Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В каком году была создана профессиональная армия?




 

а) в 1497,          б) в 1550,           в) в 1632.

С какого возраста начиналась служба для бояр?

 

а) с 15 лет, б) с 18, в) с 20, г) с 22.

Когда появился первый театр?

 

а) в 1589 г.,       б) в 1672,          в) в 1756.

Настоящее имя Лжедмитрия?

а) Михаил, б) Григорий, в) Юрий.

Какой противник был для России в XVII в. основным?

а) Турция, б) Швеция, в) Польша.

Где летом жили русские цари в XVII в.:?

а) в Кремле,

б) в Коломенском,

в) в Преображенском.

Назовите два первых «потешных» полка?

а) Измайловский,

б) Преображенский, в) Семеновский.

С какого возраста начиналась деликтоспособность?

 

а) с 7 лет,          б) с 10 лет,        в) с 12 лет.

 

Раздел V.

 

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В 1730–1861 г.

 

Тема 1. Государство и право с 1730 г. до конца XVIII в.

 

Основным содержанием этого периода явилось обретение всеми слоями населения гражданских прав и ослабление влияния государства на общество (подобно тому, как это происходило в Европе в средние века). Этот процесс начался со вступления на престол Анны Иоанновны, в царствование которой дворяне получили некоторые послабления по службе, и завершился в 1861 г. отменой крепостного права.

 

Но историю государства и права можно разделить на два периода (хотя это дробле-ние искусственно и целесообразно лишь в методических целях в рамках учебного курса):

 

− с момента смерти Петра I основным направлением развития права явилось его формирование как замкнутого сословного права. Этот процесс завершился в XVIII в.

 

В первой же половине XIX в. шла консолидация и кодификация права,

 

− что касается государства, то в этот период произошли некоторые изменения в уст-ройстве центральных органов власти: XVIII в. центральными органами являлись колле-гии, а в начале следующего века на их месте были созданы министерства.

 

Исторические условия

 

Экономика.В конечном счете,качественные изменения любой социальной систе-мы предопределяются развитием экономики. Исторические процессы, возникшие благо-даря иным причинам (характеру монарха, придворным интригам, осложнению внешне-политической ситуации и т.д.), принципиально повлиять на развитие истории не могут.

 

Экономика России во второй трети XVIII в. не претерпела каких-либо изменений. Подавляющая масса населения по-прежнему трудилась в сельском хозяйстве, где

 

никаких изменений не происходило. Производительность сельского труда оставалась на-столько низкой, что крестьянское население с трудом могло прокормить городское, кото-рое на рубеже XVIII–XIX в. составляло лишь 4% общей массы населения. При этом многие горожане имели сады и огороды.

 

В зимнее время крестьяне Нечерноземья занимались кустарным промыслом: во Владимирской губернии – ткацким, в Ярославской и Костромской – прядением пряжи, в Семеновском уезде Нижегородской губернии делали ложки, в Дмитровском уезде Мос-ковской губернии – расчески и т.д. На этой основе начали возникать мануфактуры.

 

Число мануфактур увеличилось с 200 в 20-е гг. XVIII в. до 1200 – в 90-е. По форме собственности они делились на казенные (государственные)1, посессионные2, вотчинные3

 

и крестьянские4. Исторически прогрессивными были только крестьянские фабрики, функционировавшие на основе капиталистических принципов производства.

В конце XVIII в. соотношение производств с разной формой собственности было следующим: на казенных и посессионных трудилось по 7 тыс. человек, на вотчинных – 11,5 тыс., на крестьянских – 12 тыс. Эта нарождающаяся промышленность влияния на экономику страны пока не оказывала.

 

В течение XVIII в. продолжала развиваться экономическая специфика отдельных регионов:

− Черноземные губернии, Среднее и Нижнее Поволжье постепенно превращались в основных поставщиков хлеба;

− степные окраины юга и юга-востока стали базой скотоводства,

− в северных и западных губерниях получили распространение технические культуры, − на Украине выращивалась сахарная свекла.

 

Во второй половине XVIII в. насчитывалось почти 7 тыс. еженедельных торгов и

более 1800 ярмарок. Развитие торговли влекло за собой улучшение старых и появление новых путей сообщения, например, в середине XVIII в. была усовершенствована Вышне-волоцкая система каналов.

 

Медленные темпы развития экономики России порождались целым комплексом обстоятельств.

 

На первом месте по- прежнему оставалось географическое положение и природ-ные условия. К концу XVIII в. население проживало в давно обжитых великорусских гу-берниях. Хотя Степная Украина, Нижнее и Среднее Поволжье вошли в состав России 200–300 лет назад, эти территории не осваивались, из-за постоянной угрозы со стороны крымских татар. Крестьяне земли южнее Тамбова, Воронежа и Симбирска считали чу-жыми.

 

Экстенсивное развитие экономики консервировало социальные процессы. Насе-ление за этот период увеличилось. Но сам по себе механический рост населения страны не порождал качественных социальных процессов.

 

К концу XVIII в. в Санкт-Петербурге проживало 250 тыс. человек, в Москве – 200 тыс., Астрахани, Казани и Риге – по 30 тыс., Ярославле – 25, Туле, Тобольске – по 20 тыс., Аст-рахани, Калуге, Киеве, Воронеже, Орле, Иркутске – по 15 тыс. В подавляющем же числе случаев количество жителей редко превышало несколько тысяч. Они множеством нитей

 


1 Казенные предприятия создавались в металлургической, оружейной, селитренной, суконной и стекольной отраслях для обслуживания, главным образом, нужд армии. В качестве рабочих на них использовались государственные крестьяне.

 

2 Посессионные предприятия являлись полугосударственными–получастными. Государство пре-доставляло их владельцам финансовые льготы, обеспечивало рабочими руками и землей. Со своей стороны, владельцы были обязаны выпускать нужную государству продукцию независимо от ры-ночной конъюнктуры. Приписанные к фабрике посессионные крестьяне собственностью вла-дельца фабрики не являлись: хозяин был обязан платить им зарплату и все изменения в судьбе крестьянина согласовывать с государственным чиновником. Основная часть таких предприятий существовала в тех же отраслях, что и государственные предприятия.

 

3 Вотчинные предприятия создавались помещиками в их собственных имениях, если для этого имелось достаточное количество сырья (льна, пеньки, кожи, шерсти, зерна и т.п.) и рабочие руки. Труд крепост-ных помещикам ничего не стоил. Продукция таких предприятий оказывалась высокодоходной.

 

4 Они создавались на основе крестьянских промыслов. Из оброчных крестьян выросли династии крестьян-предпринимателей. Бугримовых, Борисовых, Гарелиных, Грачевых и других. Например, Грачев, еще будучи крепостным графа Шереметьева, сам имел в собственности около 900 крепост-ных и свыше 3 тыс. десятин земли.

 

были связаны с деревней: их культура имела те же истоки, образ жизни был тем же. Тогда как новые социальные отношения формировались при 20–30 тыс. горожан.

 

На втором месте среди факторов экономического развития находилось социальное положение крестьян. Более 50 % среди них составляли помещичьи крестьяне, остальные – государственные (казенные). На протяжении XVIII в. доля государственных крестьян уменьшалась, доля помещичьих – росла. Главным образом, это происходило в связи с по-жалованием императорами своим фаворитам государственных крестьян. До начала 60-х гг. дворяне получили около 400 тыс. крестьянских душ, при Екатерине – 800 тыс., при Павле – более 100 тыс. Определенная часть казенных крестьян переходила в частные руки в ходе приписки некогда свободных социальных слоев (незаконнорожденных, вольноотпущен-ников, детей солдат, пленных иностранцев и т.п.)

Государственные крестьяне проживали, в основном, в Поморье и Сибири. В эко-номическом плане эти регионы тогда ничего не значили. Крепостные крестьяне занима-ли более плодородные земли, но эксплуатация помещиков лишала их минимальных сти-мулов к труду.

 

Помещичьи крестьяне по характеру отбывания повинностей делились на барщин-ных и оброчных. К югу от Москвы основную часть составляли барщинные крестьяне, а к северу – оброчные. С течением времени росла менее эффективная барщинная эксплуата-ция крестьян. Если в конце XVIII в. европейской России 56% помещичьих крестьян находи-лись на барщине, то накануне 1861 г . – 71,7%. Конечно, в разных районах этот процент был разным. В нечерноземных губерниях, где сельскохозяйственный труд был неэффективен, на барщине трудилось 32,5% крепостных крестьян, в черноземных губерниях, на Средней и Нижней Волге – более 70%, в Литве, Белоруссии и на Украине – более 90%.

Уровень жизни подавляющей массы населения страны был нищенским. Это про-являлось, в частности, в отсутствии даже в некоторых уездных городах постоянно дейст-вующей магазинной и лавочной торговли. В деревне действовали коробейники (= офени), носившие весь свой товар в коробке, лишь некоторые из них имели подводы). В свою очередь низкая покупательная способность населения страны сдерживала развитие про-мышленности.

 

Итак, экономика этого периода по своей социальной сущности и источникам раз-вития оставалась государственно-помещичьей. Она не порождала социальных измене-ний, не могла явиться источником исторического развития России.

 

Внешняя политика.Целью внешней политики является создание максимальноблагоприятных условий для решения внутренних проблем. В истории человечества это достигалось разными способами: организацией эффективной обороны, захватом чужих территорий, налаживанием торговых связей. Правительство традиционно концентриро-вало свои усилия на решении первых двух задач.

Внешнеполитическое положение в течение XVIII в. значительно улучшилось. Если раньше задачи Посольского приказа сводились к предотвращению агрессии со стороны соседних стран, то теперь у России появились геополитические интересы. Она начала вести активную внешнюю политику, что проявилось в участии в международных кон-фликтах и захвате территорий соседних стран. В результате территория России значи-тельно выросла.

 

В течение этого периода значительные территориальные приобретения Россия сделала за счет присоединения Казахстана, Аляски, тихоокеанского побережья Северной Америки и Алеутских островов. Но это было достигнуто дипломатическим путем и жертв со стороны населения страны не потребовало.

 

Однако, во-первых, это было достигнуто ценой значительного напряжения сил: военные расходы часто превышали 70% бюджета страны. Причем этот бюджет был край-не скудным.

 

Во -вторых, завоеванные территории не стали одной из основ экономического про-цветания страны.

В истории колониализма завоевания сами по себе принесли доход только Испании

и Португалии, причем лишь в первые 100–150 лет. В то время они представляли собой феодальные страны, неспособные к чему-либо кроме грабежа. Колонизация Голландии, Англии и Франции оказалась принципиально иной. Ее суть заключалась не столько в обмане и ограблении (хотя в XVII в. они ни чем не отличались от португальцев и испан-цев XVI в.), сколько в торговле, а с XIX в. в организации местного производства. Занима-лись этим Ост-Индийские и Вест-Индийские частные компании, находившиеся под мощным покровительством своих государств. Для того чтобы получить доход, европей-ские страны вложили в колонии гигантские средства.

Россия изначально отбросила идею грабежа захваченных территорий. Завоеван-ной Финляндии она предоставила максимальную автономия, вплоть то того, что ее дохо-ды в российскую казну не поступали.

 

А в силу отсталости своего экономического развития Россия не смогла организо-вать на завоеванных территориях новое производство.

Правительство категориями меркантилизма не мыслило. Поэтому каких-либо ин-вестиций в организацию производства на завоеванных территориях оно не делало, орга-низовать торговую экспансию тоже не смогло. Что касается буржуазии, то она была до-вольно слабой и малочисленной. Ее экономические возможности не шли ни в какое срав-нение с потенциалом голландской, английской или французской Ост-индийских и Вест-индийских компаний. Единственной экономически сильной из всех оказалась Русско-американская компания. Но ее самостоятельность раздражала Петербург. Правительство не оказывало кампании дипломатической поддержки, что, в конечном итоге, привело к потере владений в Северной Америке.

 

Фактически уже в XVIII в. внешнюю политику в Европе определяла буржуазия, для которой войны стали инструментом получения прибыли. Определение размеров ар-мии, ее бюджет перешли от монарха в руки парламента. Следующим шагом по сокраще-нию ненужных военных затрат стало разграничение полномочий политиков и военных. Военным же оставили лишь решение оперативно-тактических вопросов. На доктриналь-ном уровне утвердился принцип: войны не могут вестись за счет общества. Впервые это произошло в Англии и США после победы буржуазных революций. В России же ни та-ких идей, ни разделения властей не существовало.

 

Основная причина низкой эффективности внешней политики заключалась в спе-цифике российской социальной системы. По своим характеристикам она по-прежнему оставалась восточно-деспотической. Это означало, что направленность внешней полити-ки, военно-стратегические цели и пути их достижения определяла власть: инициатива начала или окончания войны целиком находилась в руках монархов.

 

В своей внешнеполитической деятельности они руководствовались разными моти-вами. Так, Екатерина II считала Французскую революцию общей бедой всех европейских монархов, поэтому вступила в антифранцузскую коалицию при первой же возможности. Павла тревожило иное: он стремился восстановить пошатнувшееся в Европе (после побед Наполеона) равновесие. Измученный еще в детстве властной и не любившей его мате-рью, Павел не выносил любое насилие, и агрессия Франции, пусть даже в отношении да-леких от России стран (например, Швейцарии и Голландии), была для него основанием для выступления против Наполеона.

Безоговорочно все внешнеполитические начинания монархов поддерживали лишь их фавориты. Национальные интересы этих людей не волновали. В отличие от них, многие сановники сознавали пагубность войн для страны. По их мнению, Россия имела значи-

тельные неосвоенные территории, и приобретение новых лишь истощало и без того небо-гатые ресурсы, необходимые для развития исконно русских земель. Но из-за опасения по-терять благосклонность монарха, им приходилось скрывать свои взгляды. Лишь немногие осмеливались высказывать государям свое мнение (при Екатерине это был Н.И. Панин).

Дворяне резко отрицательно относились к завоевательным и коалиционным вой-нам, поскольку опасались новых налогов, с неизбежностью возникавших перед началом новой войны. Но их влияние на внешнюю политику практически было равно нулю.

Таким образом, помимо экстенсивно развивающейся экономики и низкой плотно-сти населения, развитию России мешала и амбициозная внешняя политика правительства.

 


Государственный строй

 

Высшие государственные органы.К началу царствования ПетраIпатриаршество

 

и Боярская дума лишь формально являлись институтами политической системы России. Они давно уже не выступали в качестве политических оппонентов государства. Поэтому их ликвидация прошла безболезненно. Но от своеволия неугомонного Петра устало не только дворянство в целом, а даже его приближенные. Поэтому сразу же после его смерти начались попытки ограничения абсолютной власти царя. Разумеется, двухсотлетний пе-риод абсолютной монархии исключал открытое сопротивление государю. Поэтому все попытки ограничения государевой власти проходили в виде интриг и заговоров, в ре-зультате чего возникали временные структуры, претендовавшие на власть: «Верховный тайный Совет», «Кабинет министров», «Кабинет ее Величества», «Совет при Высочайшем дворе» и др. Все они являлись высшими законосовещательными и исполнительными ор-ганами при определенном императоре и с его смертью ликвидировались.

 

«Верховный тайный Совет» был создан указом Екатерины I. Но императрица по-лучила власть в результате победы сподвижников Петра (А.Д. Меншикова, Ф.М. Апрак-сина, А.И. Остермана и П.А. Толстого) над родовитой знатью (в лице князей Голицыных

и Долгоруких). Так что реальной властью она не обладала, да и указ о создании Совета, скорее всего, написал сам А.Д. Меншиков.

 

В соответствии с указом, «Верховный тайный Совет» являлся совещательным орга-ном, фактически он подчинил себя все государственный структуры. В течение после-дующих четыре лет Совет пытался проводить политику Петра I. Вскоре между бывшими сподвижниками Петра I разгорелась борьба за власть, и их общие позиции ослабли. Уже в 1727 г. верх стали одерживать Голицыны и Долгорукие. Оказавшись в 1727 г. членами Со-вета, они начали бороться за ликвидацию того, что сделал Петр I, ради укрепления пози-ций аристократии.

 

Выбрав в январе 1730 г. Анну Иоанновну на русский престол, верховники попыта-лись ограничить ее власть в интересах аристократии. Однако в марте того же года эта по-пытка закончилась ликвидацией Совета и ссылкой ее членов.

В 1731 г. вместо Совета был создан «Кабинет министров». Он состоял из трех чело-век. Убедившись в их лояльности, Анна Иоанновна в 1735 г. из законосовещательного ор-гана превратила «Кабинет министров» в законодательный (подписи трех министров за-меняли подпись императрицы) и исполнительный орган.

 

В 1741 г. Елизавета создала «Кабинет ее Величества».

 

В течение краткого периода правления несчастного Петра III этот орган назывался «Императорским советом», а Екатерина II именовала его «Советом при Высочайшем дворе».

 

В условиях абсолютной монархии значительное влияние на политику оказывали многочисленные царские фавориты. Так, при Анне Иоанновне государством фактически управлял мелкий курляндский (латышский) дворянин, малообразованный Э. Бирон. Официально он занимал при дворе Анны Иоанновны придворную должность обер-шталмейстера (управляющий царской конюшней). Вскоре после смерти Анны Иоаннов-ны он был предан суду за интриги против нового императора-младенца Иоанна VI и его семьи, отсутствие религиозности, «неслыханные жестокости», усиление шпионажа, наса-ждение немцев в государственном аппарате и т.д.

 

В конце правления Елизаветы власть оказалась в руках генерал-фельдцейхмей-стера (начальника артиллерии) графа П.И. Шувалова, получившего бразды правления благодаря своему младшему брату И.И. Шувалову, которому благоволила императрица. Из екатерининских фаворитов большую и позитивную роль в русской истории сыграл близкий ей Г.А. Потемкин.

 

Официально высшим органом в этот период оставался Сенат. Его значимость за-висела от придворных интриг: она то понижалась (как это было при Иване Антоновиче и Анне Леопольдовне), то повышалась (при Елизавете). В царствование Екатерине II за Се-натом закрепились функции высшего судебного органа.

Местные государственные органы.До правления ЕкатериныIIместные государ-ственные органы сохранялись в том виде, который создал Петр I, то есть вся власть в гу-берниях находилась в руках губернаторов, а в уездах – в руках воевод. Это бюрократиче-ская власть полностью устранила выборные ораны, существовавшие ранее, но эффек-тивно решать возникающие задачи она не могла. Поэтому в 1775–1785 гг. Екатерина пере-строила систему местного управления на началах децентрализации и самоуправления.

 

Накануне реформы в стране существовало 23 губернии. В соответствии с законом от 1775 г. – «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – их число увеличивалось до 40. В основу создания на прежних территориях новых губерний было положено число ревизских душ: 300–400 тыс.

Во главе губернии стоял губернатор, наделенный широкими полномочиями в ад-министративной и судебной сферах. Более крупные и важные административные еди-ницы (окраинные регионы, состоящие из нескольких губерний, и столичные) возглавлял генерал-губернатор.

 

Губернатор назначался и смещался императором. При губернаторе создавалось губернское правление и казенная палата. Первое занималось административными во-просами, вторая – финансовыми. Их права, в сравнении с прежними губернскими орга-нами, расширялись: так, им передавались функции бывших камер-коллегий (управление казенной и надзор за частной промышленностью). Это означало некоторую децентрали-зацию власти.

 

Во главе уездной администрации стоял земский исправник и нижний земский суд, избираемые дворянством. Нижний земский суд руководил местной полицией, наблюдал за проведением в жизнь решений губернского правления.

 

Местные органы власти получали в свое распоряжение военные части: гарнизон-ные команды в губерниях и отряды стражников – в уездах.

 

Важным элементом реформы местных органов власти являлось введение выбор-ных начал в их формирование. Это было заложено «Грамотой на права, вольности и пре-имущества благородного российского дворянства» (более известной под именем «Жало-ванной грамоты дворянству») и «Грамотой на права и выгоды городов Российской импе-рии» (обе были подписаны императрицей в 1785 г.)

 

Еще в 1766 г. дворянство получило некоторые элементы самоуправления на уезд-ном уровне. С 1775 г. дворяне каждой губернии составляли дворянское общество. Его

 

высшим органом становилось дворянское собрание. Дворяне каждого уезда на своих соб-раниях выбирали по одному депутату, а уже те из своей среды определяли, кем быть предводителю губернского дворянского собрания. Эти собрания вели родословные кни-ги (куда заносились сведения о рождении, кончине или другие изменения в дворянских семьях), имели возможности подачи жалобы губернскому начальству, министрам, а в особых случаях – и императору, создавали пансионы-приюты и другие учебные заведе-ния для дворянских детей, учреждали пособия для дворян-студентов и т.д.

 

В апреле 1785 г. Екатерина подписала «Грамоту на права и выгоды городам Рос-сийской империи». В соответствии с ней сокращались объемы купеческих повинностей, от подушной подати и рекрутской повинности купцов вообще освободили.

 

Введенная в городах система самоуправления оказалась довольно сложной:

− раз в три года проводились «Собрания градского общества», где выбирались го-родской голова, бургомистр, заседатели магистрата и совестного суда,

− «Общая городская дума» собиралась несколько раз в год. Ее члены избирались ка-ждым из шести разрядов городских жителей,

− «Шестигласная дума» – постоянно действующий орган управления. Она состояла из «городского головы» – председателя, шести «гласных» – депутатов (по одному от каж-дого городского разряда),

 

− «Магистраты» – постоянно действующий орган, избиравшийся «Собранием го-родского общества».

Однако благие начиная императрицы не воплотились в жизнь. Система городско-го самоуправления возникла не как результат социально-экономических потребностей самих горожан, а как реформа «сверху». Власть не спешила изменить принципы взаимо-отношения с горожанами: городские думы находились под жестким контролем со сторо-ны губернской и уездной администраций. Для возникновения реальной системы город-ского самоуправления требовался иной уровень экономических возможностей горожан, их финансовая независимость от государства. В социально-политическом смысле жители городов должны были представлять собой единое целое, с ясно осознанными общими целями. В действительности же этому препятствовала политика власти в отношении дво-рян, в соответствии с которой в социальной сфере всеми гражданскими и экономически-ми правами наделялось лишь одно дворянство.

 

Судебная система.Разное отношение к представителям разных социальных групп,наверное, существовало всегда. При этом государственный суд в целом был един, то есть в нем рассматривались дела, как дворян, мещан, так и государственных крестьян. По мере же юридического оформления сословий возникала и сословная судебная система.

 

Значительная перестройка работы и структуры судебных органов произошла в 1775 г., в связи с губернской реформой.

 

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд. Судью и двух заседателей на три года избирали сами дворяне. Апелляционной инстанцией для уездных судов являлся «Верхний земский суд», работавший в рамках губернии. Его председатель назначался царем, а девять заседателей избирались дворянами.

Для городских жителей низшим судом являлись городские магистраты. Председа-тель и два заседателя избирались горожанами на два года. Решение городского суда мог-ло быть обжаловано в губернский магистрат. Мелкие дела с 1782 г. рассматривали «упра-вы благочиния» – городские полицейские органы.

 

Для государственных крестьян первой инстанцией являлась уездная нижняя рас-права. Судья назначался из числа местных чиновников.

Все дела своих крепостных крестьян помещики разбирали сами.

 

Помимо этого, создавался «совестный суд », который разбирал дела о колдовстве, умалишенных, малолетних и, в примирительном порядке, гражданские дела.

 

Судебная реформа предполагала отделение суда от исполнительных органов. Од-нако эта попытка успехом не увенчалась. Сословия избирали только заседателей , предсе-датели же судов назначались правительством. Это делало судей зависимыми от местных органов власти.

Высшей кассационной инстанцией для всех судов становился Сенат.

Полиция.В губернских и уездных городах страны полицейские структуры былисозданы в 1733–1734 гг . О значении этих органов говорит перемещение в 1745 г. генерал-полицмейстера из 5-го ранга, который он занимал по петровскому закону 1722 г., в 3-й, а в 1759 г. – во 2-й.

 

Организационная структура полиции постоянно совершенствовалась, штат воз-растал. Например, в 1763 г. в московской полиции служило 432 человека. Кроме того, им в помощь было выделено две роты драгун.

 

Крупной вехой в развитии структуры полиции стал «Устав благочиния», приня-тый в 1782 г. Отныне полицейские органы в городах возглавлялись полицмейстерами, в уездах – городничими. В соответствии с численностью населения города делились на «части», во главе которых находились частные приставы. Соответственно, части делились на кварталы, где за порядком следил квартальный надзиратель. Низшую полицейскую должность занимали будочники, отвечавшие за порядок на конкретной улице.

 

Армия.Армия в этот период по-прежнему оставалась огромной:в серединеXVIIIв.она насчитывала 330 тыс . человек, к концу века – 400 тыс. Ее содержание являлось одним из основных тормозов в развитии страны. Так что в этом плане никаких изменений, в сравнении с предшествующим периодом, не происходило. Но ослабление давления вла-сти на дворянство обернулось в 1736 г. сокращением срока службы для офицеров с 45 до

25 лет.

 

В 1766 г. был введен новый порядок наборов в рекруты: наборы производились в определенных губерниях раз в пять лет, рекрутом становился один из ста крестьян. Куп-цы вместо рекрутской повинности выплачивали сначала по 360, потом – по 500 руб.

 

 

§ 3. Социальные процессы

 

Для социальной истории России характерно отсутствие политического компонен-та, то есть четко сформулированных целей и хоть какой-то борьбы ради их достижения.

 

В условиях, когда ради защиты Родины власть в максимальной степени сузила сферу гражданских отношений, иного и быть не могло. Поэтому основным содержанием этого периода явился выход общества из-под власти государства

 

Этот процесс имел следующие особенности. Во-первых, низкий уровень развития производительных сил и амбициозная внешняя политика первоначально позволили об-рести гражданские права только дворянству, которое составляло не более 2% населения страны. Во-вторых, завершением обретения обществом гражданских прав явилась отмена крепостного права. Но она произошла не через борьбу крестьян с властью и помещика-ми, а, в основном, благодаря психологическим изменениям в правительстве и придвор-ных кругах, что предопределило неполноту проведенных реформ.

Второй составляющей социальной истории этого периода являлось образование сословий.

 

Сословия представляют собой крупные замкнутые социальные группы, обладаю-щие определенными правами и обязанностями. В России сословия окончательно юриди-чески оформились во второй половине XVIII в.

Обретение дворянством гражданских прав.Первым условием,позволившимдворянству выйти из-под власти государства, явилось значительное улучшение внешне-

 

политической обстановки. Положение России во второй трети XVIII в. было несопоста-вимо с положением предшествующих столетий : если раньше речь шла о физическом вы-живании нации и сохранении государства, то теперь войны проходили в основном на территории врага.

 

Вторым условием стали династические споры, возникавшие после смерти очеред-ного монарха. Каждая из сторон пыталась заручиться поддержкой дворян, и в результате улучшалось положение дворянства в целом.

 

После смерти Петра I в борьбе за трон столкнулись две партии: родовитая аристо-кратия во главе с князьями Голицыными и Долгорукими, а также соратники Петра I, ко-торые пробились наверх благодаря личной преданности императору и своим деловым качествам. Их организатором оказался А.Д. Меншиков. Инструментом же борьбы за власть стали гвардейские полки.

Эти полки от офицеров до солдат в своем большинстве состояли из дворян. А все солдаты-недворяне рано или поздно пополняли ряды дворянского сословия, по-этому гвардия разделяла интересы дворянства. Особую роль в дворцовых переворотах сыграли Преображенский и Семеновский полки, которые с окончанием Северной войны постоянно находились либо в Петербурге, либо в Москве. Гвардия была преда-на Петру I, как предана своему полководцу любая армия, которую он привел к победе. Эта любовь автоматически распространялась на жену Петра, пережившую с ним вме-сте не одну военную компанию.

 

А.Д. Меншиков решительно воспрепятствовал вступлению на престол как внука Петра I, так и потомков царя Ивана. Он сделал ставку на жену скончавшегося государя, которая, по его мнению, должна была действовать под его влиянием. С согласия Екате-рины, А.Д. Меншиков выдал гвардейцам жалование, не получавшим его уже 15 месяцев. Государь еще находился в агонии, когда два гвардейских полка окружили Сенат. Их ко-мандиры, в нарушение этикета, фактически ворвались в зал заседаний и приказали сена-торам присягнуть Екатерине. Сопротивляться было бессмысленно.

После успеха дела, гвардейцы получили еще 20 тыс. рублей, а многие офицеры – повышение по службе. В течение двух лет царствования Екатерины правительство осы-пало гвардию разнообразными знаками внимания. Перепало немного и армейским офи-церам: в 1727 г. 2/3 офицеров и рядовых из дворян были отпущены в краткосрочный от-пуск, хотя и без жалования.

С 1727 по 1730 гг. на престоле находился внук Петра Великого Петр II. За ним стояла ничем не обязанная дворянству аристократия. Поэтому дворянство в это царство-вание ничего не получило. Изменения в положении дворян начались в царствование Ан-ны Иоановны.

 

Петр II скончался от черной оспы в 1730 г. Прочных законодательных основ, пред-писывающих правительству, как поступать дальше, не существовало. В результате долгих поисков претендентов на престол членами Верховного совета была выбрана средняя племянница Петра I Анна Иоанновна. Она была бездетной вдовой курляндского герцога

 

и уже 19 лет проживала в Миттаве. В гвардии и придворных кругах она поддержки не имела. Поэтому верховники подумали, что смогут легко ею манипулировать. Голицын, большой поклонник шведской политической модели, сформулировал ряд условий («кондиции»), на которых Анна приглашалась на трон: управлять государством совмест-но с Верховным Советом, самостоятельно не объявлять войны и не заключать мира, ко-мандование гвардией передать Верховному совету, своей властью не производить в чины выше полковника, не расходовать самостоятельно государственные средства, никого из дворян не лишать жизни без суда, не отнимать вотчины без согласия Верховного совета, не выбирать себе приемника и не вступать в брак без согласия Совета. В случае наруше-ния любого пункта Анна лишалась короны.

 

Скорее всего, Анна приняла бы любые ограничения, но в дело вмешался бывший сподвижник Петра генерал-прокурор П.И. Ягужинский. Он обиделся на то, что верхов-

ники не пригласили его на обсуждение кандидатуры будущего монарха. В результате Анна практически одновременно получила два документа: один от верховников с при-глашением на престол и текстом ограничений, второй – от П.И. Ягужинского с обещани-ем поддержки в борьбе с верховниками.

 

Верховники отражали интересы очень узкой аристократической группы, в кото-рой были представлены 12 фамилий. Между тем, ранее, на тот день, когда скоропостиж-но скончался Петр II, была назначена его свадьба , и в Москву на торжества из всех угол-ков России съехалось множество дворян. Узнав о закулисном торге верховников с буду-щей императрицей, они возмутились, что и попытался использовать П.И. Ягужинский.

 

Поскольку официальной властью в период междуцарствия были верховники, Ан-на приняла их предложение и 15 февраля приехала в Россию. В течение месяца она раз-биралась в обстановке. 25 февраля она приняла представителей дворян, потребовавших сохранения самодержавия и ликвидации Верховного совета. В присутствии верховников она разорвала подписанные кондиции.

Анна помнила, кто сыграл главную роль в получении ею безграничной власти.

И она, хотя и не сразу, отблагодарила дворян.

Они получили некоторые послабления по службе:

− в 1732 г. был открыт 4-х классный Сухопутный шляхетский корпус на 200 человек, откуда выпускники поступали на службу уже офицерами,

− в 1736 г. «для лучшего содержания шляхетских домов и деревень» срок службы был ограничен 25 годами. При наличии в семье нескольких сыновей, один из них мог остаться дома для ведения хозяйства. Службу отныне разрешалось начинать не с 15 лет, а с 20,

− поскольку кадетские корпуса не могли вместить всех недорослей, правительство в 1737 г. разрешило им обучаться в школах или дома. По достижении 12, 16 и 20 лет следо-вало сдать экзамены и получить офицерский чин. Правда, не выдержавших второй экза-мен отдавали в матросы.

Кроме того, дворяне получили и существенные экономические приобретения:

 

− возобновилась раздача земли дворянам, причем земля отдавалась в полную собст-венность,

 

− в 1731 г. был отменен указ Петра I «О единонаследии». Отныне имения признава-лись полной собственностью дворян, всякое различие между вотчиной и поместьем было окончательно стерто.

 

Конечно, для принципиального изменения положения дворянства еще не пришло время, поэтому власть отстаивала, прежде всего, интересы государства, системы в целом. Например: помещик нес ответственность за уплату своими крестьянами налогов. С 1731 г. за недоимки крестьян помещиков сажали в тюрьму и разоряли.

 

Личность дворянина по-прежнему была беззащитна. За малейшее подозрение в не-уважении к императрице или ее фавориту Э.И. Бирону людей тащили в подвалы Тайной канцелярии. Наиболее ярко бесправие дворян проявилось в деле кабинет-министра А.П. Во-лынского. Будучи патриотом, он ненавидел немцев, облепивших русский трон. С первых же дней своей деятельности в Кабинете министров А.П. Волынский начал с ними неравную борьбу. Через два года для него и трех его соратников это закончилась трагедией: А.П. Во-лынскому отрезали язык, отрубили правую руку, а затем – голову, придворному архитекто-ру П.М. Еропкину и горному инженеру А.Ф. Хрущеву отрубили голову, президенту Ком-мерц-коллегии П.И. Мусину-Пушкину отрезали язык и сослали в Соловецкий монастырь.

 

В царствование Елизаветы Петровны дворяне обрели, прежде всего, новые эконо-мические льготы:

− ради сохранения помещиками рабочих рук, в 1742 г. императрица подписала указ, по которому крестьянам было запрещено записываться в солдаты,

 

− указы 1743, 1746 и 1758 гг. запретили лицам недворянского происхождения приоб-ретать земли и крепостных,

− был снижен размер подушной подати, которая разоряла крестьян и помещиков, − дворяне получили право продажи крестьян, − в 1760 г. они получили также право наиболее опасных крепостных ссылать в Си-

 

бирь с зачетом этих людей в рекруты.

Дворянство получило и некоторые другие экономические льготы.

Что касается льгот по несению службы, то правительство их не предоставляло, но смотрело сквозь пальцы на то, что служилое сословие недобросовестно относилось к сво-им обязанностям. Так, в 1743–1750 гг. на смотры приехало 8753 молодых дворянина, а ук-лонилось от поездок 801. По петровским законам всех их ждали самые суровые наказания, но наказаны были только 92 человека. Остальных же, после многочисленных жалоб роди-телей и помощи сердобольных защитников, Сенат простил.

 

Полное освобождение от обязательной службы произошло в короткое царствование Петра III. Еще во второй половине 50-х гг., в царствование Елизаветы, при дворе сложились две группировки дворян, одну из которых возглавляли братья Воронцовы, вторую – Шуваловы. Первая группа добивалась освобождения дворян от обязательной службы, вторая – обретения новых экономических льгот. Их стараниями в 1754 г. была создана Уложенная комиссия. В ре-зультате ее многолетней работы дворяне так ничего и не получили.

 

В декабре 1761 г. престол перешел к Петру III. Он назначил своим тайным секрета-рем Д.В. Волкова, который и решил судьбу спора между Воронцовыми и Шуваловыми. В январе он вместе с А.И. Глебовым составил проект манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». 18 февраля 1762 г. на заседании Сената, без об-суждения, Петр III подписал его.

Отныне дворянин мог оставить службу в любое время, кроме военного. Им разре-шалось выезжать за границу и даже поступать там на службу. Единственной сословной обязанностью оставалось получение образования. Этим манифестом дворянство оконча-тельно превращалось из служилого в привилегированное сословие. Фактически мани-фест положил начало новому этапу в истории дворянства.

Петр III процарствовал немного: в июне 1762 г. он был свергнут своей женой Екатериной.

 

Хотя Екатерина и короновалась в том же 1762 г., официально считалось, что она всего лишь регентша при своем несовершеннолетнем сыне Павле. Были живы правнук Ивана V Иван VI и дочь Елизаветы Августа. И тот, и другая имели бесконечно больше прав на пре-стол, чем жена покойного государя. В этих условиях игнорирование интересов дворян могло легко обернуться заговором против Екатерины. Поэтому уже в 1763 г. Екатерина подписала указ об учреждении специальной комиссии по разбору дворянских предложений. Комиссия проработала полгода, но императрица была недовольна результатами её работы. В 1767 г. она создала Кодификационную комиссию. Предполагалось, что дворяне выскажут свои предложения по улучшению работы государства и устройству общества. Естественно, дворяне засыпали комиссию верноподданническими просьбами по увеличению своих прав на уровне местного управления и новых экономических льгот.

 

Тем временем положение Екатерины на престоле упрочилось. Поэтому с льготами дворянству можно было уже не спешить. Лишь в 1785 г. в день своего рождения – 21 апре-ля – Екатерина подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Это был свод многочисленных прав и привилегий, полученных дворянством в течение ХVIII в. Грамота состояла из преамбулы и 92 статей. Наиболее важными было следующие:

 

− даже в случае совершения преступления, дворянин мог лишиться дворянского достоинства только по решению Сената и с согласия императора,

 

− освобождение от телесных наказаний,

− право на проведение любых имущественных операций, − освобождение от личных податей;

История российского государства и права

 

− право на создание уездных и губернских дворянских обществ для обсуждения ме-стных корпоративных проблем.

 

Но, добившись гражданских прав, дворянство не превратилось в политическую силу, оказывающую влияние на политику правительства.

 

Основной причиной такой политической пассивности была бедность основной массы дворян. Так, в 1777 г. 59% помещиков имели менее 20 крестьян–мужчин1. 25% по-мещиков считались обедневшими и имели от 25 до 100 душ, остальные 16% от 100 и бо-лее. К середине XIX в. положение помещиков несколько улучшилось: 43,8% имели менее

 

20 душ, 35,15% 21–100, 18% – 101–500, 2% – 501–1000, 1,1% – более 1000 душ.

Таким образом, в подавляющем числе случаев те из помещиков, кто пожелал бро-сить службу и отправиться жить в деревню, отличались от крестьян лишь тем, что не ра-ботали. Дом же их был не намного лучше крестьянского, культура – почти такой же.

 

Помещики этой группы не имели шансов не только улучшить свое положение, но даже сохранить его. Дело в том, на Западе существовало право майората, когда родовое имение доставалось в наследство только одному, старшему сыну. В 1714 г. Петр I попы-тался пойти по этому пути и принял соответствующий указ, но в 1730 г. дворянство доби-лось его отмены. В результате родовые имения продолжали постоянно дробиться, редкое поместье оставались в руках одной семьи дольше трех-четырех поколений.

Немаловажной причиной отсутствия у дворян политических амбиций являлся прин-цип комплектования этого слоя. Поскольку государству постоянно не хватало чиновников, дорогу на государственную службу пришлось открыть представителям других сословий. Петр I в 1722 г. издал Табель о рангах; в соответствии с этим документом все чиновники и офицеры получали право личного дворянства. Такие дворяне составляли приблизительно треть общего числа дворян и помещиками не являлись. Они целиком зависели от государст-ва, и ни о какой политической оппозиции с их стороны и речи быть не могло.

 

Кроме того, среди потомственных дворян более 60% являлись иностранцами, ока-завшимися на русской службе (главным образом – немцы), а также жителями завоеван-ных территорий (поляки, грузины). Отсутствие у русских дворян политических прав эту группу практически не волновало.

 

Политические амбиции являются прямым результатом богатства. В России имелся узкий слой баснословно богатых дворян. Например, Н.П. Шереметьев в конце XVIII в. имел 198,7 тыс. крепостных. Десятками тысяч крепостных владели Ф.А. Апраксин, А.Д. Голицын, Н.Ф. Головин, А.Н. Демидов, В.В. Долгорукий, А.Л. Нарышкин, А.М. Чер-касский. Политическая индифферентность этого слоя определялась расположением зе-мельных владений. С XVI в. раздававшие землю приказы и коллегии не принимали во внимание местонахождение других владений дворян. Земли раздавались по мере вклю-чения в состав России новых территорий. Например, с 1703 по 1740 гг. в районе Финского залива было роздано почти 1 млн. десятин. Новые массовые раздачи последовали после присоединения Крыма и Новороссии в последней четверти XVIII в.: дворянство получило там не менее 625 десятин. В результате крупные состояния представляли собой совокуп-ность рассеянных по стране имений. Например, земли богатейшего в XVII в. царедворца Б.И. Морозова были разбросаны по 19 губерниям, земли Шереметевых в XVIII в. – по 17, Воронцовых – по 16. Если, например, в Англии, лендлорд имел в графстве родовое поме-стье, там же он являлся и высшим должностным лицом (на службе государства), то в Рос-сии высшим должностным лицом всегда являлся губернатор, для которого основными были интересы государства. При столкновении интересов местных дворян и государства губернатор никогда не вставал на сторону дворян. В лучшем случае он мог выступить хо-датаем перед вышестоящими органами.

 

 


1 Женщины в поле не работали и доход помещику не приносили, дети тем более не брались в рас-чет. Поэтому под крепостной «душой» подразумевали только мужчин.

 

 

Обретение гражданских прав горожанами.В определенной степени реформы Пет-ра I подтолкнули развитие промышленности, ремесла и торговли. Но в условиях общей не-свободы его усилия не могли привести к быстрому увеличению городского населения. По-этому инициативу формирования городского сословия опять взяло на себя государство

 

В 1785 г. была принята жалованная «Грамота на права и выгоды городам Россий-ской империи». Отныне все горожане обретали единый сословный статус – мещане, ко-торый делился на шесть разрядов:

 

− домовладельцы,

− купцы 3-х гильдий,

− цеховые ремесленники,

− все иногородние и иностранцы, − именитые граждане,

 

− посадские (все, кто не вошел в первые пять разрядов).

Мещане получали личные и имущественные права. К личным правам относились:

 

право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, смену места жительства, на выезд и т.д. К имущественным – право на наследование и приобретение любого вида собственности, на занятие промыслами и ведение торговли и т.д. В определенной мере мещане получали систему самоуправления. В обязанности городских органов самоуправления входило разви-тие социальной инфраструктуры, городской торговли и обеспечение порядка.

 

Принадлежность к этому сословию становилась наследственной, а лишение сословных прав происходило в судебном порядке (в случае совершения уголовного преступления).

Судебная система в городе тоже становилась сословной.

 

Полученные мещанами права являлись не результатом их борьбы, а следствием политики «просвещенного абсолютизма». Поэтому они были неполными. У власти были свои цели: с одной стороны, она стремилась активизировать деятельность горожан в ин-тересах развития экономики, но с другой, ограничивала их активность в интересах казны.

 

Духовенство.В отношении этого сословия государство проводило всю ту же поли-тику жестокого контроля с одновременным предоставлением ему определенных приви-легий. Первая линия проявлялась, в частности, в следующем:

 

− в 1764 г. правительство Екатерины II провело секуляризацию церковных земель (у церкви было изъято свыше 800 тыс. крепостных душ мужского пола и огромное количест-во земельных владений).

− 1766 и 1769 гг. – запрещение лицам податных сословий вступать в духовное звание.

 

Вторая линия проявлялась в таких законах:

 

− в 1737 г. детям духовенства разрешено вместо себя выставлять рекрутов,

− в 1769 г. была ужесточена ответственность за обиды, нанесенные священникам и монахам,

 

− в 1776 г. Синод запретил употреблять телесные наказания в отношении священников.

Крестьянство.Крестьяне составляли основную часть населения страны,поэтомусовсем не случайно с 1725 г. по 1801 г. было принято 2253 нормативно-правовых акта в отношении этого сословия1.

 

Крестьяне в этот период подразделялись на государственных и крепостных. Крестьяне первой группы делились на собственно государственных и посессион-

 

ных. Государственные крестьяне имели право на защиту в суде, на владение землей и движимое имущество, на переход в другое сословие, на смену места жительства. К концу века их численность составляла около 40% от общего числа. Группа посессионных (от лат.

 

 


«владение») крестьян возникла в 1721 г. и состояла из государственных крестьян, прикре-плявшихся к частным предприятиям. Вместо несения государственных повинностей они несколько месяцев в году работали на мануфактурах.

 

Крепостные крестьяне делились на помещичьих, дворцовых и монастырских . Помещичьи крестьяне превратились в полностью бесправный слой именно в этот

 

период. В соответствии с Соборным Уложением 1649 г., крестьяне обладали определен-ными правами. Так, закон охранял их жизнь и собственность, они являлись субъектами права , их промысловая и хозяйственная деятельность не ограничивалась. Да и зависи-мость от помещиков была не только личной, сколько экономической . Но по мере обрете-ния дворянами личных и экономических свобод положение крестьян стало ухудшаться, и они лишились следующих прав:

 

− в 1724 г. – уходить на заработки без разрешения помещика, − в 1731 г. – брать подряды и откупа,

 

− в 1741 г. – приносить присягу при престолонаследии (отныне за них это делал по-мещик),

 

− указ 1760 г. предоставил помещикам право ссылать своих крестьян в Сибирь. При-чем местные власти могли отправить несчастного крепостного по записке помещика.

− в 1767 г. крестьянам было запрещено подавать жалобы на своих помещиков. Дворцовые (с 1797 г. их стали именовать «удельными») крестьяне принадлежали

 

императорской фамилии. Их положение было несколько лучше, чем помещичьих. Монастырские крестьяне принадлежали церкви. В 1764 г. в ходе проведения секу-

 

ляризации государство отобрало у церкви около 2 млн. крепостных. Они стали называть-ся экономическими. В 1786 г. они были переведены на положение государственных.

 

Как сословие крестьяне всех групп имели право найма работников, право зани-маться торговлей и кустарными промыслами, выставлять вместо себя нанятых в рекруты.

В царствование Екатерины II на правительственном уровне впервые возник вопрос

о целесообразности сохранения крепостного права.

Основной причиной появления идеи отмены крепостного права стало распро-странение европейской, гуманистической культуры. Это с неизбежностью переводило проблему освобождения крестьян из политико-организационной сферы в плоскость об-щественных дискуссий.

 

Близкие ко двору А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, П. И. Панин (брат воспитателя Павла I Н.И. Панина), государственный деятель, историк и писатель И.П . Елагин, депу-таты Уложенной комиссии И. Чупронов, Г.С . Коробьин, Я.П. Козельский , А. Алейников, А.И. Маслов вели критику крепостничества с моральных позиций. Они предлагали за-претить продажу крестьян поодиночке (продавать только семьями), установить надзор губернаторов над жестокими помещиками и другие меры. Дипломат Д.А. Голицын, профессор Московского университета С.Е. Десницкий указывали на экономическую не-эффективность крепостного права.

 

Екатерина на протяжении всей жизни оставалась противницей крепостного права. При этом она ясно осознавала, что одного ее желания для радикального изменения всей социальной системы страны недостаточно; что дворянство категорически против этой отмены, поэтому начала действовать обходными путям;

− она всерьез занялась просвещения дворянства,

− запретила свободным людям и вольноотпущенникам вступать в крепостную зави-симость,

 

− для вновь учрежденных городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан,

 

− дети горожан, принятые в воспитательные дома на государственное попечение, становились свободными.



Право

 

Основным содержанием развития права этого периода являлось его формирова-ние как сословного. В определенной степени единым оставалось лишь семейное право, определявшееся христианскими канонами.

 

Источники.В течение этого периода продолжали действовать нормативно-правовые акты разных периодов русской истории . С одной стороны, юридической силой по-прежнему обладали Соборное уложение 1649 г. и петровское законодательство. Они создавались в то время, когда ничего частного в России не было, когда интересы отдель-ного человека и целых социальных групп были полностью подчинены интересам госу-дарства. С другой стороны, во второй трети XVIII в. дворяне обрели гражданские права. Во второй половине XVIII в., разумеется, в меньшем объеме, эти права получили горожа-не, а в первой половине XIX в. сократилось вмешательство государства и в жизнь духовен-ства. В результате в правовых источниках возникла путаница. Ее пытались преодолеть Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета, Екатерина, Александр I. Однако из-за того, что соци-ально-экономические условия принципиально не менялись, сделать этого никому из са-модержцев не удалось. Поэтому по своему содержанию русское право этого периода было ближе к праву царствования Алексея Михайловича и Петра I, чем к законодатель-ным нормам «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

 

Что касается присоединенных к России чужих территорий, то их законодательные системы остались без изменений:

 

− на Украине до 70-х гг. XVIII в. действовали гетманские универсалы, Литовские ста-туты и магдебургско-хелмское право;

 

− в Прибалтике – «Шведское уложение» 1734 г. и немецкие законы;

− в Финляндии влияние Швеции было сильнее, чем в Прибалтике, поэтому там ра-ботали только шведские законы;

− в Бессарабии – собрание законов Донича, соборная грамота Маврокордата; − в мусульманских регионах страны применялись нормы шариата и Корана.

 

Уголовное право.Особенностью развития уголовного права этого периода яви-

лось следующее.

Во-первых, более четкое проведение сословного принципа в уголовном праве: основ-ные изменения в этой отрасли права появлялись по мере юридического оформления прав и обязанностей сословий, например, дворяне были освобождены от телесных наказаний

 

Во-вторых, – попытка гуманизации наказаний, предпринятая Екатериной II. Соборное уложение и Воинский устав ставили на первое место преступления про-

тив церкви и веры, далее шли политические и административные преступления. Престу-пления против частных лиц по значимости находились на последнем месте. Первая по-пытка изменить эту ситуацию прослеживается в намерениях Екатерины II.

 

В 1766 г. для комиссии по новому Уложению она написала «Наказ». В отношении уголовного и уголовно-процессуального права царица высказала следующие пожелания:

 

− изменить цель наказания: от устрашения общества перейти к наказанию преступника, − смягчить наказания, − постараться не столько наказывать преступника, сколько предотвращать преступление.

Наткнувшись на непонимание членов Уложенной комиссии, она отказалась от

попыток проведения идей «Наказа» в жизнь. Тем не менее, в условиях самодержавия, ко-гда каждое слово и даже пожелания монарха имели юридический вес и должны были учитываться окружением, идеи « Наказа» не пропали даром и благотворно сказались на правоприменительной практике.

 

Административное право.Эта отрасль права в основном регламентировала рабо-ту полиции. В ее задачу входила защита интересов государства и горожан.

 

К первым относилась, например, борьба с нищими. Одиноких, но годных к службе людей ловили и отправляли в солдаты, женатых – на казенные заводы или в оренбург-

 

ские степи на пограничные заставы. Интересам государства соответствовало также уста-новление винной монополии. Отныне за донос о производстве соседом домашнего вина и самогона устанавливалась премия, за недонесение – штраф.

 

Что касается интересов общества, то , прежде всего, им соответствовала борьба по-лиции с разного рода разбойниками. Так, в городах ходить ночью без фонарей и группой более трех человек запрещалось. Полиция пыталась также обеспечить безопасность дви-жения на улицах, поскольку травматизм от лихих наездников в те века был значитель-ным. Она контролировала цены на городских рынках и выполняла множество других со-циально важных функций.

 

Все эти обязанности полиции были систематизированы в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. и «Уставе благочиния» 1782 г.

 

Гражданское право.В истории русского праваXVIIIв.стал тем веком,когда последвухсотлетнего перерыва вновь началось формирование гражданского права в его рим-ском понимании, то есть права свободного гражданского общества. В прежние века в ка-кой-то мере развивалось вещное и обязательственное право, но зависимость всех слоев населения от власти являлась для этого развития непреодолимой преградой.

 

Разумеется, ни после смерти Петра I, ни даже во времена Екатерины II граждан-ское право не могло радикально потеснить интересы государства. Давление на власть со стороны сословий и социальных групп было минимальным. Даже восстание под руково-дством Е.И. Пугачева не представляло для власти серьезной опасности. Поэтому ради-кальных изменений в отношениях между обществом и властью произойти не могло.

Первым шагом на пути формирования гражданского права стало освобождение дворян от обязательной службы и юридическое оформление мещанского сословия. По-мимо дворян и мещан собственностью могли владеть и распоряжаться жители северных регионов и иностранцы.

 

Вещное право.Дворянские поместья были«повышены»до уровня вотчин.Но вполную собственность дворяне их получили только при Екатерине II (хотя родовое не-движимое имущество по-прежнему запрещалось отчуждать: оно переходило к наследни-кам по закону).

В 1791 г. бездетные помещики получили право предавать свое имущество любым

лицам.

Обязательственное право.Опять-таки при ЕкатеринеIIпроизошло освобождениечастных сделок от обременительного контроля со стороны власти. При заключении сде-лок с недвижимостью, крепость была еще обязательной, для остальных же сделок все проходило по упрощенной процедуре: явочным или домашним порядком. В первом слу-чае договор составляли сами участники, а затем происходила его регистрация в государ-ственных органах. Во втором случае регистрации не требовалось.

 

Наследственное право.В1729–1731гг.было разрешено составлять на дому духов-ные завещания.

 

Семейное право.Созидательный потенциал русского общества всегда был оченьслабым. Поэтому подавляющее число изменений происходило по инициативе государст-ва. На семейном праве политика просвещенного абсолютизма сказалась благоприятным образом:

− ранее власть интересовал только механизм заключения брака, теперь же она уде-лила внимание опеке, то есть защите личных интересов. В 1775 г. были учреждены дво-рянская опека и сиротские суда для горожан. В 1785 г. введен институт попечительства для малолетних (с 14 лет),

− несколько расширились права женщин. Они сохраняли право на приданое и на благоприобретенное имущество.

 

Разумеется, Екатерина II и ее окружение не могли навязывать обществу непри-вычные для него нормы. В частности, в условиях низкого уровня развития производи-

 

тельных сил подавляющая масса населения страны существовала в таких условиях, где выжить в одиночку было невозможно. Поэтому браки заключались не столько по любви, сколько из сословных соображений: купцу было важно увеличить свой капитал, поэтому главным для него являлось состояние будущей супруги (супруга) своего сына или доче-ри, крестьяне же рассчитывали на нового , крепкого и сильного работника. Семья по-прежнему представляла собой первичную хозяйственную единицу, фактически произ-водственную бригаду. Поэтому власть ее руководителя над всеми остальными членами семьи практически ничем не ограничивалась. В этом плане создание в 1775 г. смиритель-ных домов находилось в рамках общепринятых в обществе отношений. В эти дома роди-тели могли заключать своих непослушных детей.

Процессуальное право.Особенностями процессуального права этого периода было:

− отсутствие четкого разделения судопроизводства на уголовное и гражданское, − существование разных судов для разных сословий,

 

− возможность вмешательства губернской и уездной администрации в ход следствия

и решения суда, − отсутствие адвокатуры и гласности,

 

− фактическое отсутствие каких-либо прав у обвиняемого.

Наиболее значимым нормативно -правовым актом, где регулировались ход следст-вия и судебный процесс, был документ под названием «Учреждения для управления гу-берний Всероссийской империи» (1775 г.).

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие процессы привели к обретению дворянством гражданских прав?

 

2. Почему после обретения дворянством гражданских прав оно так и не получило политические права?

 

3. Какой была политика государства в отношении крестьян?

4. Могли ли планы «верховников» в дальнейшем привести к принятию Конституции

в России?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...