Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. О причинах получения наследства.




Причин получения наследства, в которых единогласны все ученые – три*:

  • Супружеские узы;
  • Родственные узы;
  • Освобождение раба.

*[Об этом сказал Абу ‘Абдуллах, Мухаммад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Хасан ар-Рахаби – автор стихотворения «ар-Рахабия»].

Существуют также причины получения наследства, относительно которых обладатели знания разногласят:

1 ― Казна мусульман*ханбалиты и ханафиты сказали, что наследство не может перейти в казну мусульман ни в коем случае, даже если правитель этой страны является справедливым человеком.

*[То есть: может ли имущество какого-либо человека перейти по наследству не к его родственникам, а в казну мусульман].

Ведь, Аллах Всевышний сказал: «И обладатели родства[кровные родственники] (из числа верующих)– одни из них ближе к другим по книге Аллаха(в вопросах наследования), чем(другие)верующие и чем мухаджиры».—[Сура аль-Ахзаб, аят 6].

Шафи‘иты и некоторые маликиты сказали, что наследство [в определенных случаях] может переходить в казну мусульман, если правитель государства является справедливым. Если же он не является справедливым, то наследство не переходит в казну мусульман ни в коем случае.

Большинство маликитов заявили, что наследство может переходить в казну мусульман, даже если правитель государства не является несправедливым.

Что касается шафи‘итов, которые сказали, что наследство [в определенных случаях] может переходить в казну мусульман, если правитель государства является справедливым, то следует заметить, что сами они потеряли надежду увидеть такого правителя.

Сказал Сыбт аль-Маридини [один из крупных шафи‘итских ученых]: «Поистине, мы потеряли надежду увидеть справедливого правителя, пока не снизойдет Мессия ‘Иса, да благословит его Аллах и приветствует». — [См. «Иршад уль-Фарид», стр. 35].

Более правильным является мнение о том, что казна можно унаследовать имущество покойного, но только в том случае, если у него вообще не осталось никаких родственников, претендующих на наследство.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я наследую (имущество) того, у кого нет наследников». — [Абу Дауд, 2899; ибн Маджах, 2738. См. «Ируа уль-Гъалиль», 6/138].

Это касается той ситуации, когда у покойного вообще не осталось никаких родственников, претендующих на наследство.

2 ― Союзные договоры*― в начале Ислама это было причиной получения наследства.

Аллах Всевышний сказал: «Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю(из наследства)».—[Сура ан-Ниса, аят 33].

*[То есть: может ли имущество какого-либо человека перейти по наследству не к его родственникам, а к тем, с кем у него был союзный договор].

Затем это постановление было отменено и наследство стало распределяться по некоторым другим причинам: принятие ислама, переселение в Медину и религиозное братство.

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение(в Медину)и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те[жители Медины], которые дали убежище мухаджирам[переселенцам]и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны оказывать им помощь, пока они не совершат переселения».—[Сура аль-Анфаль, аят 72].

Если мужчина принимал Ислам и переселялся в Медину, то его наследство доставалось только тем, кто переселился с ним. Например, человек переселился в Медину вместе со своим братом, а его сын остался жить в стране неверия. В таком случае его наследство переходило к брату, а сын не получал ничего.

То же самое касалось ситуации, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал мухаджиров [переселенцев] и ансаров [жителей Медины] побратимами. Так вот, мухаджир получал наследство, если умирал его побратим из числа ансаров. Затем и это постановление было отменено.

Аллах Всевышний сказал: «И обладатели родства[кровные родственники] (из числа верующих)– одни из них ближе к другим по книге Аллаха(в вопросах наследования), чем(другие)верующие и чем мухаджиры». —[Сура аль-Ахзаб, аят 6]

3 ― Приведение человека в Ислам* ― имам Малик, имам аш-Шафи‘и, аль-Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури и имам аль-Бухари придерживались мнения, что наследство никогда не переходит по причине приведения человека в Ислам.

*[То есть: если представить, что ты привел неверующего в Ислам, а затем он скончался, то возникает вопрос, переходит ли часть его наследства к тебе или нет?!].

Имам Ахмад [ибн Ханбаль] считал, что человек, призвавший другого человека в Ислам, получает его наследство после его смерти.

Приверженцы второго мнения [мнения имама Ахмада] привели в качестве довода хадис, где Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:″Как следует поступать, если многобожник принял Ислам по причине кого-либо из мусульман?″Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:″Он больше всех остальных людей имеет право на его жизнь [на хорошие отношения при жизни] и на его смерть [на его наследство]». — [ат-Тирмизи, 2112; Ахмад, 4/102; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6413; ибн Маджах, 2752].

Однако этот хадис является слабым (да‘иф).

Более правильным является мнение о том, что наследство не переходит из-за приведения человека в Ислам. Приведение человека в Ислам не является причиной получения наследства.

Что касается хадиса Тамима ад-Дари, то он является слабым (да‘иф). Даже если бы хадис был достоверным, то фразу ″…больше всех имеет право на его жизнь и на его смерть…″следует понимать так: «…этот человек больше всех остальных людей должен помогать тому, кто привел его в Ислам, при жизни и молиться за него после смерти…». —[См. «Фатх уль-Бари», 12/48].Ведь, в этом хадисе нет ни слова о наследстве.

4 ― Ребенок-подкидыш* ― речь идёт о ребенке, который был брошен своими родными или потерялся, после чего не смог найти своих родственников.

*[То есть: получает ли человек наследство от найденного им на улице ребенка, которого он приютил в своей семье и воспитал].

Большинство обладателей знания считают, что воспитание такого ребенка не является причиной получения от него наследства. Именно это мнение является верным.

Сказал ибн уль-Мунзир, да помилует его Аллах: «Обладатели знания единогласны в том, что этот ребенок не становится рабом того, кто его нашёл.

В этом вопросе обладателям знания противоречил только Исхак, который сказал, что этот найденный ребенок подобен вольноотпущеннику того, кто его нашел и воспитал». — [См. «аль-Иджма‘», стр. 86, № 334]

Но дело в том, что это мнение также передаётся от [имама] Ахмада [ибн Ханбаля], и именно это мнение посчитал верным шейх уль-Ислям ибн Теймия. — [См. «аль-Инсаф», 6/423]

В качестве доказательства они использовали хадис Уасиля ибн аль-Аска‘а, да будет доволен им Аллах, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Женщина овладевает наследством троих: своего вольноотпущенника; ребенка, которого она нашла (и воспитала); и ребенка, по причине которого у неё произошло взаимное проклятие*». — [ат-Тирмизи, 2115; Абу Дауд, 2906; ибн Маджах, 2742; аль-Бейхакы, 6/240; Ахмад, 3/490. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «аль-Ируа», 1576].

Однако этот хадис является слабым (да‘иф).

*[Речь идёт о ситуации, когда муж обвинил свою супругу в том, что она родила ребенка от другого мужчины, а та, в свою очередь, отрицает это. В такой ситуации между ними происходит взаимное проклятие. Этот вопрос более подробно разбирается в других книгах по фикху].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...