Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правильным является мнение большинства.




Это – мнение имама Ахмада, имама Абу Ханифы и имама Малика. Также это мнение передаётся от имама аш-Шафи‘и.

Если родственная связь устанавливается посредством признания кого-либо из родственников или посредством свидетельства двух справедливых и религиозных мусульман, то устанавливается и право на наследство.

Что же касается «замкнутой цепи постановлений», то на неё не обращают никакого внимания и она не является препятствием для получения наследства.

 

______________________________________________

 

 

4 ― Взаимное проклятие —[аль-ли‘ан]*.

*[Взаимное проклятие имеет место в следующей ситуации: когда мужчина обвиняет свою супругу в совершении прелюбодеяния, но у него нет ясного доказательства на этот счёт, а супруга целиком и полностью отвергает эти обвинения. Или же мужчина утверждает, что ребенок, которого родила его супруга, не является его ребенком, но у него нет ясного доказательства на этот счёт, а супруга целиком и полностью отвергает эти обвинения.

В такой ситуации они прибегают ко взаимному проклятию, как на это указал Аллах Всевышний: «А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он [муж] говорит правду, (обвиняя жену), и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. Наказание будет отвращено от нее [от жены], если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет, и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду». (Сура ан-Нур, аяты 6-9).

Когда они совершают такое взаимное проклятие, то между ними происходит расставание навсегда. А ребенок в данном случае не приписывается к мужчине, но и женщину не называют прелюбодейкой].

Имам Малик, да помилует его Аллах, считал, что данное обстоятельство препятствует получению наследства.

Однако более правильно, что взаимное проклятие не считается препятствующим фактором. В данном случае эти люди [муж и ребенок его бывшей жены] не получают друг от друга наследство по той причине, что между ними не установлена родственная связь. Также этот мужчина и эта женщина не наследуют друг от друга, ибо между ними уже нет брачных уз.

Имам Малик, да помилует его Аллах, считал, что если женщина родила двух близнецов, а муж не признал их, и произошло взаимное проклятие, то эти два близнеца всё равно считаются родными братьями [по отцу и матери]. Поэтому они получают друг от друга наследство именно так, как полагается двум родным братьям [по отцу и матери]. И это в отличие от двух близнецов, родившихся в результате прелюбодеяния, — они получают наследство друг от друга так, как полагается двум родным братьям по матери.

Но имамы Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и Ахмад, да помилует их Аллах, считали, что если женщина родила двух близнецов, а муж не признал их, и произошло взаимное проклятие, то эти два близнеца считаются братьями по матери. Они получают наследство друг от друга так, как полагается двум братьям по матери.

Согласно этому мнению, они в вопросах получения наследства подобны двум близнецам, которые родились в результате прелюбодеяния.

Правильным в данном вопросе является мнение Абу Ханифы, аш-Шафи‘и и Ахмада.

________________________________________________

5 ― Неизвестность даты смерти.

Это обстоятельно не относится к препятствующим обстоятельствам, но в данном случае получение наследства отсутствует из-за отсутствия одного из условий. Ведь, одним из условий получения наследства является то, что наследник должен остаться в живых после наследодателя. [Мы уже говорили об этом в главе об условиях деления наследства — наследство делится только среди тех, кто остался жив после смерти обладателя имущества]. Поэтому ученые в вопросах наследства выделяют отдельные главы, в которых рассматриваются вопросы, связанные с утонувшими или погибшими под завалами.

Если точно известно, что наследодатель умер раньше, а наследник – позже, то этот наследник получает от него наследство. [Так как этот наследник уже умер, то это наследство уже делится между его наследниками]. Если точно известно, что два родственника скончались одновременно, то они не наследуют друг от друга. [Наследство в данном случае получают те родственники, которые остались в живых]. Относительно этого существует единогласное мнение ученых. Если же неизвестно, кто из них скончался раньше, а кто – позже, то они также не наследуют друг от друга.

________________________________________________

Сказал Ибрахим ибн ‘Абдуллах аль-Ханбали: «В общем, в этой главе упоминают восемь факторов, препятствующих получению наследства. Относительно трёх из них существует единогласное мнение ученых:

  • Рабство;
  • Убийство;
  • Различие религий.

Согласно мнению ханбалитов, к факторам, препятствующим получению наследства, относят только эти три. Дело в том, что они приписали вероотступничество (ридда) к третьему фактору – различие религий.

4 ― Вероотступничество (ридда)― шафи‘иты называют вероотступничество фактором, препятствующим получению наследства. Представители других мазхабов приписали вероотступничество (ридда) к третьему фактору – различие религий.

5 ― Проживание на разных землях― это касается только неверующих: когда один неверующий является зиммием, а второй – проживает на земле неверия. Только ханафиты и шафи‘иты считают это обстоятельство фактором, препятствующим получению наследства.

6 ― Взаимное проклятие― это обстоятельство назвали фактором, препятствующим получению наследства, только маликиты и ученый Таджу-д-дин аль-Джа‘бари, который был шафи‘итом. Он заявил об этом в своём стихотворении «Назм аль-Ляали», но это мнение было опровергнуто.

7 ― Замкнутая цепь постановлений― только шафи‘иты считают это обстоятельство фактором, препятствующим получению наследства.

8 ― Сомнение в том, кто из двух скончавшихся скончался раньше― это обстоятельство назвали фактором, препятствующим получению наследства, некоторые маликиты, но это мнение было опровергнуто». — [См. «аль-‘Азб аль-Фаид», 1/55-56].

Сказал Ибрахим ибн ‘Абдуллах аль-Ханбали: «Следовательно, мы понимаем, что согласно мнению ханбалитов существует только три фактора, которые препятствуют получению наследства. Что же касается ханафитов, то они упомянули четыре таких фактора. Что касается маликитов, то среди них на этот счёт два мнения: либо четыре фактора, либо пять. Что касается шафи‘итов, то согласно их мнению факторов, препятствующих получению наследства, шесть». — [См. «аль-‘Азб аль-Фаид», 1/55-56].

 

Следует заметить, что люди, в вопросах получения наследства, делятся на четыре группы:

1 ― Люди, которые не наследуют и не являются наследодателями― это раб и вероотступник (муртадд).

2 ― Люди, которые наследуют, но сами не являются наследодателями ― речь идёт о пророках, да благословит их Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наше имущество не может быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть милостыня». — [аль-Бухари, 3093; Муслим, 1757].

А мудрость этого постановления в том, чтобы никто из их наследников не желал их смерти, тем самым обрекая себя на погибель. К тому же имущество пророков остаётся после их смерти в качестве милостыни, а это еще больше увеличивает их вознаграждение.

Как же тогда быть со словами Аллаха Всевышнего, Который сообщил о словах Закарии, мир ему: «Даруй же мне от Тебя наследника, который унаследует от меня и от семейства Я‘куба. И сделай его, Господи, угодником». —[Сура Марьям, аяты 5-6].

Под «наследством» здесь имеется в виду знание, мудрость, пророчество, призыв к Аллаху, претворение в жизнь Его религии. Именно поэтому в аяте сказано: «…унаследует от меня и от семейства Я‘куба».Известно, что семейство Я‘куба уже скончалось, поэтому он мог унаследовать от них только знание, пророчество и религию.

То же самое касается слов Всевышнего: «И унаследовал Сулейман(от) (своего отца) Дауда».—[Сура ан-Намль, аят 16].

Под «наследством» здесь имеется в виду пророчество, знание или власть.

3 ― Люди, которые не наследуют, но сами являются наследодателями ― речь идёт о плоде, который родился мертвым в результате выкидыша из-за преступления против женщины. [Этот вопрос был рассмотрен ранее].

В данном случае потенциальные наследники этого ребенка делят между собой ту компенсацию, которая была выплачена преступником.

4 ― Люди, которые наследуют и сами являются наследодателями ― а это все остальные люди, помимо тех, кто был упомянут среди первых трёх групп.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...