодателя получает наследство, если он в момент совершения убийства был еще ребенком или сумасшедшим.

Всё это не препятствует получению наследства, ибо данные виды убийств не влекут за собой смертную казнь или искупительные действия.

Маликиты считают, что убийца наследодателя не получает наследство только в том случае, если он убил его преднамеренно и несправедливо.

Если же убийство было совершено по ошибке, то убийца наследует из имущества убитого им наследодателя, но не наследует из выплаченной ″дии″. [Дия — компенсация за убийство или ранение, которую виновный выплачивает родственникам пострадавшего или ему самому].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...