Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть VI. ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫВАЮТСЯ НА ЗАПАДЕ 14 страница




В конце концов, не самый ли это странный из всех парадоксов: чтобы огромнейший и сложнейший организм, где задействовано такое количество взаимосвязанных и сообщающихся центральных нервных систем, начиная со светлячков и кончая философами, сам не обладал бы сознанием? Я в это поверить не могу».

 

Земля, увиденная с Луны "переливающимся сапфиром", вдохновила Дж.Ловлока, химика и биофизика, на научные исследования, результаты которых он изложил в книге "Гея — новый взгляд на жизнь Земли", опубликованной в 1979 году издательством Оксфордского университета. Однако ещё век назад эта "новая идея" была сформулирована Е.П.Б. и теософами. У Джаджа есть захватывающий рассказ на эту тему, который называется "Кожа Земли" [71]. В книге "Океан теософии" он говорит о Земле как о "существе, а не просто глыбе грубой материи" [72].

В Тайной Доктрине Е.П.Б. пишет:

 

«Представление о том, что всё во вселенной живое — одна из тех древних концепций, которые в нынешнем столетии возвращаются человеческому разуму, вследствие освобождения его от антропоморфической теологии. Наука, правда, довольствуется тем, что фиксирует и постулирует признаки всеобщей жизни, но она ещё не настолько осмелела, чтоб хотя бы шепнуть: "Anima Mundi!" Представление о "кристаллической жизни", принятое теперь наукою, было бы осмеяно полвека тому назад... Даже склоняя на все лады термины "сила" и "энергия", наука вряд ли сможет долго игнорировать тот факт, что всё, в чём присутствует жизнь, — живое, будь то атомы или же планеты» [73].

 

Точка зрения лауреата Нобелевской премии Брайана Джозефсона, профессора физики Кембриджского университета, во многом совпадает с этим утверждением. В одном из интервью он замечает:

 

«Каждый атом материи может обладать элементами сознания и эволюционировать по направлению к высшим уровням подобно земным биологическим формам... Физики, склонные считать материю безжизненной и механистичной, находятся на ложном пути. Похоже, что на самом тонком своём уровне материя ведёт себя скорее как нечто биологическое и живое. В основе явлений, которые мы обычно наблюдаем, и даже тех, что изучают в физике, могут лежать жизнь и разум... Вся материя, похоже, обладает таинственной целостностью, или единством, которое учёные не могут объяснить, но о котором часто говорится в разных восточных религиях» [74].

 

Для кого-то окажется неожиданностью, что сэр Исаак Ньютон тоже считал природу живым существом. Малком Браун пишет об этом в "Нью-Йорк таймс" от 10 апреля 1990 года, говоря об интересе современных учёных к алхимикам:

 

«В числе алхимиков были такие величайшие учёные всех времён, как Исаак Ньютон и Роберт Бойль. Хотя Ньютон больше всего известен своими работами в области физики и математики, половину своей жизни в науке, к удивлению его современных почитателей, он посвятил алхимии. Д-р Бетти Джо Титер Доббс, профессор истории Северо-западного университета, много лет изучавшая работы Ньютона, считает, что алхимия была основной областью его научной деятельности, а не каким-то побочным увлечением».

 

В своей новой книге Бетти Доббс высказывает предположение, что Ньютон, пуританин, боялся того, что он считал наступлением атеизма********** [75]76. Она утверждает, что он принимал алхимическую идею о всеобщей жизни, о том, что Бог наполнил всё сущее божественным духом.

Перед нами пример великого учёного, который был также глубоко религиозным человеком. И Ньютон в этом смысле не исключение. В 1984 году вышла книга "Квантовые вопросы: мистические сочинения великих физиков мира". В ней рассматриваются работы Гейзенберга, Шрёдингера, Эйнштейна, де Бройля, Джинса, Планка, Паули и Эддингтона, "убеждённых в том, что физика и мистицизм — в некотором роде братья-близнецы... Все эти замечательные люди, без исключения, пришли к мистическому или трансцендентальному мировоззрению, в котором мир предстаёт как феномен скорее духовный, нежели материальный" [77].

Это ещё раз подтверждает основополагающий принцип Тайной Доктрины о возможности синтеза науки, религии и философии, на что указывает подзаголовок этой книги. Приводимые ниже отрывки из сочинений Эйнштейна свидетельствуют о том, что для автора теории относительности наука и религия отнюдь не представлялись чем-то несовместимым:

 

«Самое прекрасное и глубокое чувство, какое мы можем испытать, — это ощущение мистического. Оно есть сеятель всей истинной науки. Тот, кому незнакомы подобные чувства, кто не способен более удивляться и замирать в благоговении, тот всё равно что мёртв. Знать, что вещи, непостижимые для нас, действительно существуют, проявляясь как высочайшая мудрость или самая лучезарная красота; которую нашим убогим чувствам дано воспринять только в самых примитивных формах, — это знание, это ощущение лежит в основе подлинной религиозности» [78].

«...Я утверждаю, что космическое религиозное чувство — сильнейшая и благороднейшая из пружин научного исследования. Только тот, кто знает, какими огромными усилиями и, в первую очередь, самоотверженностью даётся разработка новых путей в теоретической науке, сумеет понять, какой силой должно быть исполнено чувство, способное подвигнуть на труд, столь далёкий от реалий повседневной жизни. Лишь космическое религиозное чувство может сообщить человеку такую силу. Один наш современник не ошибся, сказав, что в наш материалистический век серьёзные учёные — единственные по-настоящему религиозные люди» [79].

 

В Автобиографии Роберта Э. Милликена приводится следующее высказывание Эйнштейна:

 

«Я довольствуюсь созерцанием таинства разумной жизни, воспроизводящей себя на протяжении всей вечности; размышлением по поводу чудесного устройства Вселенной, которое мы смутно улавливаем; и смиренной попыткой понять хотя бы малейшую частичку разума, проявленного в природе» [80].

 

Идея, что природа проявляет разум, выглядит весьма далёкой от преобладающего ныне среди учёных представления о том, что случайность и произвол царят и в субатомном мире, и в безбрежных просторах космоса, где прямо на наших глазах рождаются и гибнут вселенные.

Английский учёный Роджер Пенроуз — один из тех физиков, для кого фраза Эйнштейна "мой мизинец подсказывает мне, что квантовая механика небезупречна" свидетельствует отнюдь не об упрямстве великого физика [81]. Пенроуз убеждён, что "в любой интерпретации квантовой механики в её нынешнем виде всё равно остаются неразрешимые загадки" [82]. Он полагает, что в будущем "квантовая теория претерпит радикальные изменения" и будут открыты глубочайшие законы, которые объяснят даже великую тайну человеческого сознания [83], равно как и поведение атомных частиц, кажущееся сейчас хаотичным.

В этой связи уместно вспомнить статью Е.П.Б. "Космическое сознание":

"...каждый атом, подобно монаде Лейбница, — сам по себе маленькая вселенная" [84] — т. е. в определённой степени обладает сознанием. В другом месте Е.П.Б. цитирует сходные высказывания Томаса Эдисона: "Мне кажется, что каждый атом обладает неким примитивным разумом: посмотрите, как атомы водорода сочетаются с атомами других элементов тысячами способов... И вы хотите сказать, что всё это происходит без участия разума?" Е.П.Б. добавляет: "М-р Эдисон — теософ, хотя и не из самых активных. Но, похоже, само обладание дипломом Общества приобщает его к теософским истинам" [85].

Е.П.Б. признаёт, что её взгляды относительно присутствия разумной жизни во всём космосе могут быть расценены как возрождение "суеверий полоумных алхимиков" [86]. Это приводит на ум историю, рассказанную физиком Хейнцем Пейджелсом в книге "Космический код: квантовая механика как язык природы".

 

«Как-то раз Вольфганг Паули выступал в лаборатории Пупина в Колумбийском университете с лекцией о новой нелинейной теории элементарных частиц Гейзенберга. Среди слушателей был Нильс Бор, который после лекции заметил, что теория эта недостаточно безумна, чтобы быть верной. И вот Бор и Паули заспорили. Бор твердил: "Она недостаточно безумна", Паули возражал: "Нет, достаточно". Сторонний наблюдатель вряд ли понял бы, что же пытаются поделить два великих физика. Дело в том, что и Бор и Паули прекрасно понимали, что именно безумность квантовой теории есть залог её правильности».

 

Как утверждает Хейнц Пейджелс:

 

«Любое совершенное творение человека прекрасно, и физические теории — не исключение. Уродливую теорию отличает неуклюжесть мысли, и её трудно долго удерживать в сознании... Новые идеи поначалу часто кажутся нелепыми и странными, и красота их, если они правильны, начинает проступать позднее... Когда физики действительно поймут внутреннюю логику космоса, она окажется прекрасной» [87].

 

Можно ли найти идею более прекрасную, чем та, согласно которой разумная жизнь универсальна и пребывает во всём, от галактики до атома, а мёртвой материи не существует? Если она верна, то в ней содержится решение великой загадки обитаемости других миров. Если минералы — живые, тогда, конечно, все миры обитаемы. В Тайной Доктрине есть захватывающее утверждение о том, что все планетные и звёздные тела «есть, были или будут "обитаемы человеком"» [88]. В другом месте Е.П.Б. приводит каббалистический постулат: «Камень становится растением, растение — животным; животное — человеком; человек — духом; и дух — богом» [89].

 

—————————

 

Древняя мудрость о том, что жизнь универсальна и духовна по своей сути, провозглашенная в Тайной Доктрине, накладывает на людей огромную ответственность — использовать эту жизнь во благо. Неверное и порочное обращение человека с материей угрожает самому существованию Земли.

Некоторые религиозные деятели считают, что если всё живое станут вновь почитать священным, то возникнет опасность вернуться вспять, к примитивному пантеизму, и снова начать поклоняться камням и деревьям. Между тем в Тайной Доктрине есть мысли по этому поводу, которые заслуживают того, чтобы над ними задуматься:

 

«1. Тайная Доктрина если и учит атеизму, то только в смысле, который передаётся индусским словом настика, или отрицание идолов, в том числе всех антропоморфных богов. В этом смысле каждый оккультист есть настика.

2. Она признаёт Логос, или совокупного "Творца" Вселенной; Demi-urgos********** — в том смысле, в каком говорят о "зодчем" как о "творце" здания, хотя сей зодчий сам не притронулся ни к единому камню его, но, начертав план, предоставил весь ручной труд каменщикам; в данном случае план был начертан Представлением (Мыслеосновой) Космоса, а труд построения был предоставлен Множествам разумных Сил. Но сей Демиург не есть какое-то конкретное божество — т.е. несовершенный внекосмический бог, — но совокупность Дхьян-Чоханов и прочих сил.

Что же касается последних —

3. Они двойственны по своей природе; и состоят из а) неразумной грубой энергии, присущей материи, и б) разумной души, или космического сознания, направляющего и руководящего этой энергией и которое и есть мысль Дхьян-Чоханов, отражающая Мыслеоснову Космического Разума. Результат этого — нескончаемый ряд физических проявлений и нравственных следствий на Земле, на протяжении манвантарных периодов, причём всё в целом подчинено карме. Поскольку процесс этот не всегда совершенен, и так как он, несмотря на многочисленные доказательства, свидетельствующие о существовании руководящего разума за покровом, всё же имеет изъяны и недостатки и даже весьма часто оборачивается явной неудачею, — то из этого следует, что ни совокупные Множества (Демиург), ни какая-либо из деятельных сил в отдельности, не могут быть объектом обожествления. Тем не менее все они достойны благодарного почитания человечества; и человеку следовало бы постоянно стремиться помогать божественной эволюции Идей, чтобы стать, насколько это в его силах, сотрудником природы в выполнении задачи данного цикла. Одна лишь вечно неведомая и непостигаемая Карана, эта Беспричинная Причина всех причин, достойна иметь свой храм и престол на сокровенной и девственной тверди нашего сердца — невидимая, неощутимая, несказуемая иначе, нежели посредством "беззвучного голоса" нашего духовного сознания. Тем, кто поклоняется ей, следует совершать это в молчании и в святом уединении своей души, имея дух свой единственным посредником между собой и Мировым Духом, благие поступки — единственными служителями, а греховные побуждения — единственными зримыми и реальными жертвами, приносимыми этому Присутствию» [90].

 

—————————

 

Эта глава открывалась размышлениями по поводу пророчества в Тайной Доктрине о том, что всего за девять лет — с 1888 по 1897 год — покров природы будет прорван. Один из наших друзей-учёных, сопоставивший это пророчество с тем, насколько оно исполнилось, пришёл к следующему выводу:

 

«Покров природы действительно оказался прорван, причём самым неожиданным, поразительным и странным образом, позволив проникнуть невообразимо глубоко и в мельчайшие, и в величайшие царства природы, с такими потрясающими последствиями для науки во всех областях и для повседневной жизни человека, что параллелей этому не сыскать во всей известной нам истории».

 

 

Глава 4. В мире литературы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...