Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Более правильным является мнение имама Малика.




Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, выделил долю из наследства ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа женщине по имени Тамадур бинт аль-Асбаг аль-Кальбия, которую ‘Абду-р-Рахман развёл во время предсмертной болезни.

Это постановление ‘Усмана распространилось среди сподвижников, и никто его не порицал, поэтому можно назвать это единогласным мнением (иджма‘). — [См. «аль-Ируа», 6/159; «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/512].

Сказал ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах: «Фетву о том, что женщина, разведенная мужем во время его предсмертной болезни, получает долю из его наследства, вынесли ‘Умар [ибн уль-Хаттаб], ‘Усман [ибн ‘Аффан], ‘Али [ибн Аби Талиб], Убей ибн Ка‘б и другие сподвижники. С ними согласились все мухаджиры и ансары, в том числе, участники битвы при Бадре и участники присяги довольства*». — [См. «И‘ляму-ль-Мууакы‘ин», 3/226. Также см. «аль-Умм», (5/235) имама аш-Шафи‘и; «Маджму‘ аль-Фатауа», (31/368-372) ибн Теймии; «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/511; «аль-Маджму‘», 17/197].

*[Имеется в виду клятва на верность исламу и готовность в случае необходимости сражаться насмерть, принести которую в условиях возможного сражения с курайшитами пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший под деревом в Худайбие, потребовал от своих сподвижников].

Также этого мнения придерживались Шурейх [аль-Кады], ‘Уруа, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха‘и*, ас-Саури**, Абу Ханифа, Малик, ибн Аби Лейля*, а также это старое мнение имама аш-Шафи‘и. — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/511].

*[Ибрахим ибн Язид ибн Кайс ибн уль-Асуад ан-Наха‘и аль-Куфи, Абу ‘Имран – факых, благородный ученый. Скончался в 96-ом г.х.]

**[Суфьян ибн Са‘ид ибн Масрук ас-Саури аль-Куфи, Абу ‘Абдуллах – хафиз, факых, много поклонялся Аллаху, имам. Скончался в 161-ом г.х.].

***[‘Абду-р-Рахман ибн Аби Лейля аль-Ансари аль-Мадани – известный ученый. Скончался в 83-ом г.х.].

 

 

3 ― Освобождение раба.

Причиной получения наследства в данном случае является милость хозяина, который освободил своего раба. Тот, кто освободил раба, получает долю из его наследства [в случае его смерти] по единогласному мнению ученых.

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн Шаддада, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил дочери Хамзы долю из наследства раба, которого она когда-то освободила. — [Передали Са‘ид ибн Мансур в «ас-Сунан», № 173; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6399; ибн Маджах, 2734. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «аль-Ируа», 6/134-135].

Сообщается также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, покровительство над вольноотпущенником – это кусок плоти подобно родственным связям, поэтому его невозможно продать или подарить». — [Ибн Хиббан, 4950; аль-Хаким, 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным (сахих). См. «аль-Ируа», 1668].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил покровительство над вольноотпущенником с родственными связями. А раз родственные связи являются причиной получения наследства, то, значит, освобождение раба также является причиной получения наследства.

Подробное разъяснение этого вопроса последует далее по книге, если пожелает Аллах.

Но следует заметить, что в данном случае наследование происходит только с одной стороны: хозяин получает наследство раба, которого он освободил, но освобожденный раб не получает долю из наследства своего бывшего хозяина.

Исключением является лишь одна ситуация, когда хозяин освободил своего раба, а затем оказался в землях, где ведется война, и попал в плен. Затем его выкупил этот вольноотпущенник и освободил его из рабства. В данной ситуации каждый из них является вольноотпущенником другого, поэтому они получают друг от друга наследство.

Полезное примечание

Сказал аш-Шаншури: «Причины получения наследства можно разделить на три вида:

1 ― Когда наследование происходит с обеих сторон: бракосочетание[муж наследует от жены, а жена от мужа].

2 ― Когда наследование происходит только с одной стороны: покровительство над бывшим рабом[хозяин наследует от раба, но раб не наследует от бывшего хозяина].

3 ― Когда наследование происходит иногда с двух сторон[например, сын получает наследство отца, а отец – наследство сына], а иногда – с одной[например, племянник получает наследство от своей тети со стороны отца, но эта тетя не получает наследство от своего племенника]: родственные связи». — [См. «Фатх уль-Кариби-ль-Муджиб», стр. 11].

  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...