Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В каком году военная служба была сокращена с 45 лет до 25?




 

а) в 1730,          б) в 1736,           в) в 1762,           г) в 1785.

В каком году появилась первая железная дорога?

 

а) в 1811,          б) в 1825,           в) в 1837.

В каком году была предпринята первая попытка введения Конституции?

 

а) в 1730,          б) в 1810,           в) в 1820,           г) в 1880.

Кто из общественных деятелей принадлежал к славянофилам?

а) Кавелин, б) Хомяков, в) Самарин, г) Чичерин.

Кто по образованию Николай I?

а) экономист, б) юрист,

в) военный инженер, г) военный.

Сколько человек было осуждено по делу декабристов?

 

а) 121,                б) 165,                в) 240,                г) 520.

 

Раздел  VI.

 

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В 1861–1916 гг.

 

Основным содержанием этого периода явились ускорение развития рыночного механизма, утверждение демократических норм в политике и формирование граждан-ского сознания. Толчком к этим процессам явились реформы 60–70-х гг. XIX в. и револю-ция 1905–1907 гг. В результате российская социальная система в определенной степени приблизилась к западноевропейской. Однако национальное сознание за столь короткий срок измениться, конечно, не могло, что обернулось в 1917 г. национальной катастрофой.

 

 

Социальные процессы

 

Позитивные тенденции.Отмена крепостного права привела к некоторым поло-жительным социальным результатам.

 

1. Увеличились сезонная миграция и переезд населения в отдаленные районы на постоянное место жительства.

 

В первые десятилетия после отмены крепостного права из деревень Нечернозем-ной зоны в поисках работы уходило более 20%. С течением времени, как отход, так и ми-грационные потоки увеличились. Население в Нечерноземье сокращалось, а в Новорос-сии и на Северном Кавказе – стремительно росло. С 90-х гг. миграционный поток напра-вился также в Сибирь и Среднюю Азию. В 1880–1895 гг. в новые районы переселилось 461,7 тыс. человек, а в 1896-1905 гг. – уже 1075,9 тыс. Благодаря колонизации именно эти регионы в 80-90-е гг. стали основными поставщиками товарного хлеба.

2. Городское населения увеличилось в 2,5 раза, а его удельный вес официально вы-

рос до 22,7%.

3. Медленно, но улучшался уровень жизни народа. Косвенным подтверждением этого явился рост численности населения. Если в 50-е гг. среднегодовой прирост крестьян составлял 11,5%, то в дальнейшие 40 лет – более 30%. Частично это происходило за счет снижения смертности, вызванного успехами земской медицины, и развития торговых связей между регионами, что значительно уменьшило влияние местных продовольствен-ных недородов.

4. Население страны увеличилось с 74 млн. человек в 1858 г. до 129 млн. – в 1897 г. Негативные процессы.Темпы экономического развития не позволяли за корот-

кий срок решить социальные проблемы.

Подавляющая часть населения страны проживала в деревне, а социальные процес-сы там определял ряд неблагоприятных факторов, которые невозможно было нейтрали-зовать в короткие исторические сроки действиями правительства. Трудностей не удалось избежать ни помещикам, ни крестьянам.

 

Государство и право в 1861–1916 гг.

 

До отмены крепостного права помещичьи хозяйства были построены на принуди-тельном труде крепостных, и с этого права неизбежно должны были в ближайшем буду-щем или разориться или полностью перестроиться на основе рыночного механизма. Большинство помещиков перестроиться не смогли. Первоначально они попытались ре-шить все проблемы путем кредитов Дворянского банка. Но годы шли, а рентабельные хозяйства создать все не удавалось. Поэтому к началу XX в. многие помещики просто ра-зорились: если в 1861 г. в руках дворян находилось 87 млн. десятин, то к началу ХХ в. у них осталось только 52 млн.

 

Крестьянские хозяйства испытывали иные трудности.

Отмену крепостного права правительство провело таким образом, что крестьяне оказались ограблены. Во-первых, они лишись части своей земли: в Нечерноземье наделы составили 10%, в Черноземье – от 26 до 40%. Для прожиточного минимума крестьянину требовалось от 5 до 8 десятин земли, получил же он от 2 до 4 десятин. Во-вторых, даже за оставленную землю надо было заплатить выкуп, стоимость которого равнялась стоимости земли плюс 6%, которые в среднем получили помещики от своих крестьян до отмены крепостного права. У крестьян денег не было, поэтому 80% за них уплатило помещикам государство. Оставшиеся 20% крестьяне должны были выплатить сами. Деньги помещи-кам следовало выплатить в течение 20 лет, государству – в течение 49.

Второй проблемой деревни оказалось аграрное перенаселение.

Несмотря на громадную территорию страны в 2 млрд. десятин, для сельского хо-зяйства была пригодна далеко не вся земля: в 1877 г. под пашни было занято всего 391 млн. десятин. Прирост населения в относительных размерах оставался приблизительно тем же, что и раньше. В абсолютных же размерах он превращался в сложную социальную проблему. Численность крестьянского населения увеличилась с 1861 по 1900 гг. 48,9 до 80 млн. человек в Европейской России. Между тем, рост сельского населения проходил в условиях сохранения у общины тех же земельных площадей, какие ей выделили в 1861 г.

В результате размер земельного надела сократился до 2,6 десятины. Конечно, основная масса крестьян прибегала к аренде. Но это не решало проблемы, поскольку арендная земля составляла приблизительно 30% надельной. К 1904 г. в целом по стране до 50% кре-стьян имели недостаточные объемы пашни.

Выходом из создавшегося положения могла быть лишь глубокая трансформация экономики страны из аграрной в индустриальную, на что требовались десятки лет. А по-ка происходила миграция крестьян в города, возможности же городской экономики обеспечить работой избыточное сельское население оставались незначительными (хотя, начиная с 70-80-х гг. XIX в темпы роста российской экономики были высокими даже по мировым меркам).

 

 

 2. Государственный строй

 

Монархи и бюрократия.Россия оставалась абсолютной монархией.Управлениестраной русские монархи осуществляли путем участия в заседаниях высших государст-венных органов и регулярного просмотра докладов министров и губернаторов.

 

В практику государственных отношений доклады и годовые отчеты руководите-лей государственных структур, а также губернаторов и генерал-губернаторов вошли с 1804 г. В них содержалось краткое изложение деятельности департамента или губернато-ра за определенный период. С 1837 г. отчеты стали регулярными1. По форме 1837 г. в от-

 


История российского государства и права

 

четах имелось 16 разделов. Но в 1842 г., 1853 г., 1870 г. и 1897 форма и содержание уточня-лись, так что ни число разделов, ни их содержание не были стабильными.

 

Александра II делал на отчетах обычно одну, реже – 2–3 пометки. Адресовались они министрам или губернаторам1. До 1905 г. с пометками и резолюциями царя отчеты направлялись на рассмотрение в Комитет министров, а с 1905 г. – в Совет министров.

 

В зависимости от конкретной ситуации государь мог утвердить мнение большин-ства или меньшинства.

Замечания царя могли существенно осложнить дальнейшую карьеру любого ми-нистра или губернатора. Но иногда министры игнорировали пометки царя и высочай-шего гнева не опасались. Так, в отчете Псковского губернатора за 1872 г. содержалась просьба выделить средства на постройку моста. Дочитав до этого места, царь пометил «Сообразить». Однако ни в тот год, ни на следующий губерния средства не получила. Происходило это потому, что министры обычно ставили поручения царя в череду неот-ложных дел по значимости, а так как средств на решение всех социально-экономических проблем не хватало, то поручение царя не выполнялось на законных основаниях.

 

Иногда инициатива губернатора служила толчком для принятия решения в мас-штабах страны. Так, на отчете владимирского губернатора за 1897 г., где предлагалось учредить специальную фабричную инспекцию для борьбы с забастовщиками, Николай II отметил: «Что сделано в этом смысле? Скорейшее создание такой полиции настоятель-но необходимо». И вскоре такая полиция была создана2.

 

Государственный механизм имел свои негласные правила и обычаи. Например, поскольку цари не всегда профессионально разбирались в том или ином вопросе, сложи-лась практика, что подпись царя требовалось как бы подтвердить подписью министра, в ведении которого находилось решение этой проблемы. Эта практика была призвана пре-дотвратить появление некомпетентных решений царя. Но она ущемляла самолюбие ца-рей, поэтому, если изначально царь знал, что министр придерживается иного мнения, он заставлял под своей подписью расписываться того министра, который возражать и спо-рить не станет.

Таким образом, даже краткий анализ делопроизводственной документации выс-ших государственных органов и канцелярии Его императорского величества показывают, что власть царя отнюдь не была беспредельной и абсолютной. Управлял страной не столько он, сколько бюрократическая власть, имеющая свою инерцию и механизм.

 

Судебная система.Реформирование судебной системы предопределялось двумяобстоятельствами. Во-первых, в середине XIX в. ясно ощущалась кризисное состояние су-дебной системы. Во-вторых, предполагавшиеся изменения не ущемляли права ни госу-дарства, ни помещиков. Поэтому из всех реформ 60-70-х гг. судебная реформа оказалась наиболее последовательной и демократичной.

 

20 ноября Александр II подписал четыре закона:

1. «Учреждение судебных установлений»,

2. «Устав уголовного судопроизводства»,

3. «Устав гражданского судопроизводства»,

4. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

 

 


 

Этими законами устанавливались новые процессуальные принципы:

 

− равенство всех перед законом (сословное равенство),

− равенство истца и ответчика в гражданском процессе, обвиняемого и обвинителя –

в уголовном; − в уголовном процессе утверждался принцип «презумпция невиновности», у обви-

 

няемых появилась возможность обжалования решения суда; − суд был отделен от органов исполнительной власти, − а предварительное следствие – от суда; − появились присяжные заседатели и адвокатура.

Реформа 1864 г. означала значительный шаг вперед в сфере судоустройства и су-

допроизводства.

Политическая полиция.В1880г.помимо жандармского корпуса стали функцио-нировать «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности». Это была структура, нацеленная на выявление и предупреждение политических преступлений на ранних стадиях. В отличие от жандармов, агенты охранных отделений – филлеры – дей-ствовали тайно, законспирировано. Их главная задача сводилась к наблюдению и сбору сведений (в частности, путем вскрытия почтовой корреспонденции).

 

Адвокатура.Профессиональная адвокатура возникла в1864г.,как еще один ин-ститут, обеспечивающий справедливость судебных решений.

 

Армия.Военная реформа растянулась на10лет:она началась в1864г.и заверши-лась в 1874 г.

 

На первом этапе срок службы рекрутов был сокращен до 15 лет. В 1874 г. вместо рекрутской системы ввели всеобщую, всесословную воинскую обязанность. Поскольку число подлежащих призыву превышало потребность армии, то основная масса мужчин участвовала лишь в краткосрочных учебных сборах, после которых зачислялась в опол-чение, собираемое лишь в случае войны.

Меньшая часть призывников по жребию забиралась в армию на 6 лет, на флот – на 7 лет. Получившие высшее образование призывались на полгода, среднее – на полтора года. После чего эти лица держали экзамен на младший офицерский чин и увольнялись из армии.

 

В ходе проведения реформ были созданы военные округа, что улучшило систему управления армией.

 

Для подготовки офицеров была создана сеть военных училищ. Для подготовки офицерского резерва на случай воны, был учрежден институт «вольноопределяющихся».

 

 



Развитие экономики

 

Сельское хозяйство.Господствовавшее положение в структуре экономики по-прежнему занимал аграрный сектор.

С середины 60-х и до конца 90-х гг. посевы хлеба и картофеля возросли в 1,5 раза, сборы – в 2 раза, урожайность технических культур – в 5 раз. Производительность труда увеличилась на 27%. Значительно выросло поголовье лошадей, коров, свиней и овец. Все это было достигнуто за счет роста внутреннего и внешнего рынка, применения новых сельскохозяйственных технологий и орудий труда (например, за 70–90-е гг. производство железных плугов выросло с 14,5 тыс. штук до 75,5 тыс., жнеек – с 780 до 27 тыс.), увеличе-ния числа наемных рабочих (с 700 тыс. до 3,6 млн.).

История российского государства и права

 

Позитивным явлением стало перемещение зернового производства из неблаго-приятного Нечерноземного региона на юг и восток. В южных регионах, за счет уменьше-ния посевов ржи, увеличилась посевы пшеницы и ячменя. Росла зерновая специализация, например: Сибирь давала 90% экспортного масла, Северный Кавказ – 90% – подсолнечно-го. Поступление на рынок страны зерна из Екатеринославской и Ставропольской губер-ний, области Войска Донского позволило крестьянам Нечерноземья освободиться от не-рентабельного здесь зернового производства и начать расширение более выгодного жи-вотноводства.

 

К концу XX в. в стране насчитывалось 4 высших, 12 средних, 105 начальных сель-скохозяйственных учебных заведений. Выпускалось 42 специализированных сельскохо-зяйственных издания (журналы и газеты).

Средства сообщения.Главные усилия правительства направлялись на развитиежелезных дорог.

Россия строила их быстрее и больше, чем остальные страны. Начало этому процессу было положено указом 28 января 1857 г. об учреждении «Главного общества российских же-лезных дорог». В этом постановлении, прежде всего, предусматривалось соединение хлебо-производящих районов с судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей.

 

В 1862 г. была введена в строй дорога от Москвы до Нижнего Новгорода. Она связала столи-цы с главной транспортной магистралью того времени – Волгой. В 1868 г. построили желез-ную дорогу от Москвы до Курска. В 1871 г. дорога Москва – Рязань – Воронеж соединила Не-черноземный центр с хлебородными губерниями. В том же году были введены в эксплуата-цию Москва – Смоленск – Минск, Рига – Царицын. В 1890 – Курск-Харьков. Если к 1861 г. протяженность составляла 1,5 тыс. верст, то к 1901 г. она достигла 58 тыс.

 

С появлением железных дорог окончательно сформировался всероссийский ры-нок. Строительство этих дорог подтолкнуло развитие металлургии и машиностроения.

 

Среди средств сообщения значительную роль продолжали играть реки. В 1860 г. по ним плавали 399 пароходов, а в 1895 г. – уже 2539. Морских пароходов в 1868 г. насчи-

тывалось 51, а в 1896 г. – 522.

Промышленность.Высокие темпы промышленного развития достигались за счетгосударственного финансирования экономики, дешевой рабочей силы и иностранных инвесторов.

 

Толчком к усилению внимания государства к промышленности стало стремление сохранить роль великой державы, обеспечить экономическую независимость от Запада, а также осуществить торговую экспансию в страны Азии.

В 60–70-е гг. темпы промышленного развития замедлились из-за перестройки ме-тодов управления и изменения рынка рабочей силы. Затем начался бурный экономиче-ский подъем:

 

− завершился промышленный переворот;

− возникли новые отрасли – угольная, нефтеперерабатывающая, химическая;

− произошла экономическая специализация регионов: Санкт-Петербург из чинов-ничьей столицы превратился в крупнейший машиностроительный центр, Москва – в текстильный. Юг страны – Ростов-на-Дону, Донецк, Кривой Рог – стал центром горной

 

и металлургической промышленности, оттеснив на второе место Урал.

За 40 пореформенных лет объем промышленной продукции вырос в 7 раз. Наибо-лее высоких темпов достигла добыча нефти: если в целом по стране в 1870 г. составляла 27,2 тыс. тонн нефти, то в 1890 г. – 3872 млн.

 

Торговля.Активно развивался внутренний рынок.До отмены крепостного правабиржи существовали только в Санкт-Петербурге, Москве, Кременчуге, Рыбинске и Одес-се, а после нее произошел буквально взрыв биржевой активности. В 1864 г. открылась

 

биржа в Иркутске, в 1865 г. – в Киеве, в 1866 г. – в Туле, Риге и Казани, в 1867 г. – Ростове-на-Дону, в 1868 г. – Харькове , 1869 г. – Самаре и т.д. С их помощью производство оконча-тельно приобрело товарный характер.

 

Внешнеторговый оборот вырос в 3 раза. В структуре вывоза преобладало зерно, объем его экспорта увеличился в 5 раз.

Итак, экономика страны в этот период сделала значительный шаг вперед. Однако основным источником ее развития был государственный сектор. Такое развитие не могло породить психологических изменений. В обществе и правительственных кругах продол-жала господствовать антирыночная, антибуржуазная идеология.

 

Что касается общества, то это отношение было естественным результатом нацио-нальной экономической специфики, когда богатства возникали путем царских пожало-ваний своим фаворитам или путем нещадной эксплуатации крепостных. Заслужить ува-жение со стороны простых людей ни купцы, ни аристократия, конечно, не могли.

 

Антирыночная идеология высшей бюрократии имела иную причину. Если отбро-сить естественный карьеризм и протекционизм, то там исторически доминировала идея служения Родине, поэтому в правительственных кругах с пренебрежением смотрели на любого предпринимателя, стремящегося увеличить свой капитал. Правительство смогло добиться ускоренного экономического развития, но выбранные им средства и методы не соответствовали развитию капитализма, а многие из них создавали для этого серьезные препятствия. Например, высокие налоги, усиливая нажим на население с низкими дохо-дами, сдерживали расширение сферы действия товарно-денежных отношений; над бур-жуазией был установлен неоправданно жесткий финансовый и бюрократический кон-троль. Отношение к рыночной экономике в правительстве было пересмотрено лишь под влиянием революции 1905–1907 гг., после чего был взят курс на всемерное поощрение мелких и средних предпринимателей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...