Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первичный рынок ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг -это отношения между его участниками, в результате которых ценные бумаги выпускаются в обращение или появляются на рынке. Основой первичного рынка являются отношения между эмитентом, выдающим ценную бумагу и инвестором, получающим ценную бумагу. Размещение эмиссионных ценных бумаг— это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом в пользу первого владельца путем заключения гражданско-правовых сделок Эмиссия – это последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Размещение представляет один из этапов процедуры эмиссии. По российскому законодательству к эмиссионным ценным бумагамотносятся только три их вида: акция, опцион эмитента (на акции) и облигация (в том числе и государственная). Все остальные российские ценные бумаги являются с юридической точки зрения неэмиссионными. Андеррайтер — это профессиональный участник на фондовом рынке, который по договору с эмитентом оказывает услуги, связанные с размещением его ценных бумаг на рынке, за соответствующее вознаграждение. Эмиссия — это правовой порядок размещения ценных бумаг. Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы: 1.Принятие решения о размещении ценной бумаги. Решение о выпуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций — только советом директоров или исполнительным органом коммерческой организации. 2.Утверждение решения о выпуске ценной бумаги. Данное утверждение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации, например, советом директоров и скрепляется печатью эмитента. 3.Государственная регистрация выпуска ценной бумаги. Процедура включает рассмотрение пакета документов эмитента и в случае положительного решения присвоение выпуску индивидуального государственного регистрационного номера. Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. 4.Размещение выпуска ценной бумаги. Может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в решении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государственной регистрации. Виды размещения: По очередностиразмещениебывает: -Первичное размещение — это первое размещение ценной бумаги данного эмитента на рынке. Оно имеет место, когда: акционерное общество только учреждается; коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги на рынок; компания размещает какой-то новый вид пенной бумаги, который ранее она не выпускала. -Вторичное размещение (вторичная эмиссия)— это повторный ивсе последующие выпуски тех или иных ценных бумаг данной коммерческой организации. По способу размещенияэмиссия может осуществляться путем: -Распределение ценных бумаг — это их размещение среди заранее известногокруга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций. Распределение акций имеет место в двух случаях: при учреждении акционерного общества, в этом случае учредители делают взносы в уставный капитал в форме денег или имущества, но нет юридической покупки акций или когда источником увеличения уставного капитала акционерного общества является его собственный капитал (добавочный, нераспределенная прибыль и др.). В этом случае акционеры получают акции без какой-либо оплаты, безвозмездно. -Подписка — это размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). В случае акций подписка представляет собой их размещение при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. Подписка может осуществляться в двух формах: закрытая - это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов, определяемого условиями размещения; открытая - это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов. -Конвертация — это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой вид на заранее установленных условиях. Допускается конвертация: -облигаций в облигации, привилегированные акции и обыкновенные акции; -привилегированных акций в привилегированные акции и обыкновенные акции; -обыкновенных акций в обыкновенные акции при реорганизации акционерного общества. Не разрешается конвертация обыкновенных акций в облигации или привилегированные акции. -Обмен (как юридический способ размещения) — это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. В данном случае имеет место не обмен акции на деньги, а обмен долей или паев указанных организаций на акции возникшего на их основе акционерного общества. -Приобретение (как юридический способ размещения) — это размещение акций вновь возникшего акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или преобразования в акционерное общество государственного предприятия или некоммерческого партнерства. 5.Государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет представляется в орган государственной регистрации. 6.Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно включает: • регистрацию проспекта ценной бумаги(Проспект ценной бумаги — это документ, составленный по установленной законом форме, содержащий сведения об эмитенте, о его финансовом состоянии и о предстоящем выпуске ценной бумаги); • раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии. (Раскрытие информации эмитентом — это процесс обеспечения ее доступности всем заинтересованным в ней лицам. Эмитент обязан опубликовать сведения о государственной регистрации выпуска своих ценных бумаг в средствах массовой информации, тиражом не менее: 10 тыс. экземпляров в случае открытой подписки; 1 тыс. экземпляров в случае закрытой подписки).
Вторичный рынок ценных бумаг Вторичный рынок ценных бумаг– совокупность отношений по поводуотчуждения ценных бумаг между участниками рынка, возникающих после процесса их выпуска (размещения). В юридическом смысле вторичный рынок представляет собой бесконечную череду переходов прав собственности на ранее размещенные (эмитированные) ценные бумаги, или их отчуждения. Основу отношений на вторичном рынке составляют отношения между владельцами ценных бумаг (инвесторами). Однако на вторичном рынке могут иметь место и отношения между инвесторами и эмитентами. Но они представляют собой отношения по поводу прекращения существования ценной бумаги. На практике такого рода отношения возникают в двух случаях: -при окончательном изъятии ценной бумаги из обращения. В этом случае имеет место процесс погашения ценной бумаги ее эмитентом. Такое возможно, например, когда истек срок существования облигации; когда по условиям эмиссии эмитент обязан выкупить ее досрочно по требованию инвестора; когда эмитент обязан выкупить часть своих акций на рынке при уменьшении уставного капитала акционерного общества; -при временном изъятии ценной бумаги из обращения. Временный выкуп эмитентом акций у акционеров возникает в случаях, предусмотренных законом. Но акции сразу не погашаются. В течение года эмитент может снова продать эти ранее выкупленные акции, а если это ему не удается, он обязан их погасить (т. е. изъять изобращения окончательно).
5. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
Профессиональные участники рынка — это лицензированные юридические лица, которые осуществляют виды деятельности на компетентной и на коммерческой основе, в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг Брокерская деятельность Это деятельность по совершению сделок с ценными бумагами от имени клиента и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиентана основании возмездныхдоговоров с клиентом. Брокерская деятельность может осуществляться на основе следующих договоров; -договор поручения; -договор комиссии; -договор агентирования. Договор поручения. Его характеристиками являются: 1. по данному договору брокер называется поверенным, клиент — доверителем. Клиент выдает брокеру доверенность на совершение действий, предусмотренным договором; 2.брокер обязуется совершить от имени клиента и за его счет куплю-продажу ценных бумаг; 3.права и обязанности по сделке, совершенной брокером, возникают непосредственно усамого клиента; 4. в обязанности брокера входит: а)исполнить поручение клиента; б)информировать клиента о ходе исполнения; в)передавать без задержек ценные бумаги или деньги; г)после прекращения действия договора брокер должен вернуть доверенность клиенту. 5. клиент уплачивает брокеру вознаграждение и понесенные издержки. В соответствии с договором поручения брокер является лишь посредником в заключении договора купли-продажи ценной бумаги, но не посредником в движении денег и ценных бумаг. Договор комиссии. Его основными характеристиками являются: 1. по данному договору брокер называется комиссионером, клиент — комитентом; 2.брокер обязуется по поручению клиента совершить от своего имени и за счет клиента куплю-продажу ценных бумаг; 3. в отличие от договора поручения,права и обязанности по сделке, совершенной брокером как комиссионером, возникают непосредственно у самого брокера, даже если клиент назван в сделке и вступил в отношения с третьим лицом по исполнению сделки; 4. обязанности брокера входит: а)исполнить поручение (приказ) клиента на наиболее выгодных для клиента условиях; если брокер исполнит договор на условиях, более выгодных, чем условия, установленные клиентом, то дополнительная выгода делится между ними; б)информировать клиента о ходе исполнения его поручения; в)передавать без задержек ценные бумагиили деньги по со вершенным сделкам; в)брокер не вправе отказаться от исполнения договора комиссии, если срок договора еще не истек; г)в обязанности брокера не входит отвечать перед клиентом за неисполнение третьим лицом сделки, кроме случаев, когда он не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (которое называется «делькредере»); 5. клиент уплачивает брокеру вознаграждение и понесенные издержки в соответствии с условиями договора. Право брокера на вознаграждение сохраняется, даже если договор не был исполнен по воле клиента. В соответствии с договором комиссии брокер является "функционирующим» посредником, так как непосредственно через него осуществляется движение денег и ценных бумаг. Договор агентирования. Его особенными характеристиками являются: 1. по данному договору брокер называется агентом, клиент — принципалом. Клиент выдает брокеру доверенность на совершение действий, предусмотренным договором; 2.брокер обязуется за вознаграждение совершить по поручению клиента юридические действия от своего имени, но за счет клиента (брокер становится обязанным по договору), или от имени клиента и за счет клиента (обязанным по договору становится клиент); 3.суть договора агентирования в том, что он представляет собой комбинацию в одном договоре сразу двух договоров — поручения и комиссии, поэтому в зависимости от характера взаимоотношений между брокером и клиентом на него распространяются нормы то первого, то второго вида договора.
Основные функции брокера: -совершение сделок с ценными бумагами (следует отметить, что брокер может совершать эти сделки, как в интересах своих клиентов, так и в собственных интересах); -сопровождение операций с ценными бумагами (методическое, правовое, бухгалтерское, и т.п.); -информационное и консультационное обслуживание клиентов, в том числе особенно относительно возможных рисков клиента на рынке ценных бумаг; -оказание услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг; сюда относится и деятельность брокера в качестве финансового консультанта путем оказания эмитенту услуг по подготовке проспекта ценных бумаг; -страхование операций клиентов и др.
Клиентский приказ— это поручение клиента брокеру о том, что он должен сделать с ценными бумагами или денежными средствами клиента на РЦБ. Клиентские приказы могут быть либо на покупку, либо на продажу. По уровню цены приказы принято разделять на: 1. рыночный - это приказ клиента на покупку или продажу ценной бумаги (на рыночном языке это еще называется открытием или закрытием рыночной позиции клиента) по текущей рыночной цене. Ключевые принципы рыночного приказа: -исполняется брокером по наилучшей из предлагаемых на момент реализации приказа цен. Это означает, что брокер должен купить ценную бумагу по наименьшей из имеющихся рыночных котировок (одновременных предложений) на продажу или должен продать ценную бумагу клиента по наибольшей из имеющихся на рынке котировок (одновременных предложений) на покупку ее; -отдавая рыночный приказ, клиент не знает, по какой конкретной цене он будет исполнен, но он уверен, что приказ будет обязательно исполнен. При исполнении рыночного приказа брокер может выполнить его как в целом, так и по частям по своему усмотрению в зависимости от ситуации на рынке. Клиентские приказы, отданные до начала торговли, должны быть исполнены при открытии торговли, а приказы, отданные в ходе торгов, исполняются незамедлительно по мере поступления. 2. лимитный – Это приказ, в котором клиентом устанавливается предельная цена его исполнения. Лимитный приказ на покупку — это приказ, в котором клиент устанавливает наибольшую сумму, которую он готов заплатить за покупку ценной бумаги. Лимитный приказ на продажу — это приказ, в котором клиент устанавливает наименьшую сумму, по которой он готов продать свою ценную бумагу. Недостаток лимитного приказа состоит в том, что если рыночная цена в своем движении вверх превысила лимитную цену покупки или в своем движении вниз упала ниже лимитной цены продажи, то в этой ситуации он не может быть выполнен, а потому клиент может понести ничем не ограниченные убытки, так как цена может упасть еще сильнее. 3.стоп-приказили приказ «стоп-лосс». Это приказ, который превращается в рыночный приказ при достижении рыночной ценой указанной в приказе цены, или стоп-цены. Стоп-приказ на покупку — это приказ, в соответствии с которым в ситуации, когда в своем движении вверх рыночная цена достигла уровня стоп-цены, брокер должен купить ценную бумагу по стоп-цене или выше; Стоп-приказ на продажу — это приказ, в соответствии с которым в ситуации, когда в своем движении вниз рыночная цена достигла уровня стоп-цены, брокер должен продать ценную бумагу по стоп-цене или ниже. 4. стоп-лимитный приказ. Это приказ, который содержит и лимитную цену, и стоп-цeнy. Его идея состоит как бы в соединении преимуществ лимитного приказа и стоп-приказа — в случае, если рыночная цена достигает установленной стоп-цены, приказ незамедлительно выполняется по текущей рыночной цене, но не выше (или не ниже) установленной лимитной цены. Стон-лимитный приказ на покупку — это приказ, который в ситуации роста рыночной цены выполняется, как только она превысит уровень стоп-цены, но при этом покупка должна быть выполнена брокеромпо цене не выше установленной лимитной цены. В противном случае приказ отменяется. В ситуации падения рыночной цены стоп-лимитный приказ на покупку теряет практический смысл, так как любые ограничения по цене покупки только приносят вред инвестору. В стоп-лимитномприказе на покупку лимитная цена всегда больше стоп-цены. Стон-лимитный приказ на продажу — это приказ, который в ситуации снижения рыночной цены выполняется, как только она в своем падении достигнет уровня стоп-цены, но при этом продажа должна быть выполнена брокером по цене не ниже установленной лимитной цены. В противном случае приказ отменяется. В ситуации роста рыночной цены стоп-лимитный приказ на продажу не отдается. В стоп-лимитном приказе на продажу лимитная цена всегда меньше стоп-цены. Стоп-лимитный приказ ограничивает возможные убытки клиента не вообще, а только в пределах разницы между стоп- и лимитной ценой. По сроку действия приказы подразделяются на: Срочный приказ. Это приказ, в котором содержится конкретный срок (сроки) его исполнения. Основные виды срочных приказов следующие: • дневной — это приказ, который должен быть исполнен в течение текущего торгового дня. В случае его неисполнения по каким-то причинам приказ отменяется. К дневным приказам относятся любые приказы, в которых не указан срок исполнения; • с фиксированным сроком — это приказ, в котором указан конкретный срок, в течение которого он должен быть исполнен, а в случае неисполнения — отменен; • с немедленным исполнением — это приказ, который должен быть исполнен максимально быстро. Его возможные разновидности: -приказ «исполнить или отменить» — данный приказ должен быть выполнен брокером немедленно или отменен; -приказ, подлежащий исполнению по открытию биржи, — приказ, который вводится в торговую систему в течение нескольких минут после открытия биржи и должен быть исполнен в течение установленного правилами биржи временного отрезка; -приказ, подлежащий исполнению по закрытию биржи, — приказ, который вводится в торговую систему в течение торгового дня, но должен быть исполнен максимально близко к моменту закрытия торгового дня биржи. Открытый приказ. Это приказ, который остается на рынке до его исполнения или до его отмены клиентом.
Дилерская деятельность Это совершение сделоккупли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным, осуществляющим такую деятельность лицом. По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством. Маркет-мейкер — это дилер, который как бы отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложенияна нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг, и поэтому он лучше всех других участников рынка может отслеживать динамику ее рыночной цены. Дилерами на рынке обычно выступают крупные компании, располагающие солидным собственным капиталом, без которого просто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в «рабочем» состоянии. У дилера в обычном случае должно всегда иметься необходимое количество бумаг (собственный «портфель»), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка «избыточное» количество этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает. Дилеры работают на рынке чаще всего с брокерами. В отличие от дохода брокера доход дилера складывается из разницы между ценой продаваемых им бумаг и ценой их покупки у других участников рынка. Основные функции дилера: -функции, которые выполняет брокер на рынке ценных бумаг, включая функции финансового консультанта; -организация и поддержание оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство); -объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соответствующей торговой системе; -обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа; -установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам; -установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |