Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первичный рынок ценных бумаг




Первичный рынок ценных бумаг -это отношения между его участниками, в результате которых цен­ные бумаги выпускаются в обращение или появляются на рынке. Основой первичного рынка являются отношения между эмитентом, выдающим ценную бумагу и инвестором, получающим ценную бумагу.

Размещение эмиссионных ценных бумаг— это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом в пользу первого владельца путем заключения гражданско-правовых сделок

Эмиссияэто последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Размещение представляет один из этапов процедуры эмиссии.         

По российскому законодательству к эмиссионным ценным бумагамотносятся только три их вида: акция, опцион эмитента (на акции) и облигация (в том числе и государственная). Все остальные российские ценные бумаги являются с юридической точки зрения неэмиссионными.

Андеррайтер — это профессиональный участник на фондовом рынке, который по договору с эмитентом оказывает услуги, свя­занные с размещением его ценных бумаг на рынке, за соответству­ющее вознаграждение.

Эмиссия — это правовой порядок разме­щения ценных бумаг. Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

1.Принятие решения о размещении ценной бумаги. Решение о вы­пуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций — только советом директоров или испол­нительным органом коммерческой организации.

2.Утверждение решения о выпуске ценной бумаги. Данное утверж­дение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации, например, советом директоров и скрепляется печатью эмитента.

3.Государственная регистрация выпуска ценной бумаги. Проце­дура включает рассмотрение пакета документов эмитента и в случае поло­жительного решения присвоение выпуску индивидуального государственного регист­рационного номера.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

4.Размещение выпуска ценной бумаги. Может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в ре­шении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государ­ственной регистрации.

     Виды размещения:

По очередностиразмещениебывает:

-Первичное размещение — это первое размещение ценной бумаги данного эмитента на рынке. Оно имеет место, когда: акционерное общество только учреждается; коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги на рынок; компания размещает какой-то новый вид пенной бумаги, ко­торый ранее она не выпускала.

-Вторичное размещение (вторичная эмиссия)— это повторный ивсе последующие выпуски тех или иных ценных бумаг данной ком­мерческой организации.

По способу размещенияэмиссия может осуществляться путем:

-Распределение ценных бумаг это их размещение среди заранее известногокруга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмис­сия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций.

Распределение акций имеет место в двух случаях: при учреждении акционерного общества, в этом случае уч­редители делают взносы в уставный капитал в форме денег или имущества, но нет юридической покупки акций или когда источником увеличения уставного капитала акционерного общества является его собственный капитал (добавочный, нераспределенная прибыль и др.). В этом случае акцио­неры получают акции без какой-либо оплаты, безвозмездно.

-Подпискаэто размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). В случае акций подписка представляет собой их размещение при увеличении ус­тавного капитала путем размещения дополнительных акций.

Подписка может осуществляться в двух формах:

закрытая - это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов, определяемо­го условиями размещения;

открытая - это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов.

-Конвертацияэто размещение одного вида ценной бумаги пу­тем ее обмена на другой вид на заранее установленных условиях. Допускается конвертация:

-облигаций в облигации, привилегированные акции и обык­новенные акции;

-привилегированных акций в привилегированные акции и обыкновенные акции;

-обыкновенных акций в обыкновенные акции при реоргани­зации акционерного общества. Не разрешается конвертация обыкновенных акций в облигации или привилегированные акции.

-Обмен (как юридический способ размещения) — это размеще­ние акций акционерного общества, созданного в результате пре­образования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. В данном случае имеет место не обмен акции на день­ги, а обмен долей или паев указанных организаций на акции возникшего на их основе акционерного общества.

-Приобретение (как юридический способ размещения) — это раз­мещение акций вновь возникшего акционерного общества в ре­зультате его выделения из другого акционерного общества или пре­образования в акционерное общество государственного предпри­ятия или некоммерческого партнерства.

5.Государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Эми­тент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет пред­ставляется в орган государственной регистрации.

6.Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно вклю­чает:

регистрацию проспекта ценной бумаги(Проспект ценной бумаги — это доку­мент, составленный по установленной законом форме, содержа­щий сведения об эмитенте, о его финансовом состоянии и о пред­стоящем выпуске ценной бумаги);

раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.  (Раскрытие информации эмитентом — это процесс обеспечения ее доступности всем заинтересованным в ней лицам. Эмитент обязан опубликовать сведения о государственной регистрации выпуска своих ценных бумаг в средствах массовой информации, тиражом не менее:

10 тыс. экземпляров в случае открытой подписки;

1 тыс. экземпляров в случае закрытой подписки).

 

Вторичный рынок ценных бумаг

Вторичный рынок ценных бумаг– совокупность отношений по поводуотчуждения ценных бу­маг между участниками рынка, возникающих после процесса их выпуска (размещения).

В юридическом смысле вторичный рынок представляет собой бесконечную череду переходов прав собственности на ранее раз­мещенные (эмитированные) ценные бумаги, или их отчуждения.

Основу отношений на вторичном рынке составляют отноше­ния между владельцами ценных бумаг (инвесторами). Однако на вторичном рынке могут иметь место и отношения между инвесто­рами и эмитентами. Но они представляют собой отношения по поводу прекращения существования ценной бумаги. На практике такого рода от­ношения возникают в двух случаях:

-при окончательном изъятии ценной бумаги из обращения. В этом случае имеет место процесс погашения ценной бума­ги ее эмитентом. Такое возможно, например, когда истек срок существования облигации; когда по условиям эмиссии эмитент обязан выкупить ее досрочно по требованию инвес­тора; когда эмитент обязан выкупить часть своих акций на рынке при уменьшении уставного капитала акционерного общества;

-при временном изъятии ценной бумаги из обращения. Вре­менный выкуп эмитентом акций у акционеров возникает в случаях, предусмотренных законом. Но акции сразу не по­гашаются. В течение года эмитент может снова продать эти ранее выкупленные акции, а если это ему не удается, он обя­зан их погасить (т. е. изъять изобращения окончательно).

 

 

5. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

 

Профессиональные участники рынка — это лицензированные юриди­ческие лица, которые осуществляют виды деятельности на ком­петентной и на коммерческой основе, в соответ­ствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг

Брокерская деятельность

Это деятельность по со­вершению сделок с ценными бумагами от имени клиента и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных цен­ных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет кли­ентана основании возмездныхдоговоров с клиентом.

Брокерская деятельность может осу­ществляться на основе следующих договоров;

-договор поручения;

-договор комиссии;

-договор агентирования.

Договор поручения. Его характеристиками являются:

1.  по данному до­говору брокер называется поверенным, клиент — доверите­лем. Клиент выдает брокеру доверенность на совершение действий, предусмотренным договором;

2.брокер обязуется совершить от имени клиента и за его счет куплю-продажу ценных бумаг;

3.права и обязанности по сдел­ке, совершенной брокером, возникают непосредственно уса­мого клиента;

4. в обязанности брокера входит: а)исполнить поручение клиента; б)информировать клиента о ходе исполнения; в)передавать без задержек ценные бумаги или деньги; г)после  прекращения дей­ствия договора брокер должен вернуть доверенность кли­енту.

5. клиент уплачивает брокеру вознаграж­дение и понесенные издержки.

В соответствии с договором поручения брокер является лишь посредником в заключении договора купли-продажи ценной бу­маги, но не посредником в движении денег и ценных бумаг.

Договор комиссии. Его основными характеристиками являются:

1. по данному до­говору брокер называется комиссионером, клиент — коми­тентом;

2.брокер обязуется по поручению кли­ента совершить от своего имени и за счет клиента куплю-прода­жу ценных бумаг;

3. в отличие от договора поручения,права и обязанности по сделке, совершенной брокером как комиссионером, воз­никают непосредственно у самого брокера, даже если кли­ент назван в сделке и вступил в отношения с третьим лицом по исполнению сделки;

 4. обязанности брокера входит: а)исполнить поручение (приказ) клиента на наиболее вы­годных для клиента условиях; если брокер исполнит до­говор на условиях, более выгодных, чем условия, установленные клиентом, то дополнительная выгода делится между ними; б)информировать клиента о ходе исполнения его поручения; в)передавать без задержек ценные бумагиили деньги по со вершенным сделкам; в)брокер не вправе отказаться от исполнения договора комиссии, если срок договора еще не истек; г)в обязанности брокера не входит отвечать перед клиентом за неисполнение третьим лицом сделки, кроме случаев, когда он не проявил необходимой осмотрительности в вы­боре этого лица либо принял на себя ручательство за ис­полнение сделки (которое называется «делькредере»);

5. клиент уплачивает брокеру вознаграждение и понесенные издержки в соответствии с условиями договора. Право брокера на вознаграждение сохраняется, даже если договор не был исполнен по воле клиента.

В соответствии с договором комиссии брокер является "функ­ционирующим» посредником, так как непосредственно через него осуществляется движение денег и ценных бумаг.

Договор агентирования. Его особенными характеристиками яв­ляются:

1. по данному до­говору брокер называется агентом, клиент — принципалом. Клиент выдает брокеру доверенность на совершение дей­ствий, предусмотренным договором;

2.брокер обязуется за вознаграждение со­вершить по поручению клиента юридические действия от своего имени, но за счет клиента (брокер становится обязанным по договору), или от имени клиента и за счет клиента (обязанным по договору становится клиент);

3.суть договора агентирования в том, что он представляет собой ком­бинацию в одном договоре сразу двух договоров — поручения и комиссии, поэтому в зависимости от характера взаимоотношений между брокером и клиентом на него распространяются нормы то первого, то второго вида договора.

 

Основные функции брокера:

-совершение сделок с ценными бумагами (следует отметить, что брокер может совершать эти сделки, как в интересах сво­их клиентов, так и в собственных интересах);

-сопровождение операций с ценными бу­магами (методическое, правовое, бухгалтерское, и т.п.);

-информационное и консультационное обслуживание клиен­тов, в том числе особенно относительно возможных рисков клиента на рынке ценных бумаг;

-оказание услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг; сюда относится и деятельность брокера в качестве финансо­вого консультанта путем оказания эмитенту услуг по подготовке проспекта ценных бумаг;

-страхование операций клиентов и др.

 

Клиентский приказэто поручение клиента брокеру о том, что он должен сделать с ценными бумага­ми или денежными средствами клиента на РЦБ.

Клиентские приказы могут быть либо на покупку, либо на про­дажу.

По уровню цены приказы принято разделять на:

 1. рыночный - это приказ клиента на покупку или продажу ценной бумаги (на рыночном языке это еще называется открыти­ем или закрытием рыночной позиции клиента) по текущей ры­ночной цене.

Ключевые принципы рыночного приказа:

-исполняется брокером по наилучшей из предлагаемых на момент реализации приказа цен. Это означает, что брокер дол­жен купить ценную бумагу по наименьшей из имеющихся рыночных котировок (одновременных предложений) на про­дажу или должен продать ценную бумагу клиента по наи­большей из имеющихся на рынке котировок (одновремен­ных предложений) на покупку ее;

-отдавая рыночный приказ, клиент не знает, по какой конкретной цене он будет исполнен, но он уверен, что приказ будет обязательно исполнен.

При исполнении рыночного приказа брокер может выполнить его как в целом, так и по частям по своему усмотрению в зависи­мости от ситуации на рынке.

Клиентские приказы, отданные до начала торговли, должны быть исполнены при открытии торговли, а приказы, отданные в ходе торгов, исполняются незамедлительно по мере поступления.

2. лимитный Это приказ, в котором клиентом устанавли­вается предельная цена его исполнения.

Лимитный приказ на покупку — это приказ, в котором клиент устанавливает наибольшую сумму, которую он готов заплатить за покупку ценной бумаги.

Лимитный приказ на продажу — это приказ, в котором клиент устанавливает наименьшую сумму, по которой он готов продать свою ценную бумагу.

Недостаток лимитного приказа состоит в том, что если рыноч­ная цена в своем движении вверх превысила лимитную цену по­купки или в своем движении вниз упала ниже лимитной цены про­дажи, то в этой ситуации он не может быть выполнен, а потому клиент может понести ничем не ограниченные убытки, так как цена может упасть еще сильнее.  

3.стоп-приказили приказ «стоп-лосс». Это приказ, который пре­вращается в рыночный приказ при достижении рыночной ценой указанной в приказе цены, или стоп-цены.

Стоп-приказ на покупку — это приказ, в соответствии с которым в ситуации, когда в своем движении вверх рыночная цена достигла уровня стоп-цены, брокер должен купить ценную бумагу по стоп-цене или выше;

Стоп-приказ на продажу — это приказ, в соответствии с кото­рым в ситуации, когда в своем движении вниз рыночная цена до­стигла уровня стоп-цены, брокер должен продать ценную бумагу по стоп-цене или ниже.

4. стоп-лимитный приказ. Это приказ, который содержит и ли­митную цену, и стоп-цeнy. Его идея состоит как бы в соединении преимуществ лимитного приказа и стоп-приказа — в случае, если рыночная цена достигает установленной стоп-цены, приказ неза­медлительно выполняется по текущей рыночной цене, но не выше (или не ниже) установленной лимитной цены.

Стон-лимитный приказ на покупку — это приказ, который в си­туации роста рыночной цены выполняется, как только она превы­сит уровень стоп-цены, но при этом покупка должна быть выпол­нена брокеромпо цене не выше установленной лимитной цены. В противном случае приказ отменяется. В ситуации падения рыноч­ной цены стоп-лимитный приказ на покупку теряет практический смысл, так как любые ограничения по цене покупки только при­носят вред инвестору.

В стоп-лимитномприказе на покупку лимитная цена всегда больше стоп-цены.

Стон-лимитный приказ на продажу — это приказ, который в ситуации снижения рыночной цены выполняется, как только она в своем падении достигнет уровня стоп-цены, но при этом прода­жа должна быть выполнена брокером по цене не ниже установ­ленной лимитной цены. В противном случае приказ отменяется. В ситуации роста рыночной цены стоп-лимитный приказ на про­дажу не отдается.

В стоп-лимитном приказе на продажу лимитная цена всегда меньше стоп-цены.

Стоп-лимитный приказ ограничивает возможные убытки кли­ента не вообще, а только в пределах разницы между стоп- и ли­митной ценой.

По сроку действия приказы подразделяются на:

Срочный приказ. Это приказ, в котором содержится конкрет­ный срок (сроки) его исполнения. Основные виды срочных при­казов следующие:

дневной — это приказ, который должен быть исполнен в те­чение текущего торгового дня. В случае его неисполнения по каким-то причинам приказ отменяется. К дневным при­казам относятся любые приказы, в которых не указан срок исполнения;

с фиксированным сроком — это приказ, в котором указан кон­кретный срок, в течение которого он должен быть испол­нен, а в случае неисполнения — отменен;

с немедленным исполнением — это приказ, который должен быть исполнен максимально быстро. Его возможные разно­видности:

-приказ «исполнить или отменить» — данный приказ дол­жен быть выполнен брокером немедленно или отменен;

-приказ, подлежащий исполнению по открытию биржи, — приказ, который вводится в торговую систему в течение нескольких минут после открытия биржи и должен быть исполнен в течение установленного правилами биржи временного отрезка;

-приказ, подлежащий исполнению по закрытию биржи, — приказ, который вводится в торговую систему в течение торгового дня, но должен быть исполнен максимально близко к моменту закрытия торгового дня биржи.

Открытый приказ. Это приказ, который остается на рынке до его исполнения или до его отмены клиентом.

 

Дилерская деятельность

Это совершение сделоккуп­ли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определен­ных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным, осуществляющим такую деятельность лицом.

По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством.

Маркет-мейкер это дилер, который как бы отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бу­магу в зависимости от складывающегося спроса и предложенияна нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг, и поэтому он лучше всех других участников рынка может отслеживать динамику ее рыночной цены.

Дилерами на рынке обычно выступают крупные компании, рас­полагающие солидным собственным капиталом, без которого про­сто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в «рабочем» состоянии. У дилера в обычном случае должно всегда иметься не­обходимое количество бумаг (собственный «портфель»), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка «избыточное» количе­ство этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.

Дилеры работают на рынке чаще всего с брокерами. В отличие от дохода брокера доход дилера складывается из раз­ницы между ценой продаваемых им бумаг и ценой их покупки у других участников рынка.

Основные функции дилера:

-функции, которые выполняет брокер на рынке ценных бумаг, включая функции финансового консультанта;

-организация и поддержание оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство);

-объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соот­ветствующей торговой системе;

-обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа;

-установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам;

-установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...