Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть VI. ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫВАЮТСЯ НА ЗАПАДЕ 13 страница




 

В уже цитированной выше статье Шелдрейк пишет:

 

«М-поля можно представить себе по аналогии с магнитными полями, которые имеют строение, хотя и невидимы*******. Морфогенетические поля посредством собственной структуры формируют развивающиеся клетки, ткани и организмы. К примеру, зародыш уха в человеческом эмбрионе как бы "отливается" по соответствующей матрице морфогенетического поля и т. д.

Но что это за поля и откуда они берутся? Вот уже более пятидесяти лет их природа продолжает оставаться загадкой, гипотетично и их существование. Однако я верю, что поля эти так же реальны, как электромагнитные и гравитационные физические поля, просто это новый вид поля с весьма примечательными свойствами. Подобно известным в физике полям, они связывают между собой сходные объекты в пространстве... но, сверх того, связывают их ещё и во времени.

Идея заключается в том, что морфогенетические поля, которые формируют развивающееся животное или растение, происходят от форм существовавших прежде особей того же вида. Эмбрионы как бы "настраиваются" на них. Процесс такой "настройки" называется морфорезонансом. Точно так же поля, организующие деятельность нервной системы животных, происходят от предыдущих животных того же вида; в своём инстинктивном поведении животные пользуются "банком памяти", или "совокупной памятью", своего вида.

Похоже, у природы есть тенденция передавать однажды полученное знание дальше. Это происходит даже с кристаллами. Как отмечает Хэннон, "впервые синтезированные химические соединения обычно с трудом кристаллизуются. Со временем способность к организации в кристаллическую форму возрастает».

 

Сто лет назад теософы указывали на разнообразные возможности, которые предоставляет астральный мир. Об этом говорится в статье Джаджа "Эхо с Востока":

 

«В области теософских изысканий, пожалуй, нет ничего интереснее астрального света. Индусы называют его Акаша — это слово можно также перевести как "эфир". Говорят, что удивительные феномены восточной йоги объясняются знанием его свойств. Утверждается также, что ясновидение, яснослышание, медиумизм и провидение, известные западному миру, возможны только при посредстве астрального света. В нём фиксируются наши дела и мысли, он — огромная панорама всего, что происходит на Земле, и провидец всегда может остановить взгляд на любом событии прошлого или будущего... [Астральный свет] пронизывает каждый атом земного шара, каждую его молекулу. Подчиняясь законам притяжения и отталкивания, он вибрирует, становясь то положительным, то отрицательным. Это сообщает ему вращение, что символизируется змием. Это великий и всеобъемлющий фактор, или первичный двигатель, если говорить с космической точки зрения, благодаря которому не только произрастают растения, но и поддерживается систола и диастола человеческого сердца.

... [Астральный свет], считает Фламмарион, запечатлевает картины каждого мгновения и сохраняет их. По этой причине египтяне называли его Писцом; в христианстве это — Ангел, отмечающий добрые дела и грехи; в индусском пантеоне — Яма, судья мёртвых, ибо карма судит нас на основании тех картин, которые мы оставляем в [Акаше]...

Поскольку астральный свет хранит картины всех прошлых вещей и событий, а нового под солнцем ничего нет, то всевозможные технические приспособления, идеи, философия, искусства и науки давно погибших цивилизаций постоянно проецируются в виде картин из астрала в мозг ныне живущих людей. Этим можно объяснить не только часто наблюдаемое "совпадение" идей или изобретений сразу у нескольких изобретателей или учёных, близких по времени и совершенно независимых, но и другие любопытные случаи.

Некоторые мнимые учёные берутся рассуждать о телепатии и прочих феноменах, но не могут объяснить естественными причинами ни факт передачи мыслей, ни существование призраков, ни ясновидение, ни множество самых разнообразных явлений оккультного характера, которые изо дня в день наблюдаются во всём спектре жизни. Допустить, что мысль может передаваться не с помощью речи, а непосредственно от одного мозга к другому, — это уже хорошо, но как может происходить подобная передача без соответствующей среды? Такой средой служит астральный свет. В тот миг, когда мысль оформляется в мозгу, она отображается в этом свете и непосредственно оттуда принимается другим мозгом, достаточно чувствительным, чтобы воспринять её неискажённой...

То, о чём говорилось выше, — всего лишь несколько примеров многочисленных свойств астрального света. Что касается нашего мира, то можно сказать, что астральный свет, проникающий всё сущее, — повсюду; он обладает запечатлевающей силой, посредством которой фиксируются картины мыслей, поступков, событий, настроений, звука, цвета и всего прочего...

Астральный свет — могущественный, не признанный наукой фактор, лежащий в основе гипноза. Он позволяет объяснить многие из проблем, сформулированных Бине, Шарко и другими исследователями, в особенности же тот класс явлений, когда человек как бы совмещает в себе две или большее число разных личностей, причём в каждой из них вспоминает только те вещи... которые входят в сферу опыта одной личности. Эти странные явления обязаны потокам астрального света. В каждом таком потоке будет найден определённый ряд отражений, и они отбираются внутренним человеком, который выражает их посредством речи или действий в нашей сфере бытия как свои собственные. Используя эти же потоки, правда бессознательно, ясновидящие и яснослышащие как бы читают сокрытые страницы жизни.

Этот свет может запечатлевать как добрые, так и дурные картины, и все они отражаются в подсознании каждого человека. Если мы наполним астральный свет картинами злобы... он станет нашим дьяволом и разрушителем; если же, следуя примеру пусть немногих достойных мужчин и женщин, это вечное полотно будет расписано событиями нового, более чистого свойства, он станет нашим Божественным Возносителем» [52].

 

В журнале "Теософия" за ноябрь 1988 года сообщалось:

 

«В своей новой книге "Присутствие прошлого — морфорезонанс и привычки Природы" ("Таймс букс", 1988) Шелдрейк прослеживает проявления формирующей причинности в психологии, социологии и культуре... К счастью, морфорезонанс есть функция, проверяемая экспериментальным путём на протяжении ряда лет... Об экспериментах с усвоением новых навыков пока не сообщается, но интересно проследить за опытами, связанными с навыками, давно закрепившимися. В них проявляется эффект, напоминающий морфорезонанс. К примеру, группы испытуемых в Америке и в Англии должны были выучить три детских стишка на японском языке. Один из них издавна заучивали целые поколения японских детей. Два других были составлены по образцу первого специально для этого эксперимента. Выяснилось, что традиционный стишок дети запоминали быстрее. Другие эксперименты были основаны на усвоении правильных и искажённых слов из какого-нибудь иностранного языка, которого испытуемые не знали, и снова оказывалось, что реально существующие слова запоминались легче».

 

Дейвид Спэнглер в книге Возникновение так отзывается о работе Шелдрейка:

 

«Эта и подобные ей теории, возникающие на почве химии и биологии, наводят на мысль, что преобразование культуры и восприятие новой парадигмы может произойти очень быстро — лишь только горстка представителей рода нашего усвоит и воплотит в жизнь основные положения нового видения мира».

 

Наиболее впечатляющим подтверждением существования астрального прообраза тела стало открытие Харолда Ф. Берра и С.Нортропа, учёных из Йельского университета. Они обнаружили, что телам всех существ присуще то, что они назвали электрическим архитектором, — структура, весьма напоминающая описание астрального тела Джаджем, который говорит, что оно "электрическое и магнитное по своей природе". Четыре года они изучали развитие организмов саламандр и мышей, после чего представили свой доклад на рассмотрение американской Академии наук. Научный редактор "Нью-Йорк таймс" в номере от 25 апреля 1939 года так оценил значение этих экспериментов:

 

«В живых телах имеется электрический архитектор, который формирует индивидуума согласно особой, предопределённой схеме и остаётся в теле начиная с предэмбриональных стадий до самой смерти. Всё остальное претерпевает постоянные изменения; мириады клеток индивидуума, из которых состоит тело, — за исключением клеток головного мозга, — стареют и умирают, сменяясь другими клетками, но электрический архитектор остаётся единственной константой на протяжении всей жизни организма, строя новые клетки и организуя их по той же схеме, что и предыдущие, в буквальном смысле постоянно воссоздавая тело. Смерть наступает, когда прекращается работа электрического архитектора.

Идея электрического архитектора предлагает новый подход к пониманию природы жизни и жизненных процессов. Она подразумевает, что каждый живой организм обладает электродинамическим полем, подобно тому как магнит создаёт вокруг себя магнитное силовое поле. Согласно д-ру Берру, эксперименты показывают, что каждый вид животных и, весьма вероятно, каждая особь внутри вида обладает характерным только для неё электрическим полем.

Таким образом, это электрическое поле, обладая собственной структурой, формирует по своему образцу всю протоплазменную жизненную субстанцию, которая оказывается в сфере его воздействия, тем самым персонифицируя себя в живой плоти, подобно тому как скульптор воплощает свою идею в камне».

 

Тридцать три года спустя Берр опубликовал труд "Матрица бессмертия: электрические структуры жизни". В нём он пишет, что "в течение примерно полувека логические следствия этой теории подвергались тщательной экспериментальной проверке, и в них не было замечено никаких противоречий" [53].

Концепция астрального прообраза тела подводит нас к ещё более фундаментальной проблеме. Кто или что создаёт его? Ответ на этот вопрос можно искать в теософской концепции эволюции и её первичных движущих сил, чему посвящены оба тома Тайной Доктрины. В основе своей учение таково:

 

«Мироздание движимо и направляемо изнутри вовне... Почти бесконечный ряд Иерархий разумных Существ, каждая из которых исполняет свою миссию, направляет весь Космос, руководит им и одушевляет его... Они бесконечно разнятся по степени своего сознания и разума...» [54].

 

Наиболее продвинутые из них могут быть названы архитекторами вселенной, — это существа, которые когда-то были людьми, а теперь подобны богам своей мощью и возложенными на них обязанностями.

Вскоре после смерти Е.П.Б. эта теория получила неожиданную поддержку со стороны известного английского биолога Томаса Гексли, ведущего дарвиниста прошлого столетия и ярого скептика. В "Эссе по некоторым спорным проблемам" он писал:

 

«Если смотреть на этот вопрос с наиболее строгой научной точки зрения, то предположение о том, что среди мириад миров, рассеянных в бесконечном космосе, нет разума, который превосходил бы человеческий во столько же раз, во сколько человеческий разум превосходит тараканий, что нет ни одного существа, одарённого силой воздействия на естественный ход развития, во столько же раз превосходящей таковую силу человека, во сколько раз сам он в этом отношении превосходит улитку, — так вот, такое предположение кажется мне не только несостоятельным, но и просто нелепым (курсив наш. — С. К.). Не выходя за пределы аналогии, выводимой на основании того, что нам известно, легко заселить космос существами, всё более и более превосходящими нас самих, пока их способности не окажутся практически неотличимыми от всемогущества, вездесущности и всезнания».

 

Гексли также изменил свои представления о разуме:

 

«Как я понимаю, главный догмат материализма заключается в том, что во вселенной нет ничего, кроме материи и силы... Kraft und Stoff — сила и материя — выступают как Альфа и Омега существования... Того, кто не придерживается подобного взгляда, рьяные сторонники этой доктрины обрекли на [Дантов] ад, отведённый для дураков или лицемеров. Однако я во всё это совершенно не верю... Во вселенной есть нечто третье, а именно разум, который я не могу отнести ни к материи, ни к силе, ни к любой мыслимой модификации этих двух» [55].

 

Алфред Рассел Уоллес, разработавший теорию естественного отбора независимо от Дарвина, открыто признавал её ограниченность. Он считал руководство со стороны "более высоких разумов" — "неотъемлемой частью великих законов, управляющих материальной вселенной". Он говорит также, что естественным отбором невозможно объяснить художественный, музыкальный или любой другой эстетический талант, поскольку ни один из них не даёт никаких преимуществ в борьбе за выживание [56].

 

В Тайной Доктрине читаем следующее:

 

«"Естественный отбор" не есть нечто объективно существующее, это только удобное выражение для описания того, как в борьбе за существование выживают приспособленные и уничтожаются неприспособленные... [Естественный] "отбор как Сила" на самом деле есть чистой воды миф; особенно же, когда к нему прибегают для объяснения происхождения видов... Сам по себе "он" не может произвести ничего и лишь оперирует с предоставленным "ему" сырым материалом. Вопрос же заключается в следующем: какая ПРИЧИНА — в сочетании с другими второстепенными причинами — производит "изменения" в самих живых существах? Многие из этих второстепенных причин чисто физические, зависящие от климата, пищи и проч., и проч. Замечательно. Но за второстепенными аспектами органической эволюции нужно искать более глубокий принцип. "Самопроизвольные изменения" материалистов и "случайные отклонения"... не в состоянии объяснить поразительную сложность и удивительные свойства, в частности, человеческого тела... Причина, лежащая в основе физиологического изменения видов... есть подсознательный разум, пронизывающий материю и, в конечном итоге, прослеживаемый до ОТРАЖЕНИЯ Божественной мудрости и мудрости Дхьян-Чоханов» [57].

 

А вот что пишет профессор Роззак об аналогичных взглядах Уоллеса на естественный отбор:

 

«Для него приспособляемость видов была, в сущности, консервативной и безынициативной. Она действует только по горизонтали... Если бы эволюция действительно шла по пути выживания наиболее приспособившихся, то наша планета и по сей день была бы заселена [исключительно] плодовитыми бактериями... Но за этим Уоллес усматривает ещё и дерзновенное движение по вертикали, которое толкает эволюцию к более высоким уровням сложности и разумности". И это вертикальное движение получает импульс от духовного источника» [58].

 

Тайная Доктрина указывает, что вертикальное движение возникает, главным образом, в стратегически важных точках эволюционного пути. Это подкрепляется современной теорией перемежающегося равновесия, которая показывает, что дарвиновская теория постепенных изменений не подтверждается данными палеонтологии. Так, "Ньюсуик" за 3 ноября 1980 года сообщает: "В настоящее время всё больше учёных склоняются к мысли о том, что на протяжении миллионов лет виды изменяются весьма незначительно, а потом вдруг быстро эволюционируют, как при квантовом скачке..." Выдающийся антрополог Лорен Эйсли в книге "Нескончаемое путешествие" обсуждает эту теорию применительно к человеческому мозгу:

 

«Как недавно заметил крупный специалист в области палеоневрологии д-р Тилли Эдинджер, "если человек проходил фазу питекантропа, то эволюция его мозга была явлением уникальным, не только по своим результатам, но и по скорости... Похоже, увеличение полушарий мозга не менее чем на пятьдесят процентов произошло, с геологической точки зрения, практически мгновенно и не сопровождалось сколько-нибудь существенным увеличением размеров тела"» [59].

 

Возможно, здесь имеется параллель с описанным в Тайной Доктрине периодом "возжжения" разума путём воплощения человеческих душ из предыдущего мира в дотоле неразумные человеческие формы [60]. Душам, достигшим человеческой стадии в предыдущем мире, нет необходимости снова воплощаться в мире животном.

Мнение Блаватской о том, что естественный отбор и случайные мутации не могли сами по себе привести к образованию столь сложного мира, как наш, получает независимое подтверждение со стороны всё большего числа учёных. Следующий отрывок из книги "Бесконечное во всех направлениях" Фримана Дайсона, профессора физики Принстонского исследовательского института [61] был помещен редакцией журнала "Тайм" в апрельском выпуске за 1988 год:

 

«Не думаю, что наша вселенная образовалась случайно. Я верю, что разум существует во вселенной в некоем очень реальном смысле. Вопрос в том, первичен ли он или это только случайное следствие чего-то ещё? Среди биологов, похоже, преобладает точка зрения, что разум возник случайным образом из молекул ДНК или чего-нибудь в этом роде. Такое представляется маловероятным. Более резонной кажется мне мысль, что разум — это одна из первичных составляющих природы, а мы — его проявление на современном этапе истории. Дело здесь не столько в том, что разум самодостаточен, а в том, что это неотъемлемый компонент построения вселенной, и жизнь — это способ, коим природа наделяет разум возможностями, которых в противном случае у него не было бы».

 

Дайсон цитирует лекцию Джорджа Уолда "Жизнь и разум во вселенной", прочитанную в 1985 году. В прошлом профессор биологии Гарвардского университета, Уолд в 1967 году был удостоен Нобелевской премии по физиологии:

 

«Я, как практически все биологи и большинство других людей, полагал, что сознание или разум — позднейший продукт эволюции животных. Но мне пришло в голову, что, наоборот, как раз постоянное всепроникающее присутствие разума и вело материю в данном направлении. И тут я обнаружил, что оказался в прекрасном обществе: идеи такого рода тысячелетиями существовали в древних восточных философиях. И некоторые выдающиеся исследователи, работавшие в области физики [в первой половине двадцатого века], пришли к таким же мыслям. Я обнаружил, что Эддингтон тоже говорит о приоритете разума над материей. Фон Вайцзеккер, философствующий физик, говорит о том, что он называет принципом идентичности, в том смысле, что материя и сознание — это аспекты-двойники реальности» [62].

 

Подобные размышления неизбежно приводят к мысли о том, что жизнь есть не только на Земле, но и где-то ещё во вселенной. В связи с этим возникает вопрос, не пропадут ли результаты земного эволюционного развития после смерти нашей планеты и всей солнечной системы.

Профессор из Принстона как-то рассказывал Эйнштейну о своём сыне, блестящем студенте колледжа, который впал вдруг в депрессию и совершенно забросил учёбу и всё остальное. Его мучила мысль не о собственной смерти, а о смерти солнечной системы! Однажды, говорил он, всё это полетит в тартарары, и всё сущее на Земле обратится в ничто. Как будто ничего и в самом деле здесь не происходило; а потому — зачем, собственно, суетиться и что-либо предпринимать?

Эта же проблема беспокоила и Дарвина. В письме к сыну он говорит о неизбежном распаде нашей солнечной системы, когда "солнце со всеми планетами станет слишком холодным для жизни. Я верю, что в отдалённом будущем человек станет более совершенным созданием, чем сейчас, и мне невыносима мысль, что, после столь долгого развития, он вместе со всеми прочими живыми существами обречён на полное уничтожение. Для тех, кто полностью признаёт бессмертие человеческой души, уничтожение этого мира не покажется столь ужасным" [63].

Дарвин, скорее всего, излагает не общепринятые представления о бессмертии как о вечном приюте на небесах после краткого пребывания здесь, на этой земле. Он, похоже, имеет в виду, что эволюция как процесс могла бы продолжаться в других мирах, если души действительно нетленны, что подразумевает способность к последующим рождениям. Возможность того, что миры и даже галактики целиком перевоплощаются, всерьёз занимает сейчас астрономов и физиков. Эссеист из "Нью-Йорк таймс" Малком Браун несколько лет назад писал:

 

«В настоящее время две теории о конечной судьбе вселенной соперничают друг с другом. Азарт гонки подхлёстывает астрономов, философов, математиков, физиков — исследователей элементарных частиц, химиков... Вопрос заключается в том, действительно ли вселенная "открытая" и продолжит извечно своё нынешнее очевидное расширение, или же она "закрытая" и обречена однажды прекратить своё расширение и схлопнуться, чтобы потом возродиться вновь. Если вселенная "открытая" и вечно расширяющаяся, то, разумеется, энергия, необходимая для поддержания жизни, в конце концов настолько рассеется, что прекратит своё действие, и всё умрёт» [64].

 

Сэр Стивен Хокинг, занимающий в Кембридже ту же должность, что некогда занимал сэр Исаак Ньютон, считается ведущим физиком нашего времени. В весьма популярной книге "Краткая история времени: от Большого взрыва до чёрных дыр" он говорит, что поначалу принимал модель "открытой вселенной", которая обрекает космос на конечное уничтожение. Но теперь и он, и его коллеги пришли к выводу, что вселенная непрерывно пульсирует: то расширяется, то сжимается — и этому нет ни начала, ни конца. Соответственно, Большой взрыв не первое и не единственное событие такого рода. Он замечает:

 

«Любопытно отметить ту особенность общего умонастроения, предшествовавшего двадцатому веку, когда никто не задавался вопросом, расширяется вселенная или сжимается. Ибо тогда считалось, что либо вселенная существовала всегда в неизменном состоянии, либо была создана в определённый момент в прошлом примерно такой же, какой мы наблюдаем её сегодня» [65].

 

Очевидно, Хокинг никогда не читал следующих строк в Разоблаченной Исиде, которые Е.П.Б. считала настолько важными, что повторила их в Тайной Доктрине, с несколькими небольшими поправками:

 

«Эзотерическая наука, подобно буддизму и брахманизму и даже Каббале, учит, что единая бесконечная и непознаваемая Сущность существует извечно, пребывая либо пассивной либо активной в регулярной и гармоничной последовательности. В поэтической фразеологии Ману эти состояния именуются "днями" и "ночами" Брахмы; он либо "бодрствует", либо "спит"...

Когда наступает период деятельности — согласно Тайной Доктрине********, в силу подчинения вечному и непреложному закону, происходит распространение этой Божественной сущности извне вовнутрь и изнутри вовне; и феноменальный или видимый мир есть конечный результат работы длинной цепи космических сил, последовательно приводимых в движение. Подобным же образом, когда происходит возврат к пассивному состоянию, Божественная сущность сжимается, и результат данного творения постепенно и последовательно растворяется. Видимый мир дезинтегрируется, материал его рассеивается; и "тьма", одна-единственная, снова окутывает лик "бездны". Если воспользоваться метафорой из сокровенных книг, ещё яснее передающей эту мысль, — выдыхание "непознаваемой сути" рождает мир; вдыхание — приводит к его исчезновению. Процесс этот извечен, и наша нынешняя вселенная — лишь одна из бесконечного ряда, не имеющего ни начала, ни конца (курсив наш. — С. К.)» [66].

 

Ядром теории Большого взрыва служит представление о том, что вселенная началась со взрыва "маленькой искры" материи, из которой в конечном счёте эманировали все звёзды и галактики. В Тайной Доктрине, где символически представлены разные стадии развития космоса, мы находим аналогичное утверждение, за исключением того, что здесь вселенная исходит от духа, а не от материи:

 

«Архаический манускрипт — собрание пальмовых листьев, которые особым неизвестным способом защищены от воздействия воды, огня и воздуха, — находится перед глазами пишущей эти строки. На первой странице изображен безупречно белый круг на тусклом тёмном фоне. На следующей странице тот же круг, но с точкою в центре. Изучающий знает, что первый представляет Космос в Вечности, перед новым пробуждением ещё дремлющей Энергии, эманации Слова в более поздних системах. Точка в прежде непорочно чистом круге... указывает на начало дифференциации. Это Точка в Мировом Яйце... зародыш внутри него, который станет Мирозданием, ВСЕМ, беспредельным, периодическим Космосом; причём зародыш этот периодически и поочерёдно бывает то латентным, то активным» [67].

 

Е.П.Б. одобрительно цитирует одного французского теоретика, который рассуждает о том, что весь космос может быть сконцентрирован "в одной точке" [68]. В другом месте она говорит о вселенной, выявляющейся из "центрального Солнца, из этой точки, вечно сокрытого зародыша" [69].

В свете новейших открытий теория Большого взрыва подвергается серьёзному пересмотру. До сих пор считалось, что продукты взрыва были беспорядочно выброшены по всем направлениям. Однако совсем недавно астрономы обнаружили нечто похожее на решётку из восьми галактик, расположенных на равных расстояниях друг от друга. Один из учёных, сделавших открытие, был весьма обескуражен и заявил, что мы — полные невежды в том, как возникла вселенная, и должны с нуля приступить к разработке своих теорий.

Сообщение ещё об одном открытии было сделано на ежегодном собрании Американского астрономического общества 10 января 1990 года. Статья в "Нью-Йорк таймс" от 12 января, посвященная этому событию, называлась "Открытие: континент галактик, притягивающий к себе другие галактики":

 

«Астрономы сегодня подтвердили, что одно из величайших известных им скоплений галактик действительно существует... Эта огромная структура, названная "великий притягатель", отстоит от Земли на 150 миллионов световых лет, и её гравитационное притяжение непрерывно воздействует на Млечный Путь и миллионы других галактик...

Это открытие подтверждает теории, обсуждавшиеся астрономами на протяжении ряда последних лет. Суть их состоит в том, что основные объекты вселенной во много раз крупнее и сложнее, чем представляли себе астрономы. Такие объекты — не просто галактики или галактические системы, это стократно превосходящие их огромные "континенты галактик".

Галактики в зоне "притягателя" не разбегаются в стороны, как в остальной части вселенной, а все "падают" в некую область шириной в сотни миллионов световых лет. Поражает также скорость этого движения — 400 миль в секунду. Это свидетельствует о том, что нечто притягивает эти галактики... Астрономы отмечают, что некоторые из наблюдаемых галактик расположены по другую сторону Млечного Пути от этого притягателя — и, что показательно, тоже притягиваются к нему...

В соответствии с современным описанием истории вселенной, для образования подобной структуры потребовалось бы времени больше, чем существует сама вселенная... Великий притягатель — только одна из ряда тех гигантских структур, существование которых теоретически допускалось в последние несколько лет, наряду с "великой стеной", которая, как считают, представляет собой огромное "покрывало" из галактик, растянувшееся на миллиард световых лет» [70].

 

—————————

 

Возможно, это открытие имеет огромное значение. До сих пор учёные могли лишь предполагать, что нынешнее "разлетание" миров и удалённых галактик во вселенной, созданной Большим взрывом, в один прекрасный момент может приобрести обратный характер, но континент галактик "великого притягателя" придаёт вес этой теории*********. Таким образом, теория о том, что вселенная периодически возрождается вновь, может получить дополнительную поддержку.

В свете этих грандиозных проблем высадка человека на Луну может показаться фактом не столь значительным, однако она стала одним из крупнейших событий в нашей истории. В номере "Нью-Йорк таймс" за 15 июля 1989 года Льюис Томас поделился с читателями своими размышлениями по этому поводу:

 

«Перед нашими глазами на телеэкранах появилось изображение Земли, и у всех на миг перехватило дыхание.

Прямо над лунным горизонтом возник светящийся, круглый, переливающийся шар, тёмно-синий, с пятнами белоснежных облаков, — наш собственный дом, и ничего более прекрасного людям видеть ещё не доводилось. Да, даже и на фотографии видно, что шар живой. Этот удивительный круглый объект, одиноко висевший перед нами, был... живой, живым существом.

Теперь мы догадываемся, что Земля живёт той согласованной взаимосвязанной жизнью, какую мы находим у живых организмов. Мы знаем, что планетная жизнь, "биосфера", саморегулируема, и этим открытием мы в огромной степени обязаны Джеймсу Ловлоку и Линн Маргулис с сотрудниками, которые приступили к своим исследованиям в 70-х годах нашего века.

Биосфера с большой точностью поддерживает солёность и кислотно-щелочной баланс в океанах, в течение миллионов лет сохраняет неизменным состав атмосферы с оптимальным для фотосинтеза и дыхания количеством кислорода и углекислого газа. Земля живёт благодаря Солнцу, поглощая энергию, необходимую для жизнедеятельности мириад живых существ и отражая излишек её в бездонные просторы космоса. Это — "гипотеза Геи", новая идея о том, что сама Земля — живая...










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...