Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Государство и право в первой половине XIX в.




Исторические условия

 

Экономика

 

Основные изменения в этой сфере экономики заключались в следующем:

− в последней четверти XVIII в. в состав России был включен Крым, угроза вторже-ния крымской конницы исчезла окончательно, и крестьяне начали осваивать земли юж-нее Ельца. В результате южные регионы страны – Ставропольская и Екатеринодарская губернии, земли области Войска Донского – превратились в основного поставщика то-варного хлеба;

 

− перемещение центра зернового производства на юг, позволило изменить структу-ру экономики в губерниях Центральной России: взамен нерентабельного зернового про-изводства здесь стали переходить на мясомолочное;

 

− расширялись посевы технических культур – хмеля, табака, льна, картофеля, (кото-рый стал не только «вторым хлебом» для крестьян, но и сырьем для пищевой промыш-ленности),

 

− -увеличивались посевы новой культуры – сахарной свеклы, особенно на Украине и на юге Черноземья. Это вызвало появление предприятий по переработке сахарной свек-лы. Первый завод по производству свекловичного сахара был построен в Тульской губер-нии в 1802 году, а в 1848 году их было свыше 300;

 

− начали внедряться новые машины: молотилки, веялки, сеялки, жатки и др.

 

Подавляющая часть промышленных предприятий была представлена мелким фабриками и заводами, что было вызвано отсутствием покупательского спроса. Крупны-ми были лишь государственные, оборонные заводы и фабрики.

 

Промышленность переживала переходный период: 80 % рабочих было сконцен-трировано в торгово-промышленных селах центральных губерниях: Московской, Влади-мирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Тверской и Калужской. Здесь про-изошло окончательное отделение промышленности от земледелия и начала формиро-ваться региональная, экономическая специализация:

 

− Иваново, Тейково, Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии, Вичуга Кине-шемского Костромской, стали центры хлопчатобумажной промышленности;

 

− Щелково под Москвой – шелкоткацкого;

− Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии – слесарной, − Кимры, Корчевского Тверской – обувной.

 

Одним из показателей развития экономики является развитие транпортных путей.

 

Еще в середине XVIII в. была усовершенствована Вышневолоцкая система каналов. В 1803 г. прорыли Северо-Екатерининский канал, связавший Каму с Северной Двиной и Выче-гдой. Через два года вступили в строй Огинский и Березниковский каналы, соединившие

Днепр с Вислой и Западной Двиной. В 1808–1811 гг., благодаря созданию Марьинской и Тихвинской системы каналов Верхнюю Волгу соединили с Балтийским морем.

На втором месте среди путей сообщения после рек стояли грунтовые дороги.

К 1825 г. было построено 389 км таких дорог, а к 1860 г . – 9026.

Практически одновременно с другими странами в России началось строительство пароходов и железных дорог. Первый в мире пароход был построен в 1807 г., в России – в 1815 г. В 1825 г. по рекам страны плавало 25 пароходов, а в 1850 г. – уже 99. Первая в мире железная дорога появилась в Англии в 1825 г., а уже через 12 лет – в России.

Россия являлась большой по численности населения страной, поэтому в абсолют-ном выражении ее экономика, не только развивалась, но на фоне друг европейских стран выглядела вполне достойно.

 

Однако при пересчете экономических достижений на душу населения, Россия с конца XVIII в., то есть со времени промышленной революции в Англии, все более и боле отставала от буржуазных стран Европы. Медленные темпы развития экономики России порождались целым комплексом обстоятельств.

 

На первом месте оставались географическое положение и природные условия. На рубеже XVIII–XIX вв. ¾ населения страны проживало в давно обжитых великорусских гу-берниях. Хотя Степная Украина, Нижнее и Среднее Поволжье вошли в состав России 200–300 лет назад, эти территории еще предстояло освоить. Крестьяне считали чужими земли южнее Тамбова, Воронежа и Симбирска. Лишь в 1837 г., когда было создано Мини-стерство государственных имуществ, правительство начало оказывать помощь крестья-нам в переселении в эти районы.

 

Экстенсивное развитие экономики затормаживало социальные процессы. Населе-ние за этот период увеличилось с 36 млн. человек в 1795 г. до 72 млн . к середине XIX в. Та-кой огромный прирост был достигнут благодаря присоединению к России территорий с высокой плотностью населения – Польши, Белоруссии, Украины, Молдавии, а также – Финляндии, Северного Кавказа, Казахстана и Аляски. Но сам по себе естественный рост населения страны не порождал качественных социальных процессов.

 

На рубеже XVIII–XIX вв. в Санкт-Петербурге проживало 250 тыс. человек, в Москве – 200 тыс., в Астрахани, Казани и Риге – по 30 тыс., в Ярославле – 25, в Туле, Тобольске – по 20 тыс. В Астрахани, Калуге, Киеве, Воронеже, Орле, Иркутске – по 15 тыс. В подавляющем же числе случаев в городах редко насчитывалось и несколько тысяч человек. Они были тесно связаны с деревней: культура имела те же истоки, образ жизни был тем же. Новые же соци-альные отношения формировались, если число жителей составляло 20–30 тыс.

 

На втором месте среди факторов экономического развития находилось социальное положение крестьян. Более 50% из них составляли помещичьи крестьяне, остальные – го-сударственные (казенные). Государственные крестьяне проживали, в основном, в Помо-рье и Сибири. В экономическом плане эти регионы были малозначимыми. Крепостные крестьяне занимали более плодородные земли, но эксплуатация помещиков лишала их минимальных стимулов к труду.

 

Помещичьи крестьяне по характеру отбывания повинностей делились на бар-щинных и оброчных. К югу от Москвы основную часть составляли барщинные крестьяне,

 

а к северу – оброчные. С течением времени росла менее эффективная барщинная экс-плуатация крестьян. Конечно, в разных районах этот процент менялся. В нечерноземных губерниях, где сельскохозяйственный труд был неэффективен, на барщине трудилось 32,5% крепостных крестьян, в черноземных губерниях, на Средней и Нижней Волге – бо-лее 70%, в Литве, Белоруссии и на Украине – более 90%.

 

В 20-е гг. XIX в. феодальная эксплуатация достигла предела. Доходы помещичьих имений упали, задолженность возрастала. Только за 1834–1858 гг. число владельцев кре-стьянских душ сократилось со 127 тыс. до 104 тыс.

 

История российского государства и права

 

Крепостное право заблокировало изменение структуры экономики. Во второй по-ловине XVIII в. стал использоваться вольнонаемный труд, но рынок труда оставался крайне узким. В 50-е гг. XIX в. сельском хозяйстве насчитывалось 700 тыс. наемных работников (из них по 300 тыс. батрачило на Украине, 150 тыс. – в Заволжье, 120 тыс. – в Прибалтике, 130– 150 тыс. – в остальных регионах). Несколько сот тысяч вольнонаемных рабочих трудилось в промышленности. Для такой большой страны это была мизерная величина.

 

Уровень жизни подавляющей массы населения страны был нищенским. Это про-являлось, в частности, в отсутствии даже в некоторых уездных городах постоянно дейст-вующей магазинной и лавочной торговли. По деревням ходили коробейники (офени), носившие весь свой товар с собой, лишь некоторые из них имели подводы. В свою оче-редь, низкая покупательная способность населения страны сдерживала развитие про-мышленности.

Итак, экономика этого периода по своей социальной сущности и источникам раз-вития оставалась государственно-помещичьей. Она не порождала социальных измене-ний, не могла явиться источником исторического развития России.

 

Внешняя политика.Внешняя политика этого периода оставалась затратной,и ис-точникам развития экономики илди решения социальных проблем не являлась.

 

 

Государственный строй

 

Либеральные проекты Александра I.Александр Павлович был воспитан своейбабушкой – императрицей Екатериной II – как либерал. Она нашла ему воспитателя в лице высокообразованного швейцарца, республиканца и приверженца идей просвеще-ния Ф.С. Лагарпа. Императрица позволяла иностранцу говорить со своим внуком о мо-гуществе разума, о природной свободе человека и нелепости деспотизма. Причем она не устранила Ф.С. Лагарпа от его обязанностей даже после 1793 г., когда Великая Француз-ская революция вроде бы ясно показала, сколь опасны идеи просвещения для венценос-ных особ.

 

В 1796–1797 гг. вокруг Александра сложился небольшой кружок его друзей из мо-лодых аристократов: графов П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, В.П. Кочубея и поль-ского князя А. Чарторыйского. Опасаясь репрессий, друзья собирались почти тайно и го-ворили о необходимости устранения деспотизма и крепостного права.

 

Александр I стал императором в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате дворцо-вого переворота. В июне того же года Александр создал «Негласный комитет» из своих «старых» друзей, где начали рассматриваться планы либеральных преобразований. Уже к сентябрю комитет подготовил проекты «Всемилостивейшей грамоты, российскому наро-ду жалуемой» (в нем содержались положения об основных гражданских и политических правах), манифеста по крестьянскому вопросу (устанавливавшего порядок выкупа кре-стьян у помещиков, запрет на продажу крестьян без земли). С 1801 г. по 1803 г. комитет провел 38 заседаний. Екатерининские вельможи окрестили его «Якобинской шайкой».

Оказавшись во главе государственного управления, друзья очень быстро почувст-вовали огромную дистанцию между мечтами их юности и политической реальностью. Первым из окружения Александра против этих преобразований, выступил Ф.С. Лагарп.

В 1795 г. он был выслан Екатериной из России, за отказ уговорить Александра согласиться на получение статуса наследника в обход Павла. На родине Ф.С. Лагарп побывал членом правительства и заметно изменил свои политические взгляды. По приглашению своего воспитанника он в 1801 г. вернулся в Россию и в том же году подал молодому государю записку, где утверждал, что в случае проведения либеральных реформ, Александр полу-

 

чит оппозицию в лице дворянства, чиновничества, значительной части купечества и «почти всех людей в зрелом возрасте». Ф.С. Лагарп доказывал, что необходимые преобра-зования могут быть проведены как раз не путем расширения гражданских и политиче-ских свобод, а властью неограниченного монарха.

 

В 1805 г. начались войны с Наполеоном, и на некоторое время вопрос о реформах от-пал. Но после их окончания на политическом небосклоне России взошла новая звезда – М.М. Сперанский. В конце 1808 г. он получил от императора указание подготовить проект государственных преобразований, которые должны были включать упорядочение законода-тельства, создание законосовещательного органа, более четкую регламентацию прав и обя-занностей сословий. Для выполнения поручения М.М. Сперанский, по его словам, «изучил все существующие в мире конституции». В октябре 1809 г. проект «Введения к уложению го-сударственных законов» был готов. Прежде всего, автор предполагал наделить все сословия гражданскими правами, т.е. отменить крепостное право. Затем следовало разделить государ-ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих структур должна была действовать в строгих рамках закона, причем законодательный орган следова-ло сделать выборным. Судебные органы тоже должны были строиться на основе выборно-сти. В случае подписания «Введения» Россия становилась конституционной монархией. Александр I признал проект «удовлетворительным и полезным».

 

Однако слухи о содержании «Введения» получили широкое распространение в дворянской среде, и Александр наткнулся на твердую оппозицию. Против его либераль-ных мечтаний вообще и проекта М.М. Сперанского в частности выступили мать Алек-сандра, вдовствующая императрица Мария Федоровна, брат Константин, сестра Елена, московский генерал-губернатор Ф.М. Ростопчин, придворный историограф Н.М. Карам-зин и многие другие влиятельные сановники.

 

Наиболее серьезные возражения выдвинул Н.М. Карамзин (1766–1826). В 1811 г. он направил императору «Записку о древней и новой России в ее политических и граждан-ских отношениях». Политику Александра автор «Записки» оценил как кабинетно-бюрократическое творчество, крайне далекое от коренных вопросов русской жизни. При-знавая крепостное право злом, он доказывал, что Россия не созрела для отмены крепост-ного права и что лучшей реформой будет просвещение народа. По его мнению, недос-татки в стране связаны не пороками самодержавной системы, а с плохими чиновниками.

 

А ограничение самодержавия породит только бунт и анархию.

 

Отложив подписание «Введения к уложению», Александр от либеральных идей не отказался. В том же 1809 году он даровал Конституцию только что присоединенной Фин-ляндии, в 1815 г. – Царству Польскому. (Причем польская Конституция на много десяти-летий стала самой либеральной в Европе). Выступая в марте 1818 г. в варшавском Сейме, Александр сказал, что собирается распространить конституционные порядки «на все страны, моему попечению вверенные». В апреле он подписал конституционный «Устав образования Бессарабской области». Затем поручил министру юстиции, другу юности Н.Н. Новосильцеву подготовить новый конституционный проект для России. К 1820 г. проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был готов и одобрен царем. Реализация проекта вплотную приблизила бы Россию к конституционной монар-хии. Одновременно несколько сановников получили указание подготовить проекты от-мены крепостного права. Однако и на этот раз ничего не было воплощено в жизнь.

 

Во-первых, либеральные планы породили в дворянской среде сильное раздраже-ние, грозившее обернуться дворцовым переворотом.

Во-вторых, Александр увидел, что западная демократия не в состоянии решить собственные социальные проблемы. В Испании, Португалии и Италии полыхали рево-

 

 

люции. Кроме того, бывшие союзники, Англия и Австрия, помирились с Францией и на-чали проводить откровенно антироссийскую политику.

 

В-третьих, тупик во внутренней политике соединился с личной драмой. Как чело-век, Александр Павлович был глубоко одинок. Отношения с женой давно расстроились. Их дети скончались в раннем возрасте. Брат Константин уехал наместником в Царство Польское, а с младшими братьями – Николаем и Михаилом – он не общался из-за разни-цы в возрасте. В 1818 г. скончалась сестра Екатерина, которая многие годы была его близ-ким другом. Александр фактически передал управление страной А.А. Аракчееву, а сам стал искать успокоение в религии.

За три недели до смерти Александр заметил начальнику Главного штаба: «И все-таки, что бы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем».

Высшие органы власти.В течение1801–1810гг.функционировал«Непременныйсовет», выполнявший совещательную функцию при молодом императоре Александре I.

С 1810 г. учрежден «Государственный Совет» – высший законосовещательный ор-ган. Он состоял из пяти департаментов, занимавшихся такими областями, как: законы, военные дела, гражданские и духовные дела, государственная экономия, дела царства Польского. Но при Николае I законопроекты стали разрабатываться в «Собственной Его Императорского Величества канцелярии».

 

С созданием этих органов роль Сената уменьшилась. Он окончательно оформился как высшее судебное учреждение страны.

 

Центральные государственные органы.Когда ПетрIсоздавал систему коллегий,

 

основной проблемой прежней – приказной – системы являлось переплетение функций. Легче было сломать приказную систему в целом, чем разобраться, какой приказ за что отвечает. Однако в конце XVIII в. в коллегиальной системе выявился ряд недостатков: от-сутствовала персональной ответственность, функции коллегий не во всем были четкими, делопроизводство было изрядно усложнено. Поэтому уже Екатерина II начала предпри-нимать попытки замены петровских коллегий на новые органы, руководитель которых нес бы персональную ответственность за порученное дело. Такими руководителями ста-ли, например, отвечавший за просвещение И.И. Бецкой, И.Э. Миних, занимавшийся во-просами таможни.

 

В 1802 г. в соответствии с законом «Об учреждении министерств» были созданы министерства военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внут-ренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Тогда же было создано Го-сударственное казначейство со статусом центрального учреждения. Их принципиальным отличием от прежних коллегий являлась персональная ответственность министров за со-стояние порученной сферы государственного управления. Реформа центральных госу-дарственных органов завершилась в 1810–1811 гг., и в таком виде созданная министерская система просуществовала до 1917 г.

Одновременно с организацией министерств для решения межведомственных во-просов был создан и Комитет министров. Его функции были уточнены в 1812 г. Предсе-дательствовал на его засеваниях император.

Естественно, для обсуждения и решения отдельных специфических проблем воз-никали новые государственные структуры, например, финансовые вопросы обсуждал временный комитет, десять комитетов, регулярно создававшиеся в 1812 и 1840 гг., обсуж-дали крестьянскую проблему, одно время работал комитет по постройке Исаакиевского собора и т.д.

 

Полиция.В1802г.было создано Министерство внутренних дел.После этогоуправление этой сферой стало более стройным, численность полиции возросла.

Россия являлась унитарным государством, но власть всегда учитывала особенность национальных регионов. Например, в Сибири были созданы «инородческие управы», предназначенные для осуществления полицейских функций в среде кочевых племен. При этом комплектовались эти управы из местного населения.

 

Органы государственной безопасности.ВXVIIIв.обеспечением государственнойбезопасности занималась Тайная экспедиция. Ее основной задачей должно было стать изучение обстоятельств смерти Павла I, но, во-первых, в этом совсем не был заинтересо-ван Александр I, во-вторых, уровень профессионализма, вероятно, был низким (за месяц, что экспедиция еще просуществовала после убийства Павла I, она нити заговора так и не обнаружила). В-третьих, методы ее работы нового государя коробили. Все это вместе взя-тое привело к тому, что в апреле 1801 г. Александр I Тайную экспедицию ликвидировал.

 

Но без тайной полиции не обходится не одно государство в мире. Поэтому в 1805 г. возник «Комитет высшей полиции». В 1807 г. его место занял «Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия». В 1810 г.

 

в составе министерства полиции создается «Особая канцелярия». Наконец, в 1817 г. в обе-их столицах и некоторых других городах была учреждена царская Жандармерия. После восстания декабристов значение этих органов возросло, в результате в 1826 г. появилось Третье отделение Собственной его императорского Величества канцелярии. Исполни-тельным органом Третьего отделения стал жандармский корпус. В её задачу входила борьба с оппозиционными настроениями, поимка беглых крестьян и уголовных пре-ступников.

 

Общая численность корпуса составляла несколько тысяч человек. Для такой ог-ромной страны это было совсем немного. И определялось не только профессионализмом, но и незначительным политическим противостоянием общества и власти.

 

Армия.Основным нововведение первой половиныXIXв.стала попытка перело-жить бремя содержания армии на нее саму. Для этого в 1816 г. по инициативе Александра I были созданы военные поселения1. Военные поселенцы сами должны были обеспечить себя продовольствием и одеждой, а полковых лошадей – фуражом. Идея была взята государем из книги немецкого генерала. В Германии она оказалась плодотворной, в России же надежд не оправдала:

 

− в1819 г. восстали военные поселяне и солдаты Чугуевского полка на Украине;

− в 1830 г. военные поселяне и солдаты на несколько дней захватили Севастополь; − в 1831 г. восстали военные поселяне и солдаты Старой Русы;

После 1831 г. поселения начали сокращать и окончательно ликвидировали в нача-

 

ле 50-х гг.

Социальные процессы

 

Основным направлением социальной политики государства являлось создание препятствий для перехода людей из одних сословий в другие.

Политика государства в отношении дворян.В1831г.было издано новое«Положение

 

о дворянских обществах». В нем были более точно определены функции дворянских соб-раний, порядок выборов должностных лиц, расширен круг должностей, замещаемых на

 

 


1 Но поскольку работа по их созданию легла на плечи военного министра А.А. Аракчеева, то в ис-тории военные поселения оказались тесно связаны именно с его именем.

 

 

выборной основе, сокращено число членов дворянского собрания, путем установления более высокого имущественного ценза.

 

В 1845 г. были повышены требования к государственным служащим, претендую-щим на дворянство. Отныне для приобретения потомственного дворянства офицерам требовалось дослужиться до 8 ранга, а на штатской службе – до 5.

Политика государства в отношении духовенства.Первые сословные льготы ипривилегии духовенство обрело еще в XVIII в. В первой половине XIX в. этот процесс продолжался:

− с 1801 г. священники, а с 1835 г. их дети были освобождены от телесных наказаний, − с 1807 г. – от поземельного налога, − с 1821 г. – от постоя,

− награжденные орденами священники получили право приобрести дворянские права,

 

− 1849 г. дети священников получили освобождение от обязательного обучения в духовных учебных заведениях.

Вместе с тем, в отношении духовенства продолжилась и другая линия – власть стремилась затруднить проникновение в это сословие лиц из других социальных групп и сокращение числа лиц, пользующихся привилегиями духовенства. Так, в 1828 г. детям священников, не имевшим возможности получить место в церкви, вменялось в обязан-ность избрать гражданскую или военную службу, а не сделавшим это – записаться в одно из податных сословий.

 

Политика государства в отношении крестьян.На рубежеXVIII–XIXвв.крестьян-

 

ство составляло 94,5% населения страны. Из них около 45% являлись государственными (в их число входили крестьяне, принадлежащие императорской фамилии, и посессион-ные, то есть приписанные к фабрикам и заводам) и около 55% частновладельческими (или помещичьими).

 

И при Александре I, и при Николае I крестьянский вопрос не сходил у правитель-ства с повестки дня.

 

В царствование Александра I, первым на правительственный уровень поднял этот вопрос князь А.Р. Воронцов. Затем последовали проекты адмирала Н.С. Мордвинова, П.А. Зубова. В 1801 г. граф С.П. Румянцев пожелал отпустить на волю 199 крестьян одно-го из своих имений. Поскольку соответствующего закона не существовало, он обратился к Александру I с просьбой о его создании. В результате в 1803 г. был принят закон «О вольных хлебопашцах». На его основании несколько десятков тысяч крепостных со временем получили свободу.

 

В 1808 г. правительство запретило продавать крепостных на ярмарках, в 1809 г. ссылать их на каторгу.

 

После войны 1812 г. проекты отмены крепостного права выдвинули И. Тургенев, Е.Ф. Канкрин, А.А. Аракчеев. Возникло даже общество по организации отмены крепост-ного права. Но Александр I считал, что в масштабах страны все должно зависеть от него,

а не каких-то обществ. В 1816–1819 гг. он разрешил отменить крепостное право в Остзей-ском крае (Эстонии и Латвии).

 

В следующее царствование для обсуждения этого вопроса было создано 10 секрет-ных комитетов. Их участники старались смягчить крепостное право, упорядочить отно-шения между крестьянами и помещиками. В частности, благодаря работе этих комиссий в 1842 г. помещикам разрешили передавать своим крестьянам земли за определенные по-винности, в 1848 г. помещичьи крестьяне получили право покупки земли.

 

Николай I понимал экономическую нецелесообразность и нравственную несо-вместимость крепостного права с православием. Однако он полагал невозможным для се-бя лично отменить Жалованную грамоту дворянству 1785 г., в соответствии, с которой земля навечно передавалась дворянам.

 

Низкая эффективность этой работы правительственных комиссий объясняется тем, что помещичьи крестьяне практически не восставали. Против своего положения поднимались или казаки или государственные крестьяне окраинных регионов:

- в 1826 г. волнение охватило 45 тыс. донских казаков;

- в 1843 г. волнение охватило 40 тыс. государственных крестьян Оренбургской губернии.

Но и эти волнения не выросли до масштабов опасности для трона и существующе-

го строя. Поэтому разработка законов в отношении государственных крестьян не явля-лась прямой реакцией на эти волнения. Например, наиболее крупным было волнение на Дону в 1826 г., а реформа управления государственными крестьянами началась в 1837 г. В 1843 г. заволновалась Оренбургская губерния. Это был явный признак неудовлетворен-ности крестьян закончившейся в 1841 г. реформой. Но правительство считало проблему закрытой и к пересмотру положений реформы не вернулось.

Большинство волнений крепостных крестьян не было связано с насилием, а пред-ставляло своего рода экономические забастовки. Так, с 1826 г. по 1850 г. произошло 576 волнений. С 1835 г. по 1854 г. было убито 130 помещиков и чуть более двух десятков управляющих, совершено 62 покушения на жизнь тех и других. В сравнении с масштаба-ми преступности конца XX в., русская деревня первой половины XIX в. представляла со-бой правовой оазис.

Не крестьянские волнения и восстания являлись основной причиной появления многочисленных проектов отмены этого позорного явления, а несовместимость крепост-ного права с европейской этикой. А раз так, то с отменой крепостного права правительст-во особенно и не спешило.

 

Между тем, крепостные отношения в аграрном секторе экономики оставались сдерживающим фактором ее развития. Крестьяне не были заинтересованы в повышении эффективности труда, несмотря на то, что помещики пытались добиться этого самыми разными методами (одни переводили на барщину лишь половину семьи, а другую – полностью от нее освобождали; другие устанавливали определенные объемы барщинных работ, после чего крестьянин мог работать на себя; третьи пытались вести свое хозяйство, опираясь на последние достижения сельскохозяйственной науки). Их недоимки росли год от года. В результате помещики все чаще оказывались в долговой кабале. Если в нача-ле века число помещиков-должников составляло не более 5%, то к 1859 г. – уже 65%. Все это делало отмену крепостного права настоятельной необходимостью.

 

Смерть Николая I в феврале 1855 г., независимо от позиции нового государя, по-родила всплеск надежд и реформаторский бум. Проекты преобразований начали состав-лять буквально все – от либеральных журналистов до губернаторов.

 

Крупный чиновник П.А. Валуев в 1855 г. записал в дневнике: «Озлобление против порядков до 1855 г. беспредельное и всеобщее»1. Александр II не обращал на это внима-ния и первые несколько месяцев никаких реформаторских шагов не предпринимал. Но осенью 1855 г. государь отправился с инспекционной поездкой на юг, поближе к театру военных действий. Увиденное потрясло его. Вскоре он отдает приказание смягчить цен-зуру, разрешает курение на улице и ношение бород, облегчает получение заграничных

 

 


 

паспортов для выезда за границу. Так постепенно накапливались решения, которые вскоре перечеркнули внутреннюю политику его горячо любимого отца.

 

После поражения в Крымской войне крепостное право стало рассматриваться как одна из причин внешнеполитической катастрофы. Теперь за его отмену выступили даже некоторые консерваторы, например, приватный советник Николая I, один из столпов теории «официальной народности» М.П. Погодин. Общий культурный уровень дворян вырос, дворянство уже не имело моральных прав защитить защищать этот устаревший социальный институт.

В опубликованном 19 марта 1856 г. манифесте по случаю окончания Крымской войны, оказалась несколько фраз с неясным смыслом. Потеря части Бессарабии и Черно-морского флота, говорилось в манифесте, будут компенсированы внутренними рефор-мами. Никаких планов отмены крепостного права у государя на тот момент не было. Тем не менее, когда в марте 1856 г. Александр II приехал в Москву, где генерал-губернатор А.А. Закревский попросил успокоить московских дворян, государь на торжественном обеде сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того време-ни, когда оно само начнет отменяться снизу»1.

В конце 1856 г., царь писал своей тетке великой княгине Елене Павловне: «Я выжи-даю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой сте-пени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян». В этом его поддержала как Елена Павловна, так и младший брат Константин Николаевич.

 

В начале 1857 г. был создан очередной секретный комитет для «обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Все его члены оказались крайне консерватив-ными, в результате за полгода комитет ничего не сделал. Между тем Александр начинал торопить с разработкой вопроса. Царь поручил вновь назначенному министру внутрен-них дел С.С. Ланскому добиться выдвижения самим дворянством идеи отмены крепост-ного права. Однако, не смотря на все усилия, выполнить поручение государя С.С. Лан-скому не удалось. Дворяне отвечали молчаливым раздражением. Летом 1857 г., находясь в Германии, царь сказал русскому послу: «Крестьянский вопрос меня постоянно занимает.

Я более чем когда-либо решился, и никого не имею, кто помог бы мне в этом важном и неотложном деле».

Тогда Александр II поручил другу детских лет генерал-губернатору В.И. Назимову инспирировать обращение лифляндского дворянства (Виленская, Гродненская и Ковен-ская губернии) к государю с просьбой о разработке соответствующего проекта реформы. Якобы в ответ на это обращение, секретный комитет в ноябре 1857 г. поручил В.И. Нази-мову созвать губернский комитет из местного дворянства. Сразу же рескрипт В.И. Нази-мову был разослан всем остальным губернаторам и растиражирован по всей стране. Сек-ретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу и стал действовать открыто. Таким образом, гласность стала мощным двигателем реформ. Гу-бернаторам и дворянству пришлось начать создание аналогичных комитетов.

 

В 1857 г. император полагал возможным освобождение крестьян без земли, подоб-но тому, как это было сделано Александром I в Остзейском крае в 1817–1818 гг. Но в 1858 г. в Остзейском крае вспыхнули крестьянские беспорядки. Поэтому государь изменил свое мнение относительно безземельного освобождения крестьян. Отныне он поставил перед Главным комитетом новую задачу: освободить помещичьих крестьян с землей. Свою роль сыграло и поведение близкого друга императора графа Я.И. Ростовцева. Этот человек был отнюдь не либеральных взглядов. Но о максимальной помощи несчастным крестья-нам просил его умирающий сын. Между тем, Александр II поставил Я.И. Ростовцева во

 


главе Редакционной комиссии, которая должна была свести воедино все проекты, разра-ботанные дворянскими обществами разных губерний. Зная, что члены комитета относят-ся к идее наделения крестьян землей без восторга, император 4 декабря 1858 г. пришел на его заседание и прервал возможные дискуссии словами, что отныне освобождение кре-стьян должно готовиться с наделением их землею.

 

Последующие два года ушли на определение размеров будущих крестьянских на-делов в зависимости от качества земли в разных регионах. Для доведения этой титаниче-ской работы до конца, государь назначил председателем Главного комитета по крестьян-скому делу своего либерально настроенного брата Константина. Великий князь отнесся к этой работе очень серьезно. Он заставлял членов комитета заседать по 7 часов подряд. Ночью просматривал все документы, чтобы выявить уязвимые положения у своих про-тивников и наутро убедить их. Большинство членов комитета все равно саботировали работу. Тогда в дело включался Александр II и своим решением утверждал мнение брата

и его единомышленников. Зная о настроениях членов комитета, царь ставил им жесткие сроки для принятия решений. В результате к январю 1861 г. все необходимые документы были подготовлены.

 

17 февраля 1861 г. проекты реформы утвердил Государственный Совет, а 19 фев-раля Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным лю-дям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Узнав об этом в своем далеком Лондоне, А.И. Герцен с восторгом назвал государя «Освободителем».

 

23 марта 1861 г. Александр II с чувством глубокого удовлетворения отметил в письме к своему дяде прусскому королю Вильгельму: «У меня сознание, что я выполнил великий долг».

Характер проведения этой реформы определялся отсутствием мощного антикре-постнического движения со стороны крестьян. Только это могло обеспечить реформе глубину и динамику. Реформа же оказалась результатом давления императора Алексан-дра II на консервативные дворянские круги и государственный аппарат. Бóльшего в тех исторических условиях достичь было нельзя.

 

Освобождение помещичьих крестьян от крепостной зависимости знаменовало за-вершение очередного периода русской истории, в ходе которого все слои населения об-рели гражданские права.

 

Ближайшим и непосредственным следствием этого освобождения стало формиро-вание рынка труда. В результате в течение нескольких десятилетий в стране произошел экономический скачок.

 

Итак, к середине XIX в. общество обрело гражданские права. Это означало окон-чание периода нерационального использования рабочей силы. Лишившись бесплатного труда крепостных, дворянство вступило в полосу массового разорения, было вынуждено либо поступать на государственную или земскую службу, либо перестраивать свое хозяй-ство на основе капиталистических методов. Крестьяне получили возможность бросить нерентабельный труд и искать доходную работу в городах. Таким образом, общество в целом смогло более эффективно использовать свой созидательный потенциал.

 

 




Право

 

Консолидация законодательства.К началуXIXв.действующими источникамиправа оставались Уложение 1649 г., петровские манифесты, регламенты и уставы, законо-дательство остальных императоров. Но, во-первых, по одному и тому же предмету регу-

 

 

лирования накапливались все новые и новые законы , что вызывало неразбериху. Требо-валось провести консолидацию. Во-вторых, к началу XIX в. русское законодательство ос-тавалось неразвитым. Число нормативно-правовых актов не достигло такого уровня, ко-гда единичное, казуальное описание поднимается на уровень понятий и терминов. Меж-ду тем, буржуазное право Европы было уже кодифицировано, и отраслевые кодексы на-чинались с общей части. Эти недостатки русского права требовалось преодолеть.

 

В 1826 г. только что вступивший на престол Николай I создал Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Его фактическим руководи-телем стал возвращенный из ссылки М.М. Сперанский. Еще в 1804–1809 гг. он по поруче-нию Александра I предпринимал попытки кодификации русского права. Тогда наивный молодой реформатор заложил в кодексы идеи Великой Французской революции. Это вы-звало в придворных кругах такой взрыв возмущения, что Александр I был вынужден от-править своего государственного секретаря в ссылку.

В сравнении с царствованием Александра I, социально-политические условия в стране не изменились, и оснований для радикального обновления законодательства не было. От М.М. Сперанского требовалось провести лишь техническую работу – устранить накопившиеся противоречия. Что он и сделал. Через шесть лет появились два грандиоз-ных труда: Полное собрание законов Российской империи и Свод законов.

 

Полное собрание законов Российской империи состояло из 40 томов (30920 актов)

 

и 6 томов приложений. Все нормативные акты были расположены в хронологическом порядке. В нем были собраны законы с 1649 г. и по 1825 г.

 

Свод законов создавался по иному принципу: в него были включены только дейст-вующие нормативно-правовые акты. Свод состоял из 8 разделов (15 томов):

− законы о механизме государственной власти и государственной службе (ч. 1), − уставы о повинностях (ч. 2),

− устав казенного управления (пошлины, питейный сбор и т.д.) бюджетное право (ч. 3), − сословное право (ч. 4), − гражданское законодательство (ч. 5),

 

− уставы государственного благоустройства (кредитные, торговые, промышленные

и т.д.); уставы путей сообщения, почт и телеграфа, строительства, трактиров, положения о взаимном пожарном страховании, найме на сельхоз работы и т.д. (ч. 6),

− уставы благочиния: а) народное продовольствие, здравоохранение, общественное призрение, б) уставы о паспортах, о беглых, ссыльных, о содержании под стражей (ч. 7),

 

− уголовное законодательство (ч. 8).

Полное собрание законов представляло историческую ценность. Свод же являлся

основой действующего права и, к сожалению, имел ряд недостатков.

 

Во-первых, в стране существовала сословная система, в результате в Своде отсутст-вовал такой важный раздел как «Лица».

 

Во-вторых, в современной учебной литературе работа М.М. Сперанского опреде-ляется как кодификация. В дореволюционной литературе такое определение к ней не применялось. Хотя М.М. Сперанский иногда позволял себе формулировать новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, правильнее все-таки определить Свод законов не как кодификацию, а как консолидацию. М. М . Сперанский предполагал приступить к созданию кодексов. Он хотел, чтобы кодексы, в отличие от Полного собрания и Свода, стали новым правом, отражающим общеевропейские правовые тенденции и правовые ориентиры для будущей России. Однако в придворных кругах такие прожекты поддерж-ки не получили, и работа не началась.

 

Третьим недостатком консолидированного права явилось существование на тер-ритории страны разных правовых источников: на национальных окраинах русские зако-

 

ны, зачастую, не действовали. Тем самым закладывалась психологическая основа для бу-дущего политического сепаратизма.

 

В 1854 г. вышло в свет второе издание Свода законов. В него вошли нормативно-правовые акты, принятые в царствование Николая I.

Государственное право.В большинстве современных стран вполне правомернообъединяются два понятия: «Конституция» и «основной закон». Но в XVIII–XIX вв. это было не одно и тоже. Под Конституцией понималось ограничение самодержавной власти гражданским обществом, и до 1906 г. в стране такого не было. А юридически зафиксиро-ванные основы государственного строя Россия, конечно, имела. Они были изложены в виде законов об императоре и императорской фамилии и законах о государственном ме-ханизме.

 

Первая часть государственного права нашла своё отражение в первой части перво-го тома Свода законов Российской империи: о священных правах и преимуществах вер-ховной самодержавной власти, учреждение об императорской фамилии.

Вторая часть находилась во второй части первого тома. А также во втором и треть-ем томах: законы и высших и местных государственных учреждениях, уставы о службе гражданской, о пенсиях и орденах.

 

Административное право.Эта отрасль права регулировала сферу безопасности иблагоустройства населенных пунктов. Кроме борьбы с уголовниками и правонарушите-лями, под «безопасностью» понималось также борьба с пьянством, контроль печатных изданий, паспортный режим, наблюдения «за сборищами народа». А под «благоустрой-ством» – борьба с проституцией. Нормы административного права содержались в XII, XIII

 

и XIV томах Свода законов. Помимо этого, данная сфера права регулировалась подзакон-ными актами определенных министерств, прежде всего, Министерства народного про-свещения и Министерства государственных имуществ.

Гражданское право.Это право,наконец-то,было систематизировано:М.М.Спе-ранский изложил его в X томе Свода законов.

Вещное право состояло из следующих институтов:право собственности,владения исервитутов. Поскольку социальная система России оставалась сословной, то и ограниче-ний пользоваться этим правом было достаточно много:

 

− значительные земельные угодья не признавались частной собственностью,

− земельные наделы государственных и удельных крестьян не могли отчуждаться, − выделяться из общины крестьяне не могли, − крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не

 

могли выдавать векселя, − ограничения касались и дворянских поместий: преимущество при продаже

 

имели члены данной фамилии. Продолжал действовать и майорат, при котором земель-ные владения передавались только старшему сыну,

− ограничивалась правоспособность и дееспособность евреев,

− поляки не могли приобретать, брать в залог и арендовать землю в 9 западных губерниях.

 

Обязательственное право возникало из договоров и деликтов.

 

Свод законов регулировал отношений сторон пол договору найма (для домашней прислуги, батраков и другие виды работ).

Получил в это время договор товарищества.

 

Семейное право.Семейные отношения традиционно регулировались церковью.Но постепенно росло и число светских законов о браке и семье.

 

 

Единственной формой брака оставался брак церковный. Вступление в брак и раз-вод регулировался той или иной церковью (православной, католической, иудейской, му-сульманской, протестантской и др.).

 

Права законнорожденных и незаконнорожденных детей были различными: по-следние ни имени отца, ни его имущества получить не могли. То есть все это были прин-ципы, выработанные еще в прошлом, XVIII в. Единственным нововведением стала воз-можность родителей отправлять непослушных детей в тюрьму на срок от 2 до 4 месяцев.

 

Уголовное право.В Своде законов уголовное право содержалось в кн. 1 XVтома.Впервые в уголовном праве были выделены Общая часть и Особенная. В книге было

756 статей.

 

В 1845 г. был утвержден новый кодекс – «Уложение о наказаниях уголовных и ис-правительных». Число статей увеличилось почти в три раза – до 2224. Его авторы не толь-ко не ограничились изучением многих западноевропейских уголовных кодексов, но рас-смотрели даже их проекты.

Впервые в русском уголовном праве появилась Общая часть. Его роль выполнил первый раздел Уложения.

Под преступлением понималось противозаконное деяние и неисполнение того, что предписывает закон. В 1848 г. законодатель начал различать преступление и просту-пок. Устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, а также основания для осво-бождения от уголовной ответственности. Все это означало большой шаг вперед в разви-тии уголовного права.

Недостатки же это права определялись не столько консервативностью власти, сколько пассивностью общества. Прежде всего, это сказалось на системе преступлений: 9 из 12 разделов Уложения были посвящены охране государственного и общественного строя. Законодатель по степени важности расположил преступления в следующем по-рядке: преступления против веры, государства, должностные преступления, имущест-венные, против благочиния, жизни, здоровья, свободы и части частных лиц и др. То есть интересы человека оставались для законодателя в то время на последнем месте и защи-щались государством соответствующим образом.

 

Система наказаний усложнилась. Уложение предусматривало 11 видов наказаний, разделенных на 35 ступеней. Их можно сгруппировать в уголовные и исправительные. К первым относились смертная казнь, каторга, ссылка в Сибирь или на Кавказ, лишение всех прав состояния (означавшее лишение прав собственности, всех сословных привиле-гий, прекращение супружеских отношений, лишение родительских прав).

К исправительным наказаниям относились ссылка, заключение в крепость или тюрьму, смирительный или работный дом, кратковременный арест, выговор, штраф, внушение или замечание.

Процессуальное право.В царствование АлександраIизменения были незначи-тельными: в 1801 г. запретили пытки, с 1808 г. начали образовываться коммерческие суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения и др., в 1817 г. отменили вырывание ноздрей, истязание осужденных на каторжные работы.

 

В Своде законов уголовному процессу было посвящено свыше 800 статей.

 

Судебный процесс носил инквизиционный характер. На судебном заседании один из членов суда или секретарь зачитывали дело. Обвиняемый играл роль объекта, слова не получал. Свидетели и эксперты обычно в суд не вызывались. Дела по незна-чительным преступлениям рассматривались полицейскими чинами. А по тяжким

 

уголовным преступлениям суд первой инстанции направлял его для утверждения в палату уголовного суда.

 

При недостаточном объеме улик суд в большинстве случаев не выносил оправда-тельного приговора, а оставлял человека под подозрением. Для крестьян и мещан это могло означать выселение в Сибирь по приговору местных обществ.

 

Контрольные вопросы и тесты

 

1. В чем причина краха либеральных реформ Александра I?

 

2. В чем причины сохранения крепостного права до середины XIX в.?

Тесты










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...