Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правильным мнением является мнение имама Малика, да помилует его Аллах.




Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Обладатели знания единогласны в том, что если человек убил своего наследодателя преднамеренно, то он не получает ничего из его наследства. Противоречие в этом вопросе передаётся только от Са‘ида ибн уль-Мусеййаба* и [Са‘ида] ибн Джубейра*, и это является мнением хариджитов. На это мнение не следует опираться, ибо оно противоречит мнению всех остальных обладателей знания и шари‘атским доводам». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/488].

*[Са‘ид ибн уль-Мусеййиб аль-Кураши аль-Махзуми – один из известнейших ученых, крупный факых. Скончался после 90-го г.х. Сказал ‘Али ибн уль-Мадини: «Я не знаю среди последователей сподвижников кого-либо с более обширным знанием, чем Са‘ид ибн уль-Мусеййиб». См. «Такриб ат-Тахзиб».].

**[Са‘ид ибн Джубейр аль-Куфи – известный ученый, факых. Был несправедливо убит в 95 г.х.].

Сказал ибн уль-Мунзир, да помилует его Аллах: «Ученые единогласны в том, что убийца, совершивший преднамеренное убийство, не получает долю ни из наследства того, кого он убил, ни из ″дии″, выплаченной семье убитого». — [См. «аль-Иджма‘», № 320].

Что же касается человека, совершившего убийство наследодателя по ошибке, то он получает долю из оставленного им [то есть: убитым] наследства, ибо в данном случае никто не может обвинить его в том, что он убил своего наследодателя специально, чтобы получить его наследство.

Это – мнение имама Малика, Абу Саура, Исхака [ибн Рахауейха] [1], ‘Ата ибн Аби Рабаха [2], Муджахида [3], аз-Зухри [4], аль-Ауза‘и [5], ибн уль-Мунзира, а также это одно из мнений, передаваемых от Са‘ида ибн уль-Мусеййиба. Также это мнение посчитал верным имам [Абу ‘Абдуллах] аль-Куртуби, да помилует его Аллах. — [См. «Тафсир аль-Куртуби», 5/59].

[1] [Абу Мухаммад, Исхак ибн Ибрахим ибн Рахауейх аль-Ханзали – хафиз, известный ученый, современник имама Ахмада ибн Ханбаля. Скончался в 238 г.х.].

[2] [‘Ата ибн Аби Рабах аль-Макки – факых, известный и достойный ученый, благородный последователь сподвижников. Скончался в 114 г.х.].

[3] [Абу-ль-Хаджадж, Муджахид ибн Джабр аль-Макки – имам в толковании Корана и в других науках, ученик ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. Скончался после 100-го г.х.].

[4] [Абу Бакр, Мухаммад ибн Муслим ибн ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах ибн Шихаб аль-Кураши аз-Зухри – факых, хафиз, из самых известных и благородных ученых. Скончался приблизительно в 125-ом г.х.].

[5] [Абу ‘Амр, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр ибн Аби ‘Амр аль-Ауза‘и – факых, известный ученый. Скончался в 157-ом г.х.].

Человек, убивший наследодателя по ошибке, не получает долю из ″дии″, выплаченной родственникам убитого, так как насчет этого существует единогласное мнение учёных. [Это единогласное мнение передал ибн уль-Мунзир, да помилует его Аллах. См. «аль-Иджма‘», № 321].

Однако он получает долю из наследства своего наследодателя, которого он убил по ошибке, ибо Аллах Всевышний сказал: «[Верующие сказали:] Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись». —[Сура аль-Бакара, аят 286].

А также: «Не будет на вас греха, если вы(ненамеренно)совершите ошибку, а(будет грех)только в том(случае),(когда)вы вознамерились совершить такое в сердце». —[Сура аль-Ахзаб, аят 5].

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены».[ибн Маджах, 2045; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11274; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/216; аль-Бейхакы в «аль-Кубра», 7/356. Хадис является достоверным из-за поддерживающих цепочек. См. «аль-Ируа», 1/123].

Ошибка проявляется в следующем: человек собирался достичь своим действием определенной цели, но действие привело к тому, чего он не желал. Например, человек собирался убить неверующего, но случайно убил мусульманина. — [См. «Джами‘ уль-‘Улюми уа-ль-Хикам», стр. 535].

Убийцу лишают наследства, чтобы закрыть все пути к убийству. [То есть: чтобы у человека не было желания убить своего наследодателя, дабы побыстрее заполучить его имущество].

3 ― Различие религий.

Иначе говоря: наследодатель исповедует одну религию, а наследник – другую.

Передают со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». — [Абу Дауд, 2911; ибн Маджах, 2730; Ахмад, 2/170. Хадис хороший (хасан). См. «аль-Ируа», 6/120-121].

 

а) Получает ли мусульманин наследство от неверующего, если он когда-то освободил его из рабства?!

Более правильное мнение заключается в том, что даже в данном случае мусульманин не получает от него наследства. А доказательством является вышеупомянутый хадис:«Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Следует заметить, что в этом вопросе есть и противоположное мнение. Ученые, придерживающиеся этого мнения, привели в качестве довода следующий хадис.

Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от христианина[и христианки], если только этот христианин [или христианка] не был его рабом или его рабыней».

Этот хадис передал ад-Даракутни, но он является слабым (да‘иф). —[Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым (да‘иф). См. «аль-Ируа», 1715].

Сказал имам ад-Даракутни: «Более правильно, что это – слова самого Джабира, да будет доволен им Аллах, (а не слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». — [См. «ас-Сунан», 5/131].

 

б) Получает ли неверующий наследство от мусульманина, если он когда-то освободил его из рабства?!

Более правильное мнение заключается в том, что неверующий не наследует от мусульманина даже в данной ситуации. А доказательством также является вышеупомянутый хадис: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...